Статья на тему: «Психолого-педагогические основы формирования умения решать сюжетные задачи»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические основы формирования умения решать сюжетные задачи


Развитие мышления

Мышление - процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. В современной психологии типологии мышления рассматриваются с различных позиций:

Первый способ. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.

а. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций и функционирует на базе языковых средств.

б. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета.

в. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Второй способ. Можно выделить два типа мышления - теоретический и практический. Основаниями этой типологии являются - а) способы образования используемых в мышлении понятий (способы формирования средств мышления); б) предметы и в) задачи, на которые преимущественно направлены мышление и интересы человека:

а. Теоретическое мышление - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения.

б. Практическое мышление предназначено для подготовки физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. При этом решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.

Третий способ. Относительно длительности отводимого времени

и четкости в разграничении этапов различают следующие типы мышления: аналитическое и интуитивное.

а. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

б. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Четвертый способ. Относительно степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта различают следующие типы мышления: продуктивное и репродуктивное.



© 2010-2022