Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

На уроке проводится творческая работа: «открытие» новых формул: -вывод формул площадей: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур, с использованием формулы площади треугольника через синус угла между его сторонами.Самостоятельно, по заданному плану, выполнить с применением индивидуальных карточек, решение задач на доказательство новых правил.
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по геометрии в 9 классе.

Бородина Т.П. учитель МБОУ СОШ №1

Тема: Площадь треугольника.

Цель:

Знать теорему о площади треугольника по двум сторонам и углу между ними. Уметь применять теорему в решениях задач.

Задачи:

Образовательная:

-закрепить умение проводить доказательства теорем.

- формировать навыки решение задач, используя свойства геометрических фигур и разнообразные методы решения задач.

Развивающая:

- развить внимание, память, умение выражать свои мысли

- активизировать умение анализировать, делать выводы.

Воспитывающая:

-воспитывать интерес к предмету.

План урока:

1-й этап. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- доказательство теоремы о площади треугольника S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс∙с ∙в ∙ sinα,

с использованием координатного метода.

- доказательство теоремы о площади параллелограмма S=∙с ∙в ∙ sinα ,

с использованием формулы площади треугольника.

2. Повторение изученного раннее.

- решение задач на «готовых чертежах» с применением формулы площади треугольника.

2-этап. Формирование умений и навыков в решении задач по геометрии.

Решение сложных задач с применением формулы

площади треугольника S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс∙с ∙в ∙ sinα.

- использование рекомендаций по выбору метода решения

- использование алгоритма решения.

3-й этап. Учебная самостоятельная работа.

Творческая работа: «открытие» новых формул.

-вывод формул площадей: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур, с использованием формулы площади треугольника.

- самостоятельно, по заданному плану, выполнить решение задач на доказательство новых правил.

4-й этап. Подведение итогов.

Х о д у р о к а:

1-й этап. Актуализация знаний.

Цель: Проверить умение проводить доказательства теорем. Умение использовать формулу площади треугольника через синус угла.

Отработать понятие «две стороны и угол между ними», названия градусных мер углов «альфа, бетта, гамма», закрепить использование элементов треугольника при составлении формулы площади треугольника.

Повторить значения синусов углов вКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс.Повторить формулы приведения. Проверить умение применять формулы площадей данных фигур по заданным элементам. Закрепить вычислительные навыки.

1. Проверка домашнего задания.

Доказательство теоремы о площади треугольника.

Используя «координатный метод», доказать: если известны две стороны треугольника и угол между ними, то площадь треугольника вычисляется как половина произведения этих сторон, умноженная на синус угла, заключенного между этими сторонами.


Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Теорема: площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон на синус угла между ними.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Доказательство теоремы о площади параллелограмма.

Задача №1021
Доказать, что площадь параллелограмма равна произведению двух его
смежных сторон на синус угла между ними.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Дано: ABCD параллелограмм

AB = a AD = b

S − площадь параллелограмма

Доказать: S = a ∙b ∙sinКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классA

Доказательство:

Рассмотрим треугольники ∆ABD и ∆СДВ.

Данные треугольники равны по третьему признаку равенства треугольников, значит

площади треугольников также равны,

S∆ABD = S∆СДВ

S∆АВД =Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс∙ АВ ∙ АD ∙ sinКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классA

Площадь параллелограмма

SABCD= S∆ABD + S∆СДВ= 2 ∙ S∆АВД =

2∙Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс∙а∙в∙SinКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классA= a ∙b ∙sinКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классA

SABCD = a ∙ b ∙ sinКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классA

2. Повторение изученного раннее. Решение задач на «готовых чертежах» с применением формулы площади треугольника.

Задание. Зная в треугольнике длины двух сторон и угол между ними, составьте формулу площади треугольника через синус угла, заключенного между этими сторонами

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Ответы учащихся:

S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс ∙с ∙ в ∙ sinα.

S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс ∙с ∙ а ∙ sinβ

S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс ∙с ∙ в ∙ sinγ

Зная длины двух сторон и угол между ними, вычислите площади данных фигур по формуле S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс∙с ∙в ∙ sinα.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Ответ:5 Ответ:9Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классОтвет:12Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классОтвет:6,25


2-этап. Формирование умений и навыков в решении сложных задач

Цель:

-Отработать умение в задаче, с несколькими условиями, увидеть все данные для применения какой-либо формулы (особенно площади треугольника через синус угла).

-Использовать знания свойств фигур в решении задачи

-Развить умение проговаривать правила, формулы, теоремы, свойства фигур.

- Развивать навыки в умении связывать, заданные условием задачи, элементы со свойствами этих элементов.

-Уметь распознавать метод, который необходимо применить к данной задаче.

Задача №1

В треугольнике АВС АВ=4, АД=6, уголВАД=60®, ВД=2√7. Найти АН.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Алгоритм решения и рекомендации:

1.Вычислить площадь ∆АВД по известным двум сторонам и углу между ними.

2.Использовать формулу площади ∆АВД через высоту АН.

3. Применить «метод опорного элемента»: где один и тот же элемент - « площадь», выражается через известные и неизвестные величины двумя разными способами, и полученные выражения приравниваются.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

4. Ответ:

Задача №2.

В треугольнике АВС АВ=4, ВС=6, ВД- биссектриса трейгольника, ∟АВС=45®. Найдите площади треугольников АВД и СВД.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Алгоритм решения и рекомендации: 1.Вычислить площадь ∆АВС, используя теорему о площади треугольника

2.Использовать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. «Если два треугольника имеют равные углы, то их площади относятся как произведение сторон, заключающих эти углы».

3.Составить отношения площадей треугольников АВД и СВД и найти его значение через стороны АВ и ВС.

