Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сечения

Сценарий урока открытия нового знания «В поисках золотого сечения» разработан для обучающихся 7-х классов. Целью урока является создание условий для формирования первичного представления о «золотом сечении» и его значении. Занятие ориентировано на развитие у обучающихся интереса к предмету, формирует представление о гармонии окружающего мира.
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №15 имени академика Юлия Борисович Харитона»

607186, Нижегородская обл., г.Саров, ул.Куйбышева д.25, тел. (83130) 7-89-81

E-mail: [email protected]














Урок геометрии в 7 классе по теме «В поисках золотого сечения»

(урок открытия нового знания)

УМК: Геометрия 7-9 классы / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.



Учитель математики высшей категории Богачева Наталья Владимировна























Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепить умение определять понятие отношения и пропорции.

  • Создать условия для формирования первичного представления о «золотом сечении» и его значении.

Воспитательные:

  • Показать математику как интересную науку, превратить занятие в увлекательное путешествие, где может проявить себя каждый ученик.

  • Дать представление о гармонии окружающего мира.

  • Воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память учащихся.

  • Развивать сообразительность учащихся.

  • Развивать потребность к самообразованию.

  • Развивать творческое, логическое мышление у ребенка.

  • Развивать пространственное мышление и эстетический вкус.

Оборудование:

Рабочие листы формата А4 (с изображением правильного пятиугольника).

Карточки с алгоритмом построения деления отрезка на две части в золотой пропорции.

Презентация.

Набор «лепестков» - красный, желтый, зеленый.

Мультимедийная техника.


Эпиграф урока (на доске)

«… Геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением, и если первое из них можно сравнить с мерой золота, то второе - с драгоценным камнем…»

Иоганн Кеплер

Главные слова урока (на доске)

Отношение

Пропорция

Золотое сечение

Гармония




Ход урока

Слайд №1 - тема

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня вас ждет урок открытия нового знания «В поисках золотого сечения».

Слайд №2 - Эпиграф

Иоганн Кеплер сказал: «…Геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением, и если первое из них можно сравнить с мерой золота, то второе - с драгоценным камнем…»

Но теорему Пифагора знает каждый школьник, а вот что такое золотое сечение - далеко не все.

Слайд №3 - цели

На этом уроке перед вами откроется путь к пониманию мира через пропорцию. А ваша задача - пойти по этому пути и увидеть, как может быть прекрасен этот мир.

Ступеньками к познанию будут отношение, пропорция, золотое сечение, гармония.

А познание нового невозможно без опоры на уже изученное.

Итак,

1. Вы знаете, что называют отношением?

Ответ: Частное двух чисел называется отношением этих чисел.

2. А что оно показывает?

Ответ: Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого, или какую часть одно число составляет от другого.

3. А что называется отношением отрезков?

Ответ: Отношением отрезков называется отношение их длин.

4. Ребята, дайте определение понятию пропорция.

Ответ: Равенство двух отношения называется пропорцией.

Ну что ж, с теорией вы справились, а как насчет практики?

Слайд №4

5. Из выражений, представленных на экране, выберите те, которые являются отношениями.

Слайд №5 (продолжение)

Ответ: 2 : 5, 8 : 20, 12 : а, 3 : 7.

6. Составьте из данных отношений пропорцию.

Ответ: 2 : 5 = 8 : 20.

7. Молодцы! А как доказать, что это пропорция?

Ответ: 1. Найти числовые значения каждого отношения и сравнить их: если эти отношения равны, то пропорция верна.

2. Достаточно проверить, равны ли произведения крайних членов произведению средних членов.

8. Вспомните, ребята, а какие отрезки называются пропорциональными?

Ответ: Отрезки АВ и СД пропорциональны соответственно отрезкам А1В1 и С1Д1, если равны отношения их длин.

Я вижу, вы готовы отправиться на поиски «золота». Перед каждым из вас лежит лист, на котором вы будете работать.

Какая фигура изображена здесь? Как она называется?

Ответ: Пятиугольник.

Какой это пятиугольник?

Ответ: Правильный, у него равны стороны и равны углы.

Итак, приступаем к первой практической работе

Практическая работа №1.

