Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМногоуровневая система задач по теме «Треугольник»

В методике обучения математике выработаны представления о системе учебных задач, создано необходимое учебно-методическое обеспечение школьных курсов, имеется совокупность разноуровневых задач, позволяющих достигать заданные образовательные цели. Предметная учебная задача возникла как особая форма передачи социального опыта, накопленного человечеством, позволяющая передавать знания в их деятельностном виде. Известные факты и способы деятельности в учебной задаче скрыты, свернуты; чтобы стать обладателем этих знаний, ученик должен заново их распредметить в собственной деятельности. Поэтому предметная учебная задача есть также средство передачи социального опыта. Ее основные функции - реконструировать и перевести известные формы уже имеющегося опыта в процесс познавательной активности учащихся и содержание их умственной деятельности, стать средством развития. Иными словами, сущностью учебной деятельности является деятельность по присвоению обобщенных способов действий на основе решения специально поставленных учебных задач. Поэтому обучение математике через решение целесообразно подобранных задач, которое естественно назвать задачным подходом, - наиболее естественная реализация системно деятельностного подхода в обучении. Любая учебно-математическая задача является предметной (математической) задачей. В то же время с помощью нее в обучении достигаются определенные дидактические цели. Одна и та же предметная задача позволяет решать разные дидактические задачи, и, наоборот, одну и ту же дидактическую задачу можно решить с помощью разных предметных задач. Любая система учебных задач курса является большой открытой многоуровневой системой, которая зависит от целей и задач обучения, конкретных методических подходов и субъективных воззрений. При построении системы задач могут применяться различные системообразующие основания и критерии. Однако каждая система учебных задач должна характеризуется следующими основными инвариантными признаками:

а) целостность, т.е. наличие явных и латентных горизонтальных и вертикальных интегрирующих предметно-содержательных и дидактических связей;

б) дидактическая полнота (функциональная достаточность), позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, прагматическая, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач;

в) предметно-содержательная полнота относительно требований к нормативным уровням обученности по завершению учебного курса, выраженная в наличии задач разных уровней сложности и трудности;

Решение учебной задачи направлено на усвоение школьниками обобщенных способов предметных действий и служит основой изменения субъекта учебной деятельности. Поэтому выбор предметной учебной ситуации в качестве единицы содержания образования на уровне учебного материала позволяет провести четкую грань между понятиями «единица» и «элемент». Задачная ситуация является носителем как предметно-содержательной, так и процессуальной сторон обучения. Ситуация, возникающая при решении предметной учебной задачи, как единица содержания образования является подсистемой соответствующей предметной методической системы обучения, в то время как элемент характеризует эту систему только со стороны ее состава. Последовательности целесообразно подобранных задач, т.е. задачный подход, позволяют естественным образом моделировать учебные ситуации, в которых могут быть реализованы заданные цели обучения математике. Отсюда делается вывод о том, что системообразующим принципом системы учебных задач курса может стать принцип единства деятельности и процессуальной сторон обучения.

Система ключевых задач темы, являясь подсистемой системы задач всего курса, служит своеобразным остовом, на котором при задачном подходе строится изучение темы. Ключевые задачи разных уровней позволяют дифференцировать по уровням всю совокупность системы задач темы, т.е. эти задачи являются базисными элементами системы, их последовательное развертывание на одном уровне актуализирует наиболее важные горизонтальные связи понятий, теорем; а переход на следующий уровень объективирует вертикальные связи.

В основе методики обучения на базе разработанной многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков ее матрицы. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом уровне, т.е. при освоении соответствующего столбца матрицы, учащийся всякий раз сталкивается со всеми тремя видами учебных ситуаций, возникающих при решении задач. Благодаря этому осуществляется движение в предметно-содержательном и процессуально-деятельностном направлениях.

Ведущим элементом методики является работа с ключевыми задачами. Эта работа выстраивается на постепенном переходе от совместных форм деятельности к индивидуальным.

Введение новых понятий и теоретических фактов предваряется созданием проблемных учебных ситуаций, которые адекватно отражают и раскрывают содержание формируемого понятия (теоремы). Это позволяет представить новый теоретический материал в виде задачи или серии задач, которые нужно решить, для того чтобы справиться с проблемной ситуацией. Иными словами, изучаемый теоретический факт предстает перед учащимися в виде ключевых задач. Такой подход естественно и наиболее полно отражает сущность математической (и, вообще, познавательной) деятельности.

