- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса Знакомимся со стереометрией (9 кл.)
Программа элективного курса Знакомимся со стереометрией (9 кл.)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Килафян А.Х. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1»
Мясниковского района Ростовской области
ИТОГОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ
«ГЕОМЕТРИЯ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ»
слушателя дистанционных курсов
повышения квалификации
педагогического университета
«ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Килафян Аракси Хевондовны.
ЗНАКОМИМСЯ СО СТЕРЕОМЕТРИЕЙ
9 класс.
Пояснительная записка.
Параллельное изучение систематического курса планиметрии и предпрофильного курса «Знакомимся со стереометрией» позволяет комплексно решать основные задачи геометрии в школе:
-
формирование устойчивых представлений о свойствах и закономерностях плоских фигур, перенося эти закономерности и отношения на фигуры в пространстве и реальные объекты окружающего мира;
-
привитие и развитие навыков логических рассуждений;
-
развитие пространственного представления, воображения и математической интуиции учащихся;
-
развитие навыков анализа и синтеза;
-
мотивирование занятий геометрией на более высоком уровне сложности с помощью заданий уровня возможностей, повышение тем самым информационной компетентности учащихся.
Предпрофильный курс «Знакомимся со стереометрией» - это сложный предметно-ориентированный курс. Он предназначен прежде всего тем учащимся, которые в 10-м классе выберут математический профиль. Те же, кто сомневается в том, что он действительно имеет склонности или желание заниматься геометрией более глубоко, чем это предусматривает традиционный курс, смогут утвердиться в своем решении не заниматься углублением знаний в этом направлении.
Данный курс геометрии построен на основе использования учебника «Геометрия 7 - 9» авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. и учебного пособия «Стереометрия 7 - 9» авт. А.Л.Вернер, Т.Г.Ходот (Санкт-Петербург: Специальная литература, 1996)
Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса учащиеся должны научиться:
-
распознавать на чертежах и моделях и моделях геометрические фигуры и тела, изображать их на чертеже;
-
моделировать геометрические тела и объекты, различные свойства и ситуации, рассматриваемые на этих объектах;
-
объяснять на моделях аксиомы стереометрии;
-
проводить на моделях доказательства некоторых теорем стереометрии;
-
выполнять чертежи по условию стереометрической задачи;
-
решать несложные стереометрические задачи на применение планиметрических теорем;
-
строить простейшие сечения стереометрических тел.
В результате изучения курса учащиеся должны представить собственноручно выполненные модели различных пирамид, цилиндра, конуса, а также выполнить итоговую работу на решение задач по данному курсу.
Методические рекомендации к проведению занятий.
Наличие общих свойств некоторых плоских и пространственных фигур позволяет проводить аналогию между плоскими и пространственными фигурами. Похожие друг на друга фигуры, планиметрические и стереометрические утверждения, наряду с их общностью, имеют свои различия на плоскости и в пространстве, что дает возможность широко включать задания с ошибкой и контрпримеры.
Большую роль в развитии мышления играет предельная аналогия, которая возникает в том случае, если предельное преобразование математического объекта приводит к возникновению у него системы свойств, совпадающей с соответствующей системой свойств какого-нибудь другого математического объекта, т.к. мысленное представление изменяющихся фигур или их элементов положительно сказывается на развитие пространственного мышления и вносит динамичность в геометрию.
При изучении курса большую роль играют наглядно-деятельностные методы работы: много заданий связано с изготовлением разверток и моделей геометрических тел. Полезны занятия в форме лабораторных и практических работ, где путем практической деятельности (разрезания, склеивания, наложения) создается образ, объект рассмотрения, а затем в ходе исследования проявляются его свойства и закономерности.
В предпрофильном курсе стереометрии заложены большие возможности организации дифференцированного подхода к обучению детей. Так как стереометрический материал является наглядным, то удается формировать интерес к занятиям геометрией у широкого круга обучающихся. Учащимся, имеющим положительные успехи в изучении планиметрии, стереометрический материал дает более глубокое представление об изучаемых объектах и их закономерностях.
Содержание курса
№№
заня-тий
Тема занятия
Основные понятия, рассматриваемые на занятии
Вид деятельности
Кол-во часов
1
Отрезки.
Представление о прост-ранственных фигурах, их изображении, моделях, раз-вертках. Понятие отрезка и ломаной ; пересекающиеся, параллельные, скрещиваю-щиеся отрезки. Моделиро-вание взаимного располо-жения отрезков в простран-стве, моделирование лома-ных на модели прямоуго-льного параллелепипеда.