4.Использовать «метод площадей»: площадь фигуры представляется в виде суммы площадей ее частей (SКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классАВС равна сумме площадей каких треугольников?)

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Задача №3.

В треугольнике АВС медианы АА1 и СС1 пересекаются в точке О.
АА1 =15см, СС1 =18см, угол АОС1 =60®. Найти площадь треугольника АВС.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Алгоритм решения и рекомендации:

1.Найти площадь ∆АОС1. Для этого найдем ОС1 -часть медианы СС1 и ОА -часть медианы АА1.

2.Провести медиану ВВ1 Использовать «метод ключевых задач» --свойства медиан треугольника:

а)медианы треугольника точкой пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины.

б)медианы делят треугольник на шесть равновеликих треугольников.

3.Для нахождения площади треугольника АВС, нужно площадь ∆АОС1 умножить на шесть.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

3-й этап. Учебная самостоятельная работа.

Творческая работа: «открытие» новых формул.

Цель:

-Вывести формулы площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур с использованием формулы площади треугольника.

-Научить, по заданному плану решения, проводить самостоятельные рассуждения, делать выводы, формулировать определения, применять формулу площади треугольника для создания нового правила.

-Показать знания определений и свойств прямоугольника, ромба, квадрата. Провести учащимися самостоятельно несколько доказательств.

Индивидуальная карточка учащегося__________________________

Ребята, запишите свою фамилию и имя.

Познакомьтесь последовательно с условием задач.

Решайте, рассуждайте, выводите формулы по рекомендованному вам плану, внимательно читая и разбирая его пункты.

Записывайте свои ответы в правом столбце.

Задание: Решите самостоятельно задачи с целью вывода новых формул для площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур с использованием формулы площади треугольника.

Задача №1. В параллелограмме АВСД диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

План решения:

Ответы учащегося

1.Запишите формулу площади ∆СОД по сторонам ОС и ОД и через синус угла между ними.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

2.Обозначить диагонали параллелограмма через d1 и d2 , а угол СОД через α

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

3.Выразить ОС через диагональ d1 и

ОД через диагональ d2

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

4.Поставьте найденные значения для ОС и ОД, выраженные через диагонали d1 и d2

в формулу для площади ∆СОД

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

5.Докажите, что диагонали разбили площадь параллелограмма на четыре равных по площади треугольника.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

6.Площадь ∆СОД умножить на четыре, упростите.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

7.Запишите получившуюся формулу

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

8. Сформулируйте правило площади параллелограмма через его диагонали и угол между ними.

Площадь параллелограмма равна половине произведения диагоналей параллелограмма, умноженная на на синус угла между ними.

Задача №2.

В прямоугольнике АВСД диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

План решения:

Ответы учащегося

1.Дайте определение прямоугольника

Прямоугольник это параллелограмм, у которого углы прямые

2.Свойства диагоналей прямоугольника.

Диагонали прямоугольника равны и точкой пересечения делятся пополам.

3.Обозначить диагонали прямоугольника через d, а угол между диагоналями СОД через α

АС=ВД=d, Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

4.Примените формулу площади параллелограмма S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс d1 ∙ d2 ∙sinα для вывода новой формулы площади прямоугольника, учитывая, что d1 = d2. Обозначьте равные диагонали через d.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

5. Запишите получившуюся формулу и сформулируйте правило площади прямоугольника через диагонали и угол между ними.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Площадь прямоугольника равна половине произведения квадрата его диагонали на синус угла между диагоналями.

Задача №3.

Вывести формулу площади ромба через его диагонали и угол между диагоналями.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

План решения

Ответы учащегося

1.Запишите определение ромба

Свойства диагоналей ромба.

Ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны В ромбе диагонали взаимно перпендикулярны, и точкой пересечения делятся пополам

2. Запишите через d1 и d2 диагонали АС и ВД, обозначьте угол между диагоналями α

АС=d1 и ВД=d2 ,∟СОД=α

3.Примените формулу площади параллелограмма S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс ∙d1 ∙ d2∙ sinα для вывода формулы площади ромба. Помните, что у ромба α=90

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

4.Запишите формулу площади ромба и сформулируйте правило

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей

Задача №4.

Вывести формулу площади квадрата через его диагонали и угол между диагоналями.

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

План решения

Ответы учащегося

1.Определение квадрата

Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны

2.Свойства диагоналей квадрата

В квадрате диагонали равны, взаимно перКонспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классперпендикулярны

3.Примените формулу площади прямоугольника S=Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 классd2 ∙ sinα. Помните, что у квадрата угол между диагоналями α=90

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

4.Запишите формулу площади квадрата и сформулируйте правило

Конспект урока по геометрии Площадь треугольника, 9 класс

Площадь квадрата равна половине квадрата его диагонали.

4-й этап. Подведение итогов.

Карточка для этапа рефлексии

Ответьте на вопросы:

  1. Данная тема мне понятна.

  2. Я хорошо понял теорему о вычислении площади треугольника по двум сторонам и углу между ними

  3. Я знаю, как пользоваться формулой для вычисления площади треугольника по двум сторонам и углу меду ними

  4. Я сумею найти______________________________________________________

  5. При решении задач у меня все получилось_________________________

  6. Я понял теорему, но допустил ошибки при выводе формул площадей четырехугольников через диагонали__________________________________________________________

  7. Я доволен своей работой на уроке_______________________________________

  8. Я на уроке узнал новое------------------------------------------------------------------------------

  9. Я научился---------------------------------------------------------------------------------------------

Домашнее задание: решение задач по учебнику Атанасяна Л.С. № 1057, 1058 стр.272.


© 2010-2022