Другим основополагающим элементом является работа с ключевыми задачами. Эта работа выстраивается на постепенном переходе от совместных форм деятельности к индивидуальным. На начальных этапах изучения курса предпочтение отдается фронтальному разбору отдельных ключевых задач. На следующей стадии разбор отдельных задач сменяют уроки решения ключевых задач темы. На заключительных этапах изучения курса учащиеся выполняют групповые и индивидуальные проекты по самостоятельному решению и составлению целесообразной последовательности ключевых задач темы.

В основе методики обучения на базе разработанной многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков ее матрицы. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом уровне, т.е. при освоении соответствующего столбца матрицы, учащийся всякий раз сталкивается со всеми тремя видами учебных ситуаций (знакомая, модифицированная и незнакомая задача), возникающих при решении задач.

Овладев на первом этапе(ЗЗ- знакомые задачи) приемами решения задач, с очевидностью сводящихся к ключевым, ученик завершает этап чисто репродуктивной деятельности. Теперь перед ним простирается множество задач, для решения которых мало знания стандартного (алгоритма в; стандартной .ситуации; необходимо научиться приспосабливать алгоритм или видоизменять задачную ситуацию к знакомой, для этого требуются анализ, синтез, обобщение и аналогия. Это многообразие задач, полученных путем модифицирования в направлении изменения алгоритма, технической сложности или формы представления условия задачи- модифицированные задачи (МЗ). Такие задачи лежат в зоне ближайшего математического развития ученика, т.е. это задачи, которые он теперь сможет решить самостоятельно или с некоторой дозой помощи учителя.

Наконец, третий уровень задач (НЗ- незнакомые задачи) предполагает исследовательскую деятельность ученика, самостоятельный перенос приема на неизвестную ситуацию, модернизацию (в случае необходимости) приема. Применение уровневых заданий при обучении в настоящее время весьма актуально, поскольку не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, а значит, не каждый может проявить собственное «Я» на том или ином уроке. Такой подход помогает ученикам создать для себя на уроке ситуацию успеха, благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить их усвоение в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создаёт возможность для творческого усвоения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Уровневые задания могут быть с успехом могут быть использованы при: изучении нового материала; контроле усвоения, знаний, умений и навыков; проверке знаний.

Многоуровневая система задач для каждой темы курса формируется с помощью ее матричного представления, путем выделения ранжированного перечня базовых элементов содержания образования и соответствующих им базовых задач, - с одной стороны, и уровней обученности, отражающих умения решать знакомые, модифицированные и незнакомые задачи, - с другой. Подобную матричную модель удобно представить с помощью таблицы 1.

Матричная модель системы задач

Таблица 1

Предметно-содержательные уровни (определение уровней ключевых задач)

I

II

N

Базовый уровень

I знакомая


II модифицированная


III незнакомая


Углубленный уровень (ученик получит возможность научиться)

I знакомая


II модифицированная


III незнакомая


Такая матрица системы задач темы содержит 3 строки, соответствующие трем типам учебных ситуаций, возникающих при решении задач, и N столбцов, отражающих количество базовых задач темы.

Вопрос дифференцированного обучения учащихся всегда была актуален для учителя. Дифференциация бывает внешняя, определяемая нормативными документами, делится на два уровня ( для базовых школ и школ с углубленным изучением математики) и внутренняя, делящаяся на три уровня

- умение решать задачи по образцу

- умение решать модифицированные задачи

- умение решать незнакомые задачи.

Многоуровневые задачи создают реальные условия для совместного обучения учеников с разными учебными возможностями, позволяют ученику строить свою образовательную траекторию в соответствии с уровнем приобретённых знаний, а учителю сформировать и оценить знания учащихся, и помочь выбрать им оптимальные пути достижения поставленной цели. Кроме того, они усиливают основные функции математических задач, эффективно сочетая в процессе решения все организационные формы работы учащихся. Их можно использовать на уроках различных типов, кроме того, ученики могут предварительно оценить результат своей работы, так как ученик сам выбирает уровень задачи.




ТРЕУГОЛЬНИК: БАЗОВЫЕ ЗАДАЧИ.

В данном разделе принимаются следующие обозначения:

  • A, B, C- вершины и соответственно внутренние углы треугольника ABC;

  • a, b, c - стороны, соответственно противолежащие углам A, B, C;

  • P,2p - периметр;

  • ha, hb, hc- длины высот, проведенных к сторонам a, b, c;

  • ma, mb, mc- длины медиан;

  • la, lb, lc-длины биссектрис внутренних углов A, B, C;

  • la*, lb*, lc* - длины биссектрис внешних углов A, B, C;

  • S-площадь треугольника

  • R-радиус описанной окружности

  • r - радиус вписанной окружности

  • ra- радиус вневписанной окружности , касающейся стороны a.

