Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»

Здравствуйте, меня зовут Комягина Вера Владимировна! Хочу поделиться с вами своей разработкой урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями». Мой урок включает 9 этапов.На каждом из них рассмотрены различные формы работы с учащимися На этапе повторения: ребята вспоминают определения, которые им понадобятся для изучения нового материала, предлагаю задание: среди данных дробей найти правильные, неправильные и занести в нужный столбец таблицы(работа с интерактивно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

ФИО: Комягина Вера Владимировна

Место работы: МОУ «Ирдоматская основная общеобразовательная школа» Череповецкого района Вологодской области

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Базовый учебник: Виленкин Н.Я. Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. 16-е изд., перераб. -М.:Мнемозина, 2012

Цель урока: научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, применять полученные знания при решении задач.

Задачи:

Образовательные:

-вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

- научиться правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби.

Развивающие:

- способствовать развитию долговременной памяти в процессе усвоения материала;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-развивать логическое мышление;

-развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

- прививать трудолюбие, аккуратность в математических вычислениях и записях;

- умение слушать и вступать в диалог;

-воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint

Структура и ход урока:



Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный

момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

-А с каким настроением вы пришли на урок?

У каждого из вас на столе лежит «лист настроения». (Приложение1)

Пожалуйста, возьмите ручку и отметьте свое настроение в начале урока. Спасибо!

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные:

самоопределение

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

2

Вводная беседа.

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

- А давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?


-Дайте определение

правильной и неправильной дроби

-Дайте определение числителя и знаменателя дроби

Работа устно: (Слайд)

Задание: Среди данных дробей найдите правильные и неправильные дроби и занесите их в соответствующий столбец. Объясните свой выбор.

(На инт. доске записаны 12 дробей и доска разбита на два столбца прав. дроби/ неправ. дроби. учащиеся выбирают дробь и заносят в соответствующий столбец, объясняют свой выбор)

Дроби: Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»


Задание 2: Задача на нахождение суммы дробей с одинаковыми знаменателями (слайд)

Пирог разрезали на 7 кусков. Сначала съели 2 куска, затем еще три. Какую часть пирога съели?

Запись в буквенной форме на доске определения сложения двух дробей.

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»

- На прошлом уроке мы сравнивали дроби, изучили правильные и неправильные дроби, учились сравнивать неправильные дроби с правильными, с единицей.

-Дробь называется правильной,

если у нее числитель меньше знаменателя

-дробь называется неправильной, если у нее числитель больше или равен знаменателю.

Отвечают определения.


Выполняют задание с объяснением.

Правильная дробь: числитель < знаменателя

Неправильная дробь: числитель > или = знаменателю




Решают задачу.

Объясняют ответ и приходят к определению сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и

вступать в диалог.

Личностные: смыслообразование

3

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Предлагает задачу на нахождение разности дробей с одинаковыми знаменателями.

Задача: Настя разрезала торт на 9 равных кусков .7 кусков она положила на тарелку, потом 3 из них съела. Какая часть торта осталась на тарелке?

Проблема: Как вычесть из одной дроби другую?

-Что заметили?

- Как вы считаете, при вычитании дробей должно выполняться какое -либо

условие?

-Молодцы!

Запись в буквенной форме на доске определения сложения двух дробей.

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»

Кто догадался, чему мы должны будем научиться на уроке?

Сформулируйте цель нашего урока.

(цель урока выводится на экран)

Молодцы!

-А что мы должны для этого знать?

Сформулируйте задачи урока.


Чтобы продолжить работу, мы должны записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?

Запишите число и тему урока(слайд)

По аналогии с суммой вычисляют разность дробей c одинаковыми знаменателями.

Делают вывод:

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»

Знаменатель оставляем тот же.

-Да, числитель уменьшаемого должен быть больше числителя вычитаемого.



Формулируют цель:

Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.


Знать правила

- как складывать дроби с одинаковыми знаменателями;

-как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Формулируют тему урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Делают записи в тетради

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, темы урока.

4

Первичное восприятие и осмысление

учащимися

новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и

первичного запоминания учащимися новой темы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Работа с учебником:

Давайте откроем учебник на странице 155 и прочитаем

вслух правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Эти правила нужно знать!

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в тетрадь.

Задача: (слайд)

Из помидоров массой Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» кг и огурцов массой Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» кг сделали салат. Какова масса салата?

Решают самостоятельно, с последующей проверкой.

Проблема:

-Если в ответе получаем числитель равный знаменателю, как записываем ответ?

Работают с учебником.


Делают записи в тетради:

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» ;


Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»

Решение:

  1. Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»+Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»(кг)- масса салата

Ответ: Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» кг

-Если в ответе получается дробь, где числитель равен знаменателю, то получаем единицу.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,

коллективное обсуждение проблем

( при необходимости)

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные:

Логическое формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

5

Первичное закрепление знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления

изученного материала, обеспечение закрепления в памяти знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.

Задача №1006

Масса станка равна Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» т., а масса его упаковки Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» т. Найдите массу станка вместе с упаковкой?

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись.

Выше- выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Работаем дальше.

Работа по вариантам: (с последующей взаимопроверкой)

1вариант: № 1008

2 вариант: № 1009

(Решения и ответы задач выводятся на экран. Учащиеся меняются тетрадями, оценивают друг друга.)

Работа в группах:

Класс делится на две группы. Каждая группа получает карточку с примерами.

Задание: выполните действия, результат запишите в таблицу в столбик «ответ», и напротив соответствующую букву.

(Приложение2)

Если учащиеся выполняют все верно, должно получиться слово «МОЛОДЦЫ»

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»(т) масса станка вместе с упаковкой.

Ответ: Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»




Решение:

1вариант: № 1008

  1. Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» (т) гвоздей получила вторая бригада

Ответ: Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» тонн гвоздей.

2 вариант: № 1009

1)Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» (ч) поля засеяли во второй день.

Ответ: Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями» часть поля.

Работают в группах.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия

способов и условий действия.

Коммуникативные: Умение слушать, вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем( при необходимости)

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6

Организация первичного контроля знаний

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах

действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа проводится в форме теста.

-Сядьте за компьютер. Найдите на рабочем столе папку

«5 класс», зайдите в нее и пройдите тест «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

(Приложение 3)

Учитель по желанию учащихся выставляет отметки за тест.

Учащиеся выполняют требования учителя.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества

и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7

Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

-Какую тему мы изучили сегодня на уроке?

-А какую цель мы для себя ставили?

-Наша цель достигнута?

-Кто желает сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?

Выставление оценок за урок

- «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

-научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

- достигнута

формулируют правила.

Регулятивные:

Оценка- осознание уровня и качества усвоения, контроль.

8

Постановка домашнего задания

Обеспечение детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание: (слайд)

1)№ 1041

2)Придумать задачу на сложение или вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и решить ее.

Записывают домашнее задание

9

Рефлексия

Ребята, а сейчас я попрошу вас заполнить лист самооценки. (Приложение 4)

Возьмите синие карточки. В правой колонке подчеркнуть свой ответ из предложенных вариантов

А на «Листе настроения» дорисуйте смайлик вашего настроения на конец урока.



© 2010-2022