Методическое пособие по линейной алгебре для студентов

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

Министерство образования Иркутской области

Методическое пособие по линейной алгебре для студентов

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский авиационный техникум»


Методическое пособие

для студентов

по дисциплине «Математика»




Тема: «Линейная алгебра»


















Иркутск, 2015

Методическое пособие по теме «Линейная алгебра» выполнено для использования его студентами при самостоятельных занятиях по теме «Линейная алгебра» с целью углубления знаний по этой теме и отработки практических навыков решения систем n линейных уравнений с n неизвестными.

УТВЕРЖДЕНО

цикловой комиссией

ГБПОУИО «ИАТ»

Протокол № 10

от «25» июня 2015 г.





Составитель: преподаватель ИАТ Сыровая И.С.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие по теме «Линейная алгебра» выполнено для использования его студентами при самостоятельных занятиях по теме «Линейная алгебра» с целью углубления знаний по этой теме и отработки практических навыков решения систем n линейных уравнений с n неизвестными.

Пособие состоит из 7 разделов.

  1. В этом разделе даны определения матрицы, видов матриц и определителей

2-го и 3-го порядков., рассмотрены примеры их вычисления.

  1. Приведена информация о системах линейных уравнений и их решении.

3. Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера.

4. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

5. Решение систем линейных уравнений в матричной форме.

6. Задания для самостоятельной работы.

7. Литература.





  1. МАТРИЦЫ.

1.1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Матрицей размера m х n называется прямоугольная таблица чисел
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов,
содержащая m строк и n столбцов.

Каждый элемент матрицы аik имеет два индекса: i - номер строки и k - номер столбца.

Краткая форма записи матрицы:
А = (аik)m,n

Матрица называется квадратной порядка n, если она состоит из n строк и n столбцов.
Матрица размера 1хn называется матрицей-строкой, матрица размера mх1 называется матрицей-столбцом.

Нулевой матрицей заданного размера называется матрица, все элементы которой равны нулю.

Треугольной матрицей n-го порядка называется квадратная матрица, все элементы которой, расположенные ниже главной диагонали, равны нулю:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов.
Единичной называется квадратная матрица n-го порядка, у которой элементы главной диагонали равны 1, а все остальные элементы - нули:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов.
Матрицы А = (аik)m,n и В = (вik)m,n называются РАВНЫМИ, если аik = вik (i = 1,…,m;
k = 1,…,n).


  1. ЛИНЕЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ НАД МАТРИЦАМИ


Суммой матриц А = (аik)m,n и В = (вik)m,n называются матрица А + В = (аik + вik)m,n.

Произведением матрицы А = (аik)m,n на число l называется матрица lА = (lаik)m,n.

Для любых матриц одинакового размера выполняются свойства:
1) А + В = В +А 2) А + (В + С) = (А + В) + С

3) А + 0 = А

Транспонированной для матрицы А называется матрица АТ, строки которой являются столбцами матрицы А, а столбцы - строками матрицы А.


Пример 1. Даны матрицы
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов и Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Построить матрицу С = 2А - 3В + АТ.
Решение:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов-Методическое пособие по линейной алгебре для студентов+
+Методическое пособие по линейной алгебре для студентов=Методическое пособие по линейной алгебре для студентов.


1.3 УМНОЖЕНИЕ МАТРИЦ


Произведением матрицы А = (аik)m,р на матрицу В = (вik)р,n называется матрица D

размера mхn с элементами
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Иными словами, для получения элемента, стоящего в i-ой строке результирующей матрицы и в k-ом ее столбце, следует вычислить сумму попарных произведений элементов
i-ой строки матрицы А на k-ый столбец матрицы В.

Пример 2. Найти произведение матрицы А на матрицу В:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов Методическое пособие по линейной алгебре для студентов.


Решение.
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов.

Число столбцов первой матрицы равно числу строк второй. Это - условие согласования матриц при умножении. Если оно нарушено, матрицы перемножить нельзя.


  1. ОПРЕДЕЛИТЕЛИ

Определитель второго порядка.

Пусть матрица А - квадратная матрица 2-го порядка:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов .
Определителем 2-го порядка (матрицы а) называется число

Методическое пособие по линейной алгебре для студентов

Пример. Вычислить определитель матрицы
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов

Решение:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов

Определитель третьего порядка.

Пусть матрица А - квадратная матрица 3-го порядка:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Определителем 3-го порядка (матрицы А) называется число
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Правило треугольника:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов Методическое пособие по линейной алгебре для студентов Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Пример. Вычислить определить
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов


Разложение определителя по строке или столбцу.