1. Проведите в этом пятиугольнике две диагонали. Вот так.

Слайд №8

Выполняйте построения точно и аккуратно, иначе золота нам не найти.

2. Обозначьте концы отрезка буквами А и В, а точку пересечения диагоналей буквой С.

3. Измерьте отрезки АВ и АС с точностью до миллиметра. Не забудьте записать полученный результат.

4. Запишите отношение Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сечения и вычислите его, представив в виде десятичной дроби, округленной до десятых.

5. Измерьте отрезок СВ и запишите отношение Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сечения . Вычислите его, представив в виде десятичной дроби, округленной до десятых.

Что же получилось?

Ответ: Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сечения и Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сечения .

А раз равны отношения отрезков, то какой вывод мы можем сделать?

Ответ: Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сечения .

Мы получили пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей его части, как сама большая часть относится к меньшей.

Слайд №9

Это то золото, которое мы искали.

Итак, Золотым сечением называют деление отрезка в таком отношении, при котором длина всего отрезка относится к длине его большей части, как длина большей части - к меньшей. Это отношение выражается иррациональным числом Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сеченияи обозначается греческой буквой .

Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений - эта единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами.

И называют эту пропорцию по-разному: золотая, божественная, золотое сечение, золотое число, золотая середина…

Слайд №10

Принято считать, что понятие о золотом сечении ввел в научный обиход этот древнегреческий ученый.

Слайд №11

Узнали? Да, конечно, это Пифагор. А что вы о нем знаете?

Ответ: Пифагор. Мы уже не раз слышали на уроках математики это имя. Мыслитель, философ. Почти всю свою жизнь Пифагор провел в путешествии, много лет жил в Египте, где и узнал об этой пропорции. Египетские пирамиды строились с расчетом на золотое сечение. Затем Пифагор жил в Вавилоне, потом в Италии открыл свою школу.

Молодцы! Вернемся к пятиугольнику.

Слайд №12

Проведите остальные его диагонали. Что у вас получилось?

Ответ: Звезда.

Человек не очень образованный увидит здесь всего лишь звезду. У вас получился символ пифагорейской школы Пентакл. Правда, в нем есть что-то манящее? Его считают символом жизни и здоровья. Всмотритесь внимательно, и вы увидите еще одну звезду, Потом третью и это можно продолжать до бесконечности.

Посмотрите, как одна звезда переходит в другую, и все они объединяются в единое целое.

Слайд №12 (продолжение)

А это и есть гармония. Гармония - греческое слово, и означает стройность, связь, соразмерность. Слияние частей в единое органическое целое.

Положите перед собой лист чистой стороной. Представьте, что вы собираетесь нарисовать пейзаж и это - формат вашей картины. Проведите на будущей картине линию горизонта… Покажите мне…

Учащиеся: показывают результат.

Это был психологический тест. Посмотрите, у большинства из вас получился результат, очень похожий на мой рисунок.

Слайд №13

Почему вы и многие художники проводят линию горизонта именно так? А все очень просто - потому, что линия горизонта разделила высоту картины в отношении, близком к золотому сечению. Оказывается, для нашего восприятия такое соотношение привычно, нам кажется такое изображение естественным и гармоничным.

Слайд №14

А теперь вы должны научиться с помощью циркуля и линейки делить отрезок на две части в золотой пропорции. Для этого нам нужно знать, как разделить данный отрезок на две равные части, и как строить прямую, перпендикулярную к данной.

Итак, отрезок - на доске. Первое, что нужно сделать - разделить его пополам. Уверена, любой из вас с этим справится.

Первый учащийся приглашается разделить отрезок пополам.

А теперь из точки В нужно восстановить перпендикуляр к прямой АВ.

Кто мне поможет?

Построение выполняется на доске

Конспект урока по геометрии на тему В поисках золотого сечения

Слайд №15

Практическая работа №2

А теперь вы самостоятельно на листах начертите отрезок длиной 10 см и разделите его в золотом сечении с помощью циркуля и линейки. Давайте еще раз повторим алгоритм построения.

Какой длины отрезки вы получили?

Ответ: 6,2 см и 3,8 см.