C

C

H1

H3

H2

A

M3

M2

A

M1


В треугольнике ABCAB=c. BC=a, AC=b. Вычислите:


a

c

l

12

25

36

lc-?

l*c-?

ЗАДАЧА №1Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Дано: ABC - треугольник, Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Найти: SABC.

РЕШЕНИЕ:

По формуле Герона имеем

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №2Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Дано: ABC - треугольник, Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Найти:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

РЕШЕНИЕ:


  1. Используем теорему косинусов:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Теорема косинусов может быть использована для нахождения косинуса угла треугольника

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Подставляя значения сторон, получим

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Итак, Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

  1. Чтобы найти синус угла В, найдем сначала косинус угла В из формулы теоремы косинусов

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник,

а затем выразим синус углаМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник из основного тригонометрического тождества

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник, учитывая, что Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Итак,

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Найдем косинус угла С по теореме косинусов:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Воспользуемся формулой половинного аргумента

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольниколучим:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольникедовательно,

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №3

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Дано: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Найти: r.

Решение:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник(формула Герона)

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №4

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник


Дано: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Найти: R.

Решение:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник(формула Герона)

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №5

Найти медиану треугольника Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник , проведенную к стороне ВС.

Выведем формулу медианы треугольника.

Запишем теорему косинусов для стороны AB =c треугольника ABC

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Выразив cosC, получаем Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Рассмотрим треугольник AM1 C. Запишем теорему косинусов для стороны AM1=ma

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Подставим выражение для CosC в формулу ma.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Итак, имеем Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Подставим данные задачи в полученную формулу:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №6

Найти длину биссектрисы, указанной в индивидуальном варианте (lc - ?)Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

1 способ из условия второй задачи следует, чтоМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

найдем длину биссектрисы через две стороны и угол :

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



2 способ Найдем длину биссектрисы через полупериметр и стороны :

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



3 способНайдем длину биссектрисы через три стороны:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №7

А

С

В

Н3


  1. Запишем формулу для вычисления треугольника: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  2. Из этой формулы выражаем Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  3. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник(по условию), надо найти площадь.

  4. Площадь находим по формуле Герона:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

где a, b, c- длины сторон, а p- полупериметр.
Полупериметр - это сумма длин всех сторон поделенная на два.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

5. Вычисляем площадьМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

6.Находим высотуМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникЗАДАЧА №8Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

В треугольнике со сторонами a, b иc найти радиус вневписанной окружности, касающейся стороны a.

Дано: АВС, АВ = с, АС = b, BC = a;

О - центр вневписанной окружности.

Найти: ra.

Решение: ОВВ1 = ОВА1 как прямоугольные по катету и гипотенузе. Следовательно, ВВ1 = ВА1.

Аналогично, СА1 = СС1.

АВ1 = АС1 как отрезки касательных к окружности, проведенных из одной точки.

Кроме того, АВ1 = АС1 = р = ½(а + b + с) и ОА1=ОВ1=ОС1= ra как радиусы.

Выразим площадь четырёхугольника AB1OC1 двумя способами, чтобы получить уравнение.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник+ Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Применив формулу Герона, получим формулу Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Пусть a=12, b=25, c=36, тогда р=½(12+25+36)=36,5.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник



ЗАДАЧА 9.

В треугольнике АВСАВ=с, ВС=a, АС=в. Мi -основания медиан.Докажите, чтоМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник. Вычислите площадьМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник, еслиа=12, в=25, с=36.Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Дано: ∆АВС, АВ=с, ВС=a, АС=в,

Мi -основания медиан, а=12, в=25, с=36.

Найти: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Решение:

Т.к.Мi -основания медиан, то данные точки являются серединами сторон ∆АВС. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Выразим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник , используя формулу Герона площадь Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Ответ: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

ЗАДАЧА №10

А

В

С

М2

М1

М3

Дано:

АВС,

АМ1, ВМ2, СМ3 - медианы,

АВ = 36,

ВС = 12,

АС = 25.

Найти:PМ1М2М3.

Решение:

АМ1, ВМ2 - медианы М1 и М2 - середины сторон ВС и АСМ1М2 - средняя линия АВС. По свойству средней линии треугольника:

М1М2 || АВ и М1М2 = ½ АВ.

Аналогично:

М2М3 || ВС и М2М3 = ½ ВС,

М1М3 || АС и М1М3 = ½ АС.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

C

A

L1

L3

L2

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №11

.