Минором элемента aik называется определитель Мik, составленный из элементов, оставшихся после вычеркивания из матрицы А i-ой строки и k-го столбца.
Алгебраическим дополнением элемента aik называется число Методическое пособие по линейной алгебре для студентов.


Определителем 3-го порядка (матрицы А) называется сумма произведений элементов первой строки матрицы на их алгебраические дополнения:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Данную формулу называют разложением определителя по первой строке.


Пример. Вычислить определитель матрицы
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов.


Решение. Находим миноры и алгебраические дополнения элементов 1-ой строки матрицы:
Методическое пособие по линейной алгебре для студентов
Вычисляем искомый определитель:
D(А) = 3.7 + (-2).(-35) + 4.(-7) = 63.


Свойства определителей.

1. Определитель не меняется при транспонировании, т.е. D(АТ) = D (А).

2. Если две строки определителя поменять местами, то определитель меняет знак.

3. Если все элементы какой-либо строки (или столбца) равны нулю, то определитель равен нулю.

4. Если все элементы какой-либо строки (столбца) имеют общий множитель, то его можно вынести за знак определителя.

5. Если в определителе две строки (два столбца) одинаковы или пропорциональны, то определитель равен нулю.

6. Определитель не изменяется, если к элементам какой-либо строки (столбца) прибавить элементы другой строки (столбца), умноженные на одно и то же число.



  1. Системы линейных уравнений

Система линейных уравнений с переменными x, y и z имеет вид:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентов

a1x + b1y + c1z = d1

a2x + b2y + c2z = d2 (1)

a3x + b3y + c3z = d3

Решением системы уравнений называется упорядоченная тройка чисел

x, y, z, являющаяся решением каждого уравнения системы.

Для системы уравнений можно составить матрицу А - матрицу коэффициентов при неизвестных и матрицу D - матрицу-столбец свободных коэффициентов.

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовa1 b1 c1 d1

A = a2 b2 c2 D = d2

a3 b3 c3 d3

Составим и вычислим определитель матрицы А:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовa1 b1 c1

∆ = a2 b2 c2 = a1b2c3+ b1c2 a3 + a2b3c1 - a3b2c1 - c2b3a1 - a2b1c3

a3 b3 c3


  1. Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера.

Теорема Крамера. Система n линейных уравнений с n неизвестными, определитель которой отличен от нуля, всегда имеет решение и притом единственное. Оно находится следующим образом: Значение каждого из неизвестных равно дроби, знаменатель которой равен главному определителю системы, а числитель получается из главного определителя путём замены столбца коэффициентов при искомом неизвестном на столбец свободных членов.

Для системы (1) запишем определители ∆, ∆x, ∆y, ∆z.

aМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентов1 b1 c1 d1 b1 c1 a1 d1 c1

∆ = a2 b2 c2x = d2 b2 c2y = a2 d2 c2

a3 b3 c3 d3 b3 c3 a3 d3 c3

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовa1 b1 d1

z = a2 b2 d2

a3 b3 d3

По формулам Крамера: x = ∆x/ ∆ y = ∆y / ∆ z = ∆z/ ∆

Методическое пособие по линейной алгебре для студентов

Пример: x - y + 3z = 3

3x + y - z = 17

2x -7y + z = - 4

Вычислим главный определитель системы:

1 -1 3

∆ = 3 1 - 1 = 1 + 2 - 63 -6 -7 + 3 = -70

2 -7 1

Заменив столбец коэффициентов при переменной x столбцом свободных коэффициентов, получим определитель ∆x:

3 -1 3

х = 17 1 -1 = 3 - 4 - 357 + 12 - 21 + 17 = -350

-4 -7 1

Заменив столбец коэффициентов при переменной y столбцом свободных коэффициентов, получим определитель ∆y:

1 3 3

y= 3 17 -1 = 17 - 6 - 36 - 102 - 9 - 4 = -140

2 -4 1

Заменив столбец коэффициентов при переменной z столбцом свободных коэффициентов, получим определитель ∆z:

1 -1 3

z = 3 1 17 = -4 - 34 - 63 - 6 + 119 - 12 = 0

2 -7 -4

По формулам Крамера вычислим значения x, y и z:

x = ∆x/ ∆ = 5 y = ∆y / ∆ =2 z = ∆z/ ∆=0

Ответ: (5; 2; 0).

  1. Решение систем методом Гаусса.

При решении систем линейных уравнений используют метод Гаусса, который заключается в приведении заданной системы к треугольному виду (прямой ход). Затем из полученной треугольной системы переменные находят с помощью последовательных подстановок (обратный ход).

