• Преподавателю
  • Математика
  • Урок по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования. »

Урок по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования. »

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»



КАФЕДРА МТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН, ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ





Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе»



Тема: «Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования в условиях ФГОС ООО»




Выполнена:

Москаленко Марией Гарибальдиевной

учителем математики

первой квалификационной категории

МОУ СОШ № 7 п.Балтийского

Курского района

Руководитель:

Шеховцова Мария Александровна

Ст. преподаватель кафедры

МД, ИТ и ДО СКИРО ПК и ПРО



г. Ставрополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ______________________________________________________________ 3

1. Приёмы, используемые для формирования духовно-нравственных ценностей

на уроках математики:

а) решение задач с практическим содержанием__________________________4

б) примеры из истории математики____________________________________5

в) нетрадиционные уроки математики__________________________________6

2. Формирование духовных качеств учащихся во внеурочной деятельности_______8

Заключение______________________________________________________9

Литература______________________________________________________10





























«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

Ш.А.Амонашвили

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. Эти направления определены в работе учителя:

- урочная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- сотрудничество с родителями;

- социальное партнерство.

Как же воспитать духовно-нравственную личность посредством математического образования?

Считается, что проблему духовно-нравственного воспитания легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естественных, тем более на математике. Но, в действительности, это не так. Еще в ХIХ веке польский математик Хуго Штейнхаус заметил, «что между духом и материей посредничает математика». А Л.Н. Толстой говорил, что «Человек есть дробь. Числитель - это сравнительно с другими - достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»

Одним из направлений программы духовно-нравственного развития является урочная деятельность.

Для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках математики используются следующие приемы:

- воспитание моральных качеств учащихся на основе личностных отношений, через личность самого учителя;

- решение задач практического содержания;

- введение в контекст урока исторических фактов из жизни ученых - математиков;

- использование высказываний выдающихся ученых: математиков, философов, педагогов.

Духовность и нравственность можно воспитывать на личном примере педагога, который каждодневно демонстрирует свою честность, справедливость, мудрость, манеры поведения. Заметный воспитательный эффект уроки математики могут дать только при том условии, что учитель сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.

Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания учащихся является решение математических задач.

При изучении в 5 классе раздела «Десятичные дроби» используются задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:

Задача 1. От подножья Мамаева кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота каждой ступени 0,15 м. Какова высота Мамаева кургана?

Задача 2. В Прохоровском сражении участвовали 1-я дивизия СС, имевшая 200 танков, и 5-я танковая армия П.Ротмистрова, имевшая в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

Задача 3. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба?

Такие задачи формируют чувства патриотизма, любви к Родине, готовность встать на ее защиту.

Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.

- На Ставрополье 1 см почвы образуется за 200 лет. За какое время образуется слой почвы в 50 см?

- Самый маленький хищник Ставрополья - это ласка. Она за год уничтожает 2000 мышей. Сколько мышей уничтожит семья ласки, состоящая из 7 зверьков?

- Площадь Сенгелеевского водохранилища 42 квадратных километра, а
Чограйского на 158 квадратных километров больше. Чему равна площадь двух водохранилищ?

Использование экологических материалов при решении задач по математике прививает экологическую культуру, позволяет формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

Задача. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

На уроках математики формируется и отношение к здоровому образу жизни. В содержание уроков включаются специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения.

1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько часов жизни теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет за 1 день; за месяц? ОТВЕТ: 2ч, 60ч

2. Если средняя продолжительность жизни в России около 60 лет, то на сколько ее сокращает курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет?

ОТВЕТ: минимум на 6 лет

3. Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 25 рублей, а выкуривает он ее за 1 день?

ОТВЕТ: 9125рублей

Духовность и нравственность можно воспитывать на примерах из жизни исторических личностей. Ярким примером могут послужить уроки, посвященные 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, создателю учебника арифметики Л.Ф. Магницкому, На этих уроках выясняются важные и интересные факты. (Л.Ф. Магницкий получил свою фамилию по воле Петра I, благодаря своим глубоким знаниям. Петр велел величать простого учителя Магницкий, чтобы он окружал и как магнит притягивал к себе молодых людей для получения ими высоких и прочных знаний). Интересные факты из жизни Лейбница (в 15 лет он стал студентом университета), Л. Эйлера (в 16 лет получил ученую степень) показывают учащимся необходимость много работать над своим образованием, чтобы добиться результатов. Формируются такие качества как трудолюбие, настойчивость в достижении целей.

На уроках математики с учащимися можно провести беседу следующего содержания:

«Скажите, кто назвал науку математику математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э. по 490 до н. э.? И почему у него это странное имя - Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой» На уроке геометрии учитель рассказывает детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев: «Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них:

- «Статую красит вид, а человека - деяние его»

- «Истинное отечество там, где есть благие нравы»

- «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»

- «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе»

- «Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения»

Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

Не только уроки математики способствуют формированию духовных качеств учащихся, но и внеурочная деятельность. Организация внеклассных мероприятий (математические игры, конкурсы, проекты и другое) воспитывает у обучающихся трудолюбие, умение работать в команде, доброжелательность к друг другу и т.д. В эту работу включаются и родители. Совместная работа учеников и родителей организована через проектную деятельность. Например, ученики 7-х классов выполняли совместный с родителями проект «Поэтикоматематика», творческим продуктом которого стал сборник стихов о математике. В результате работы учащиеся пришли к выводу, что математика - это не скучная наука, состоящая из одних сухих цифр и громоздких вычислений, что математическая наука не так далека от поэзии, как планеты в разных Галактиках. Истинный поэт должен обладать такими «математическими» качествами, как точность и ясность восприятия и выражения мыслей. Американский писатель Эдгар По сказал: «Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар». Учащиеся пытались ответить на вопрос: «Не общее ли первоначало у теоремы и стиха: вдохновение и интуиция?» На защите проекта родители выступали в роли экспертов.

Используя описанные приёмы духовно-нравственное воспитания личности средствами математического образования можно достичь определённых результатов:

- воспитание у обучающихся гордости за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма;

- воспитание интереса к истории своей малой Родины;

- формирование здорового образа жизни;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, взаимопомощи, чувства коллективизма, ответственности, упорства в достижении цели, умения не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.

Литература:

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

2. Высказывания по математике и математиков: bars-minsk.narod.ro/tells.html

3. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1964

4. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2т. М.,197



© 2010-2022