Дано: а=12,в=25,с=36

Вычислить площадь треугольника L1L2L3, образованного основаниями биссектрис

Решение:

Для того, чтобы найти искомую площадь используем свойство площадей фигур:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Биссектриса любого внутреннего угла треугольника делит противоположную сторону на части, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника. (Свойство биссектрисы)

Следовательно, требуется разделить стороны требуемого треугольника на пропорциональные отрезки:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Используя ранее вычисленные значения функции cos для углов треугольника, найдем значения функции sin. (Основное тригонометрическое тождество)

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Ответ:

В

А

C

L1

L2

L3

ЗАДАЧА №12

Дано:

∆ ABCМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

AL2, BL1, CL3 - биссектрисы

cosA =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ; cosB =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник; данные из п.2

cosC =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

AL1=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник; AL3=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник;

BL2=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник; BL3=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник; данные из п.11

CL1=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник; CL2=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Найти: Р∆L1L2L3 - ?

Решение:

Р∆L1L2L3=L1L2+L2L3+L1L3

По теореме косинусов определим длины сторон ∆L1L2L3

1. L1L22 = CL12+ CL22 - 2 CL1 CL2 cos C

L1L2= Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник= Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

2.L1L32 = АL12+ АL32 - 2 АL1АL3 cos В

L1L3= Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник= Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

3.L2L32 = ВL22+ ВL32 - 2 ВL2ВL3 cos А

L1L3= Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник= Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

4. Р∆L1L2L3=L1L2+L2L3+L1L3

~

~

~Р∆L1L2L3 = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник + Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник + Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник 46

~Ответ: Р∆L1L2L3 46

ЗАДАЧА №13

По теореме Эйлера Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Ответ:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №14

Расстояние между центрами вписанной и вневписанной окружности.Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Дано: вписанная окружность с центром в точке О, вневписанная окружность с центром О1.

АВ=с=36, ВС= а=12, АС=b=25.

Найти:Расстояние между центрами вписанной и вневписанной окружности.

Решение:

Вневписанной окружностью треугольника называется окружность, касающаяся одной из его сторон и продолжений двух других.

1) Повторим теорему, озвученную ранее, что центр вневписанной окружности, лежит на продолжении биссектрисы соответствующего угла треугольника. Рассмотрим вневписанную окружность с центром в точке О1, Пусть она касается стороны ВС треугольника АВС. ОО1 ∩ СВ = А1

Следовательно, нам нужно найти длину отрезка ОО1, где ОО1= ОА11О1.

Данные отрезки можно найти из прямоугольных треугольников Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ОМА1 и Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник О11, где ОМ | ВС и O1N | BC по свойству касательной к окружности.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Радиус вписанной окружности вычисляется по формуле r = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

По формуле Герона найдем площадь Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник АВС

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник,

где полупериметр р =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Sтр = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Радиус вневписанной окружности равен r = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ОМ = r

2) Для нахождения радиуса вневписанной окружности воспользуемся формулой, выведенной при решении задачи № 8:O1N = ra

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Легко доказать, что Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ОМА1 и Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ОN1А1 подобны по двум углам. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник как накрест лежащие при двух параллельных прямых и секущей ОО1.

Если Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ОМА1Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникОN1А1, то k =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник : Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

3)Найдем длины отрезков, на которые делятся стороны треугольника АВС точками касания вписанной в него окружности. (см. рисунок).Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Если M, P и Т - точки касания, то, обозначив СM через х и, воспользовавшись свойством отрезков касательных, проведенных к окружности из одной точки, получим: СP = x = CN

AР = AT= b - x, BM = BT = a - x. Но AT +BT = c.

Отсюда (b - х) +(a - x) = c, поэтому Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Таким образом, CP = CM = p - c.

Аналогично выражаем: АР = АТ = р - а, ВМ = ВТ = р - b.

Значит CM = p - c = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник и ВМ = р - b =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

4) Найти длины отрезков, на которые делится сторона треугольника точкой касания вневписанной окружности.

Рассмотрим треугольники Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник МОС ∞ Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник NСО1, они подобные по двум углам:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольники Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник . Следовательно: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ,

Преобразуя, получим CN = p - b = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Следовательно, MN = 11.Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Значит МА1 + АN1 = 11.

5) Рассмотрим прямоугольные подобные треугольники ∆ ОМА1 и ∆ О1NA1,

Запишем отношение отрезков, зная коэффициент подобия: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Пусть МА1 = у, тогда АN1 = 11 - у., имеем: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ,

Составим уравнение: 73у = 49∙11 - 49у,

122у = 49∙11,

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник, значитМА1 = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ,

Тогда АN1= 11 - у =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

6) Из прямоугольного ОМА1 по теореме Пифагора найдем ОА1.

