• Преподавателю
  • Математика
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ"

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ"

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение
Поволжский строительно-энергетический колледж
им. П. Мачнева



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА

МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ







2016 г.

ОДОБРЕНО

Методической комиссией общепрофессиональных

и естественно-научных дисциплин

Протокол заседания МК № __ от «__» ______ 201__ г.

Председатель МК __________/Т.П. Бусова



АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Зудлова И.А., преподаватель ГАПОУ ПСЭК им. П. Мачнева

Методические рекомендации по организации и проведению урока с использованием дистанционного обучения для дисциплины Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия предназначены для преподавателей данной дисциплины. Методические рекомендации являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ ПСЭК им. П. Мачнева ППССЗ по специальностям СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочих программ по дисциплинам.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Иванова С.Н, заместитель директора по МР



РЕКОМЕНДОВАНО

к использованию в образовательном процессе

на заседании методического совета

Протокол № _ от «___» _______ 201__ г.



СОДЕРЖАНИЕ



п.п.

Наименование раздела

№ стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Понятие дистанционного обучения

6

3

Преимущества дистанционного обучения

8

4

Недостатки дистанционного обучения

10

5

Технологии дистанционного обучения

11

6

Интернет - уроки как одна из форм

дистанционного обучения

12

7

Проведение дистанционных индивидуальных консультаций

14

8

Заключение

15

9

Перечень используемой литературы и интернет-ресурсы

16







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Сегодня процесс информатизации общества стал одним из значимых глобальных процессов современности. Информатизация является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития страны, а одним из ее наиболее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает методологическую и материальную основу для возникновения и развития новых форм получения образования. Одной из таких форм является дистанционное обучение, которое открывает новые возможности как для обучаемого, так и для педагога, значительно расширяя информационное пространство, информационную сферу обучения.

В настоящее время дистанционное обучение активно применяется в системе высшего образования, а также в системе повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов. В школьном и среднем профессиональном образование дистанционное обучение фактически не используется, хотя потребность в использовании данной технологии есть.

Применение современных информационных технологий обеспечивает сохранение и повышение мотивации у обучающихся. Дистанционное обучение - это важный аспект самостоятельной работы ученика по изучаемой теме. В связи с тем, что не все кабинеты математики оснащены индивидуальными компьютерами, то дистанционное обучение будем рассматривать как обучение на дому

Сегодня педагогу чтобы оставаться профессионалом своего дела необходимо постоянно совершенствовать свои знания, расширять кругозор и заниматься самообразованием.

Цели и задачи применения дистанционного обучения:

Цели дистанционного образования - это процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.

Задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучающимся.







ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Рассмотрим различные определения понятия дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения обучающегося. Среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, но в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации [2].

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения [2].

Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - аудиотехники, оптоволоконной и космической техники [2].

Дистанционное обучение - интерактивное взаимодействие как между преподавателем и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающее все присущие учебному процессу компоненты, осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ [2].

Дистанционное образование - это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании обучающихся по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требования единого государственного экзамена, разноуровневую структурную организацию учебного материала.






ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ

Преимущества дистанционного образования:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.







НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


К недостаткам дистанционного обучения можно отнести:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.

  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.

  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная.

  • Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.


ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


  1. Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.

  2. ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.

  3. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и обучающимся.

В процессе дистанционного обучения обучающийся и преподаватель взаимодействуют в следующих режимах:

  • синхронно - общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени;

  • асинхронно - обучающийся выполняет какую - либо самостоятельную работу, в индивидуальном темпе, а преподаватель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.

  • смешанное дистанционное обучение - это режим, который подразумевает, что программа обучения строится из элементов синхронного и асинхронного дистанционного обучения.

Выбор формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями образовательного учреждения и обучающегося.

ИНТЕРНЕТ - УРОКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Используя дистанционное обучение в образовательном учреждении, можно добиться хороших результатов. Одной из форм дистанционного обучения являются Интернет - уроки.

Проведение Интернет - уроков оправданно:

  1. Они вызывают у обучающихся положительный эмоциональный настрой;

  2. Оценки за такие уроки, как правило, положительные;

  3. Все большее количество учеников желают участвовать в Интернет- проектах;

  4. Успеваемость в целом повышается.

В большинстве своем обучающиеся воспринимают Интернет как развлечение, но после проведения такой формы обучения понимают, что Интернет это и средство получения знаний. Поэтому преподавателям следует в процессе преподавания максимально использовать возможности Интернет. Он должен выступать таким же источником знаний, как и учебник.

Интернет-уроки помогают обучающимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые знания и опыт деятельности в условиях распределенной дистанционной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной деятельности в открытом интернет-пространстве.

На уроках математики Интернет уроки можно использовать, как возможность дистанционного образования, наблюдения процессов, происходящих в микромире, проведения тестовой проверки знаний, просмотра объемных моделей тел и их пересечений, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения учащимися.

Кроме интернет - уроков очень эффективно применение онлайн-тестирования, т.к. каждый учащийся может работать в своем темпе, можно пропускать вопросы, а затем возвращаться к их решению и т.п.







ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

КОНСУЛЬТАЦИЙ

Практика показывает, что необходимо проводить индивидуальные консультации для обучающихся, которые пропускают занятия из-за частых болезней.

Необходимые технические средства для проведения дистанционных индивидуальных консультаций:

  • Наличие компьютера у обучающегося и преподавателя;

  • Веб-камеры;

  • Колонок или наушников;

  • Выход в Internet у обучающегося и преподавателя;

  • Наличие видеопрограмм.

Схема проведения дистанционных индивидуальных консультаций:

Преподаватель высылает обучающемуся задания по электронной почте, выполняет их и высылает ответы. Все вопросы решаются в режиме реального времени, используя для этого видеосвязь. Огромное значение играет желание преподавателя заниматься этой работой в свое свободное время.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучение большого количества материалов на тему дистанционного обучения позволяет сделать вывод о том, что использование дистанционного обучения в повседневной практике преподавателя реально. Эта форма обучения дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, интерактивности и модульности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организовать учебный процесс на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения. Мною опробовано на практике проведение индивидуальных консультаций посредством программы Skype, использование онлайн - тестирования на различные темы дисциплины Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия с сайта uztest.ru, onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx, math-test.ru/ . Восполнение пропущенных тем обучающимися пропустивших занятия по причине длительной болезни с помощью видеоуроков на сайтах interneturok.ru/ru, videouroki.net/index.php, infourok.ru/.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ


  1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону: «Мысль», 2012. - 368 с.

  2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2013. - 512 с.

  3. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание», 2011. - 276 с.

  4. Сайт uztest.ru/

  5. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult5.html

  6. Центр дистанционного образования Эйдос eidos.ru





© 2010-2022