При выполнении прямого хода используют следующие преобразования:

  1. умножение или деление коэффициентов свободных на одно и то же число;

  2. сложение и вычитание уравнений;

  3. перестановку уравнений системы;

  4. исключение из системы уравнений, в которых все коэффициенты при неизвестных и свободные члены равны нулю.

Пример:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовx - y + 3z = 3

3x + y - z = 17

2x -7y + z = - 4

ЗМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовапишем расширенную матрицу:

1 -1 3 3

3 1 -1 17

2 -7 1 -4

Чтобы в первом столбце получить a2= a3= 0, умножим первую строку соответственно на -3 и -2 и сложим результаты с первой строкой.

1 -1 3 3

0 4 -10 8

0 -5 -5 -10

Первую и вторую строки запишем без изменения, а затем вторую строку умножим на 5, третью - на 4, полученные значения сложим и запишем результаты в качестве третьей строки:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентов1 -1 3 3

0 4 -10 8

0 0 -70 0

Запишем новую эквивалентную систему, которой соответствует расширенная матрица:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовx - y + 3z = 3

4y - 10z = 8

-70z = 0

Выполняя обратный ход, найдём переменные:

Z = 0;

4y - 10 0 = 8; 4y = 8; y = 2;

x - 2 + 3 0 = 3; x = 3 + 2 = 5.

Итак, получаем ответ: (5; 2; 0).

5 Решение систем линейных уравнений в матричной форме.


Для системы (1) рассмотрим матрицы

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовa1 b1 c1 d1 x1

A = a2 b2 c2 D = d2 X = x2

a3 b3 c3 d3 x3

Используя правило умножения матриц, систему (1) запишем в виде:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовa1 b1 c1 x1 d1

a2 b2 c2 x2 = d2

a3 b3 c3 x3 d3

или AX = D.

Это равенство называется простейшим матричным уравнением.

Умножив обе части матричного уравнения на A-1, получим: A-1(AX) = A-1D Так как (A-1A)X = EX = X, ═ X = A-1D.

Таким образом, чтобы решить матричное уравнение, нужно:

1). Найти обратную матрицу А-1.

2). Найти произведение А-1D.

3). Пользуясь определением равных матриц, записать ответ.

ПМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовример. Решить матричное уравнение:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентов3 -1 0 5

-2 1 1 X = 0

2 -1 4 15

Найдём обратную матрицу A-1.

Вычислим определитель матрицы A:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентов3 -1 0

∆ = -2 1 1 = 12 - 2 + 3 - 8 = 5

2 -1 4

Вычисляя алгебраические дополнения элементов матрицы, получим:

А11= 5; А12= 10; А13= 0; А21= 4; А22= 12; А23= 1; А31= - 1; А32 = - 3; А33= 1.

Запишем новую матрицу:

5 4 -1

10 12 -3

0 1 1

Транспонируем её:

5 10 0

4 12 -3

-1 -3 1

Запишем обратную матрицу:

1 4/5 -1/5

2 12/5 -3/5

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентов0 1/5 1/5

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентов1 4/5 -1/5 5 1 5 + 4/5 0 + (-1/5) 15 2

Х = 2 12/5 -3/5  0 = 2 5 + 12/5 0 + (-3/5) 15 1

0 1/5 1/5 15 0 5 + 1/5 0 + 1/5 15 3

Итак, можно записать:

Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовх1 2

х2 = 1 т. е. х1 = 2, х2 = 1, х3 = 3.

х3 3

Ответ: (2; 1; 3).








  1. Задания для самостоятельной работы:

  1. Методическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовМетодическое пособие по линейной алгебре для студентовx + 2y + z = 8 2. x + 3y - 6z = 12

3x + 2y + z = 10 3x + 2y + 5z = -10

4x + 3y -2z = 4 2x + 5y - 3z = 6

Ответ: ( 1; 2; 3 ) Ответ: (0; 0; -2 )

3Методическое пособие по линейной алгебре для студентов. 5x - y - z = 0 4. 3x - y + 2z = 2

x + 2y + 3z = 14 x + 2y + z = -7

4x + 3y + 2z = 16 2x + y - z = 1

Ответ: (1; 2; 3 ) Ответ: (1; -3; -2 )






















7 Литература

  1. Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика- Учебное пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 2012.- 463с.

  2. Мордкович А.Г.Алгебра и начала анализа: В 2 ч.: Ч. 2: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Изд. 3-е, испр.-М., Мнемозина, 2005.-375с.

  3. Филимонова Е.В. Математика: Уч. пособие для сред. спец. уч. завед. - 3-е изд доп. и перераб. - Ростов Н/Д: Феникс, 2005.- 416с.




© 2010-2022