ОА1=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

7)Из Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник О11 найдем гипотенузу по теореме Пифагора

О1А1=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

8) Найдем расстояние между центрами вписанной и вневписанной окружности, т.е. сумму радиусов вписанной и вневписанной окружностей:

ОО1 = ОА11О1Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Ответ: ОО1Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

ЗАДАЧА №15

В треугольнике ABCAB = 36, BC = 12, AC = 25. Вычислите Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ,

где Hi - основания высот.

Дано:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникABC

AH1, BH2, CH3 - высоты

AB = 36

BC = 12

AC = 25

Вычислите:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник- ?

Решение:

Для остроугольного треугольника используется следующее решение:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник


Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Вычисляем полупериметр p = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник и по формуле Герона находим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник :

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник= Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Докажем, что cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникC = kc:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникAH1CМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникBH2C (по двум углам)

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникC - общий, Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник CH2B = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник AH1C = 900, тогда Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник , значит Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ABCМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникH1H2C (по второму признаку подобия треугольников).

Т.к. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникC ( из Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник АH1C ) или Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникC ( из Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник BH2C ), то cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникC = kc.

Аналогично: cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникA = ka

cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникB = kb

Используя данное доказательство и Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник находим:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

В конкретном случае из решения задачи №2 имеем:

cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникA = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникB = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

cosМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникC = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник , тогда Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник C- тупой, поэтому для тупоугольного треугольника данная задача становится исследовательской.

ЗАДАЧА №16

Дано:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникВС, АВ=36, ВС=12, АС=25

С

НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

А В

НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Найти РМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник, где НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник, НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник, НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольникоснования высот.

Решение: РМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник= НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник+ НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник+ НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Прямоугольные треугольники А НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникВ и СНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникВ подобны по двум углам (угол В - общий, углы А НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникВ и СНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникВ прямые).

Значит, Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник или НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникВМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникАВ=НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникВМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникСВ.

Следовательно, треугольники НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник ВНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник и АВС подобны (по второму признаку) с коэффициентом подобия Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Аналогично, треугольники НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникС и АВС подобны с коэффициентом подобия Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник и треугольники А НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник и АВС подобны с коэффициентом подобия Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Значит, Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=АВМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник;

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=ВСМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник;

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=АСМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Найдем косинусы углов треугольника АВС по теореме косинусов.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник; Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник; Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник =Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Тогда НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник36=31,62; НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник12=11Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник11,85;

НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник25=23Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник23,58.

РМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник= НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник+ НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник+ НМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникНМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

РМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме ТреугольникМетодическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник=66,69.

Ответ: 66,6

ЗАДАЧА №17

В треугольнике АВС точки К1, К2, К3 точки касания сторон треугольника ВС, АС, АВ соответственно. Найти SK1K2K3, если ВС=а=12, АС=b=25, AB=c=36.

Дано:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

 АВС

ВС=а=12

АС=b=25

AB=c=36

Найти:

SK1K2K3

Решение:

  1. Точка О - точка пересечения биссектрис, значит это центр вписанной окружности в  АВС.

  2. ОК1=ОК2=ОК3=r - радиусы вписанной окружности в  АВС.

  3. ВК1=ВК3; АК2=АК3; СК1=СК2 - как отрезки касательных, проведенных из одной точки к окружности.

  4. Найдем ВК3.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  2. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  • Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  • Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  • Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  • Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Используя основное тригонометрическое тождество, найдем sinA, sinB, sinC.

sinA = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

sinB = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

sinC = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник = Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

  1. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

ЗАДАЧА №18

Дано: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Найти: Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник , где Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник точки касания вписанной окружности.

Решение:

  1. Находим радиус вписанной окружности:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник(формула Герона)

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Определяем вид и находим косинус Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник . Для этогоиспользуем теорему косинусов:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник( Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Находим косину Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Для этого используем теорему косинусов.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Находим косину Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Для этого используем теорему косинусов.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Рассмотрим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Найдем Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник , для этого используем формулу тангенса половинного угла.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Рассмотрим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник Выразим из формулы Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

В Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник , Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник и Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

Аналогично находим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник .

  1. Из Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник по теореме косинусов находим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник :

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Из Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник находим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Из Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник находим Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник

  1. Находим:

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.

Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник:Методическая разработка Многоуровневая система задач по теме Треугольник.










36


© 2010-2022