- Преподавателю
- Математика
- Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клёцина Н.Н. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа факультативного курса «Математический калейдоскоп»
по математике для учащихся 5 классов
I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Актуальность.
Очень часто учитель математики среднего звена обучения сталкивается с недостаточной подготовленностью учеников, окончивших начальную школу, поэтому важно на уроках в 5 классе формировать хорошие вычислительные навыки. Необходим факультативный курс, углубляющий и расширяющий знания учеников, развивающий познавательный интерес и формирующий математические способности.
Новизна.
Проведённый анализ, существующих программ по математике содержание, которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук выявил: отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5-х классов.
Цель курса: подготовить учащихся 5-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.
Задачи курса:
-
развитие у учащихся логического мышления;
-
формирование пространственного воображения и графической культуры;
-
привитие интереса к изучению предмета;
-
выявление одаренных детей;
-
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-
Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
-
Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
-
Решать несложные задачи арифметическим и алгебраическим способом.
-
Распознавать и изображать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар.
-
При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.
II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
5-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
-
Основы математики (10 + 2 часов)
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: о разных системах счисления;
уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.
Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. На основе этих сведений требуется сделать вывод о наличии или отсутствии у объектов, описываемых в задачах, тех или иных свойств или отношений. Исторические сведения насыщены практическим материалом.
-
Действия с обыкновенными дробями. (10 + 1 часов)
Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, линейные уравнения по условию текстовых задач.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;
уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.
-
Геометрическая составляющая школьного курса математики (10 + 1 часов)
Основная цель - развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: свойства геометрических фигур;
уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.
При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно - методическими линиями школьного курса математики.
Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.
III РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Номера уроков
Содержание учебного материала
Количество часов, отводимое на выполнение
дата
Всего
Теория
Практика
1
Входная контрольная работа
1
I. Основы математики - 14 часов
2-3
Приёмы устного счёта
2
1
1
4-5
О разных системах счисления. Как люди научились считать
2
1
1
6
Пифагорейская школа.
1
0,5
0,5
7-8
Логика и смекалка
2
0
2
9-11
Математические игры
3
1
2
12
Математика в профессии родителей (сочинение)
1
0
1
13-15
Приёмы рационального счёта
3
1
2
16
Контрольная работа
1
II. Геометрическая составляющая школьного курса математики - 17 часов
17-20
Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма
4
1
3
21-22
Метрическая система мер.
Старые русские меры.
Как измеряли в древности.
2
1
1
23-27
Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.
5
2
3
28-31
Решение логических задач
4
1
3
32-33
Итоговое занятие "Творцы математики". Решение и составление кроссвордов.
2
0
2
34
Контрольная работа
1
Список литературы для учителя:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 1989 г.
2. А.Д Блинкос, А.В. Семёнов и др. «Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы». М, «Первое сентября, 2004 г.
3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010 г.
4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
6.Е.В.Алтухова, «Математика 5-11 классы: Уроки учительского мастерства». Волгоград, Учитель, 2009 г.
7. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
8. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
9. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.