- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»
Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателями»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Комягина В.В. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока
ФИО: Комягина Вера Владимировна
Место работы: МОУ «Ирдоматская основная общеобразовательная школа» Череповецкого района Вологодской области
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Базовый учебник: Виленкин Н.Я. Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. 16-е изд., перераб. -М.:Мнемозина, 2012
Цель урока: научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, применять полученные знания при решении задач.
Задачи:
Образовательные:
-вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- научиться правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби.
Развивающие:
- способствовать развитию долговременной памяти в процессе усвоения материала;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-развивать логическое мышление;
-развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- прививать трудолюбие, аккуратность в математических вычислениях и записях;
- умение слушать и вступать в диалог;
-воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint
Структура и ход урока:
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Организационный
момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
-А с каким настроением вы пришли на урок?
У каждого из вас на столе лежит «лист настроения». (Приложение1)
Пожалуйста, возьмите ручку и отметьте свое настроение в начале урока. Спасибо!
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
Включаются в деловой ритм урока.
Личностные:
самоопределение
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником
2
Вводная беседа.
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
- А давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?
-Дайте определение
правильной и неправильной дроби
-Дайте определение числителя и знаменателя дроби
Работа устно: (Слайд)
Задание: Среди данных дробей найдите правильные и неправильные дроби и занесите их в соответствующий столбец. Объясните свой выбор.
(На инт. доске записаны 12 дробей и доска разбита на два столбца прав. дроби/ неправ. дроби. учащиеся выбирают дробь и заносят в соответствующий столбец, объясняют свой выбор)
Дроби:
Задание 2: Задача на нахождение суммы дробей с одинаковыми знаменателями (слайд)
Пирог разрезали на 7 кусков. Сначала съели 2 куска, затем еще три. Какую часть пирога съели?
Запись в буквенной форме на доске определения сложения двух дробей.
- На прошлом уроке мы сравнивали дроби, изучили правильные и неправильные дроби, учились сравнивать неправильные дроби с правильными, с единицей.
-Дробь называется правильной,
если у нее числитель меньше знаменателя
-дробь называется неправильной, если у нее числитель больше или равен знаменателю.
Отвечают определения.
Выполняют задание с объяснением.
Правильная дробь: числитель < знаменателя
Неправильная дробь: числитель > или = знаменателю
Решают задачу.
Объясняют ответ и приходят к определению сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и
вступать в диалог.
Личностные: смыслообразование
3
Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Предлагает задачу на нахождение разности дробей с одинаковыми знаменателями.
Задача: Настя разрезала торт на 9 равных кусков .7 кусков она положила на тарелку, потом 3 из них съела. Какая часть торта осталась на тарелке?
Проблема: Как вычесть из одной дроби другую?
-Что заметили?
- Как вы считаете, при вычитании дробей должно выполняться какое -либо
условие?
-Молодцы!
Запись в буквенной форме на доске определения сложения двух дробей.
Кто догадался, чему мы должны будем научиться на уроке?
Сформулируйте цель нашего урока.
(цель урока выводится на экран)
Молодцы!
-А что мы должны для этого знать?
Сформулируйте задачи урока.
Чтобы продолжить работу, мы должны записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?
Запишите число и тему урока(слайд)
По аналогии с суммой вычисляют разность дробей c одинаковыми знаменателями.
Делают вывод:
Знаменатель оставляем тот же.
-Да, числитель уменьшаемого должен быть больше числителя вычитаемого.
Формулируют цель:
Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Знать правила
- как складывать дроби с одинаковыми знаменателями;
-как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Формулируют тему урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Делают записи в тетради
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, темы урока.
4
Первичное восприятие и осмысление
учащимися
новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и
первичного запоминания учащимися новой темы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Работа с учебником:
Давайте откроем учебник на странице 155 и прочитаем
вслух правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Эти правила нужно знать!
- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в тетрадь.
Задача: (слайд)
Из помидоров массой кг и огурцов массой кг сделали салат. Какова масса салата?
Решают самостоятельно, с последующей проверкой.
Проблема:
-Если в ответе получаем числитель равный знаменателю, как записываем ответ?
Работают с учебником.
Делают записи в тетради:
;
Решение:
-
+(кг)- масса салата
Ответ: кг
-Если в ответе получается дробь, где числитель равен знаменателю, то получаем единицу.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,
коллективное обсуждение проблем
( при необходимости)
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные:
Логическое формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
5
Первичное закрепление знаний
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления
изученного материала, обеспечение закрепления в памяти знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.
Задача №1006
Масса станка равна т., а масса его упаковки т. Найдите массу станка вместе с упаковкой?
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись.
Выше- выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Работаем дальше.
Работа по вариантам: (с последующей взаимопроверкой)
1вариант: № 1008
2 вариант: № 1009
(Решения и ответы задач выводятся на экран. Учащиеся меняются тетрадями, оценивают друг друга.)
Работа в группах:
Класс делится на две группы. Каждая группа получает карточку с примерами.
Задание: выполните действия, результат запишите в таблицу в столбик «ответ», и напротив соответствующую букву.
(Приложение2)
Если учащиеся выполняют все верно, должно получиться слово «МОЛОДЦЫ»
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
(т) масса станка вместе с упаковкой.
Ответ:
Решение:
1вариант: № 1008
-
(т) гвоздей получила вторая бригада
Ответ: тонн гвоздей.
2 вариант: № 1009
1) (ч) поля засеяли во второй день.
Ответ: часть поля.
Работают в группах.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия
способов и условий действия.
Коммуникативные: Умение слушать, вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем( при необходимости)
Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
6
Организация первичного контроля знаний
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах
действий, установление причин выявленных недостатков.
Самостоятельная работа проводится в форме теста.
-Сядьте за компьютер. Найдите на рабочем столе папку
«5 класс», зайдите в нее и пройдите тест «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
(Приложение 3)
Учитель по желанию учащихся выставляет отметки за тест.
Учащиеся выполняют требования учителя.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества
и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7
Подведение итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
-Какую тему мы изучили сегодня на уроке?
-А какую цель мы для себя ставили?
-Наша цель достигнута?
-Кто желает сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?
Выставление оценок за урок
- «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
-научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
- достигнута
формулируют правила.
Регулятивные:
Оценка- осознание уровня и качества усвоения, контроль.
8
Постановка домашнего задания
Обеспечение детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание: (слайд)
1)№ 1041
2)Придумать задачу на сложение или вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и решить ее.
Записывают домашнее задание
9
Рефлексия
Ребята, а сейчас я попрошу вас заполнить лист самооценки. (Приложение 4)
Возьмите синие карточки. В правой колонке подчеркнуть свой ответ из предложенных вариантов
А на «Листе настроения» дорисуйте смайлик вашего настроения на конец урока.