Найдите отношения: АВ : АЕ, АЕ : ВЕ. Получим, что 10 : 6,2  1,6 и 6,2 : 3,8  1,6. Т.е. вы разделили данный отрезок в «золотом отношении».

Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая - 38 частям.

Предлагаю вам еще один психологический опыт. Мне потребуется помощь. Кто готов? Антон, Вы подходите к пустой скамейке и … садитесь на нее. Ребята, обратите внимание, какое место он выбрал - не посередине, и не с самого края. Антон сел так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно его тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы производите «золотое сечение».

Слайд №16

Исследовательская работа

А теперь вы на некоторое время станете исследователями. Работу вы будете выполнять в парах. А исследовать вы будете… руку. Приблизьте вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на пальцы. Каждый палец нашей руки (за исключением большого) состоит из трех фаланг. Я выдвигаю гипотезу:

Слайд №16 (продолжение)

Отношение длины пальца к сумме двух первых фаланг пальца дает число золотого сечения.

Вы должны произвести необходимые измерения, выполнить расчеты, найти пропорции золотого сечения, сделать выводы. Сравните свои результаты с результатами соседа по парте.

Гипотеза подтвердилась.

Слайд №16 (продолжение)

Вывод: длина всего пальца в отношении к сумме двух первых фаланг пальца дает число золотого сечения.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте посмотрим примеры Золотого Сечения, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире.

На золотой пропорции базируются основные геометрические фигуры.

Слайд №17 (треугольник)

Это золотой треугольник

Слайд №18 (прямоугольник)

Золотой прямоугольник

Слайд №19 (звезда)

Золотое сечение в пятиконечной звезде.

Вы непременно увидите эту пропорцию в архитектурных сооружений Древнего мира

Слайд №20

и в современности.

Слайд №21

В живописи.

Слайд №22

И в природе

Слайд №23

Слайд №24

Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта золотая пропорция.. Вы, конечно же понимаете, что это разговор не одного урока.

Слайд №25

Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону, имя которому - «золотое сечение».

Так что же такое «золотое сечение»?..

Что это за идеальное, божественное сочетание?

Может быть, это закон красоты?

Или все-таки он - мистическая тайна?

Ответ неизвестен до сих пор.

Точнее - нет, известен.

«Золотое сечение» - это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно... И в этом его подлинная загадка, его великая тайна, завесу над которой мы сегодня только приоткрыли.

А в качестве домашнего задания

Слайд №26

Кто-то пусть найдет в окружающих предметах пропорции золотого сечения, доказав это с помощью необходимых вычислений.

Может, кому-то будет интересна разработка и представление материала на тему: "ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ в … "

И, наверняка, найдутся те, кто увлечется творческим - «Красивая сказка о «золотом сечении».


Слайд №27

Рефлексия


У нас был необычный урок, и оценки тоже будут необычными. Как правило, оценку ставлю я, а сегодня вам предоставляется возможность оценить себя самим. Ваши оценки мы не услышим, мы их увидим. Цвет очень приятен для восприятия. У вас на столе лежат лепестки, каждый цвет имеет свое значение.

Слайд №27 (продолжение).

Выберете свой лепесток и подойдите ко мне.

Посмотрите, что у нас получилось.

Вы молодцы, мне было очень приятно с вами работать. Осталось добавить один штрих - поставить точку, а может, золотую середину?

Слайд № 28

Спасибо за внимание, урок окончен, до свидания!































Литература и Интернет-ресурсы

  1. Геометрия 7-9: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.

  2. Геометрия 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. /Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В.; под ред. В.А. Садовничего.

  3. Васютинский Н. А. Золотая пропорция. - М.: Молодая гвардия, 1990.

  4. Шмигевский Н. В. Формула совершенства // Страна знаний. - 2010. - № 4.

  5. Журналы «Математика в школе», «Квант»

  6. n-t.ru/tp/iz/zs.htm

  7. goldsech.narod.ru/

  8. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

  9. abc-people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm

  10. google.ru/search?q=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=LeC5UozdKYLU4wTQz4CADg&ved=0CAcQ_AUoAQ&biw=1019&bih=568




© 2010-2022