Программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки. Тема: «ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ»

Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одной из важных школьных тем: «Текстовые задачи». Задачи на составление уравнений, или текстовые алгебраические задачи, представляют собой традиционный раздел элементарной математики. Интерес к нему вполне понятен. Решение задач подобного рода способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умение самостоятельно осуществлять небольшие исследования. Текстовые задачи по своему содержанию наиболее близки к практической деятельности человека. Они проверяют не только умение решать уравнение, неравенство ил... Программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

элективного курса в рамках предпрофильной подготовки.

Тема:

«ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ»

Скороваровой Л.В.

МОУ СОШ с.Никольское







с.Никольское 2006 г.

Пояснительная записка.

Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одной из важных школьных тем: «Текстовые задачи».

  • Задачи на составление уравнений, или текстовые алгебраические задачи, представляют собой традиционный раздел элементарной математики. Интерес к нему вполне понятен. Решение задач подобного рода способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умение самостоятельно осуществлять небольшие исследования.

  • Текстовые задачи по своему содержанию наиболее близки к практической деятельности человека. Они проверяют не только умение решать уравнение, неравенство или системы, но и выводить сами исходные соотношения, придавать математический смысл выведенным числовым соотношениям -словом, всё то, что по существу необходимо будущему специалисту. В связи с этим текстовые задачи предлагаются на малом ЕГЭ.

Таким образом, цель элективного курса состоит в том, чтобы повысить математическую культуру учащихся в рамках школьной программы по математике, а также помочь учащимся и особенно тем из них, кто проявляет интерес к математике, разобраться в типах и методах решения текстовых задач.

Программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.


  • На изучение всего курса отводится 8 ч, по окончании предусмотрено зачетное мероприятие на 2 ч в виде контрольной или тестовой работы, возможны и другие формы диагностики.

  • Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Выбор неизвестных

1

Математический диктант

Составление уравнений

3

Самостоятельная работа

Несколько нестандартных задач

1

Устный опрос

Как можно обойтись без уравнений

1

Урок взаимопроверки

Задачи

2

Домашняя контрольная работа

Проверка усвоения знаний учащимися

2

Зачёт

Итого

10

Содержание

Тема 1. Выбор неизвестных.

На первом занятии учащимся сообщается цель и значение данного элективного курса. Даётся стандартная схема решения текстовых задач. Показывается что представляют собой текстовые задачи с математической точки зрения.

Одним из важных этапов решения текстовой задачи следует признать выбор неизвестных. От того, насколько удачен этот выбор, иногда существенно зависит сложность предстоящей работы над задачей. Поэтому имеет смысл поговорить об этом подробнее.

Тема 2. Составление уравнений.

Для решения целого класса задач необходимо знание определённых закономерностей, зависимостей между различными величинами. Сюда относятся задачи на движение, на выполнение работы и на смеси. О них и пойдёт речь на занятиях по теме «Составление уравнений».

Тема 3. Несколько нестандартных задач

Учащиеся ,привыкшие решать текстовые задачи только по раз и навсегда заведенным канонам, очень легко попадают в просак, как только для исследования задачи нужно хоть немного поразмыслить, перебрав все логически возможные варианты. На данном занятии при рассмотрении конкретных примеров , научить учащихся прибегать к нестандартным приёмам.

Тема 4. . Как можно обойтись без уравнений

На этом занятии пойдёт речь о задачах, для которых достаточно знаний и умений, которыми располагает человек, окончивший начальную школу. Существует целый ряд задач ,в том числе и встречающиеся на экзамене, которые гораздо удобнее решать «арифметически», чем «алгебраически».

Литература

1. Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. Пособие для 10 кл., сред. шк.- М.: Просвещение, 1989.-252 с.

2. Лурье М. В., Александров Б. И.Задачи на составление уравнений:Учеб.руководство.-3-е изд.,перераб.-М.:Наука.Гл.ред.физ.-мат. Лит.,1990-96 с.

3. Мельников И. И., Сергеев И. Н.Как решать задачи на вступительных экзаменах.-М.:Изд-во Моск. Ун-ва,1990.-303 с.

4. Мордкович А. Г.Алгебра.9 кл.:Учеб. Для общеобразоват. Учереждений.-2-е изд.-М.:Мнемозина,2000.-191 с.

© 2010-2022