Моделирование.
1
2
Плоскости и прямые в пространстве
Понятие плоскости, полуплоскости, полупро-странства; взаимное распо-ложение прямых и плос-костей в пространстве. Изготовление моделей пло-скостей, моделирование взаимного расположения плоскостей. Признаки пара-ллельности прямой и плос-кости, двух плоскостей.
Моделирование
1
3-4
Углы в пространстве
Двугранный угол, его реб-ро, грани, линейный угол двугранного угла, прямой двугранный угол; понятие многогранного угла. Моде-лирование трех-, четырех-, пятигранных углов с помо-щью моделей плоскостей; построение линейного угла двугранного угла на моде-лях параллелепипеда и пирамиды.
Моделирование трех-, четырех-, пятигранных углов, работа с моделями параллелепипеда и пирамиды.
2
5-6
Тела с пара-ллельными элементами.
Параллалепипед, призма, пирамида, усеченная пира-мида, цилиндр как аналоги геометрических фигур на плоскости, их элементы. Построение простейших сечений призм и пирамид.
Решение простейших задач на построение сечений. Моделирование.
2
7-8
Многогран-ные тела и их объемы.
Многоугольные фигуры и многогранные тела; выпук-лые многоугольники и вы-пуклые многогранники; объемы простейших много-гранников (призмы, пира-миды). Решение практи-ческих задач на нахождение объемов тел различной формы. Сравнение объемов тел, имеющих одинаковую площадь поверхности.
Решение задач. Освоение различных способов решения одной задачи.
2
9-10
Круглые тела, их объемы и площади поверхности.
Объем и площадь поверх-ности цилиндра, конуса; объем шара. Практикум ре-шения задач на нахождение объема и площади полной поверхности круглых тел и многогранников.
Моделирование. Решение задач.
2
11-12
Равенство треугольни-ков в пространстве
Признаки равенства треугольников. Практикум по решению задач на при-менение признаков равен-ства треугольников, рас-сматриваемых на объемных телах.
Поиск путей решения задач различного уровня сложности.
2
13
Метрические соотношения в пространстве
Теорема Пифагора в про-странстве (длина диагонали прямоугольного паралле-лепипеда).
Решение задач.
1
14-15
Теоремы синусов и косинусов в пространстве
Нахождение неизвестных элементов геометрических тел с помощью теоремы синусов или косинусов.
Решение задач.
2
16
Итоговое занятие
Письменная итоговая работа
по предпрофильному курсу.
1
17
Конкурс творческих работ
Защита
творческих
работ.
1
Итоговая работа.
Вариант 1.
-
Постройте изображение правильной треугольной пирамиды АВСМ и укажите на нем угол наклона ребра АМ к основанию АВС. Определите градусную меру этого угла, если АВ = 2 см, АМ = 1 см.
-
Осевое сечение цилиндра - квадрат со стороной 8 см. Вычислите:
а) площадь осевого сечения цилиндра;
б) объем цилиндра.
3. Найдите объем коробки, полученной сгибанием квадратного листа жести со стороной 24 см, из которого вырезаны по углам квадраты со стороной 4 см.
Вариант 2.
-
Постройте изображение правильной треугольной пирамиды АВСК и укажите на нем угол наклона ребра ВК к основанию АВС. Определите градусную меру этого угла, если АВ = 4 см и высота пирамиды КО = 4см.
-
Осевое сечение цилиндра - квадрат со стороной 6 см. Вычислите:
а) площадь основания цилиндра;
б) объем цилиндра.
3. Найдите объем коробки, полученной сгибанием прямоугольного листа жести размером 30 см40 см, из которого вырезаны квадраты со стороной 6 см.
Литература.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2005.
-
Вернер А.Л., Ходот Т.Г. Стереометрия 7-9: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы. СПб.: Специальная литература, 2005.
-
Зив Б.Г. и др. Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
-
Зевина Л.В. и др. Математика. Сборник программ курсов по выбору. Ростов/Д.: РО ИПК и ПРО, 2004.
-
Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрия на профильном уровне обучения. Лекции дистанционных курсов Педагогического университета «Первое сентября».
ПЛАН УРОКА
по предпрофильному курсу
«Знакомимся со стереометрией».
Тема урока «Метрические соотношения в пространстве».
Цели урока: развитие навыков логических умозаключений, умения провести аналогию между свойствами фигур на плоскости и в пространстве на примере использования теоремы Пифагора для вычисления длины диагонали прямоугольного параллелепипеда;
развитие инициативы учащихся и умения работать в группе.
Оборудование урока:
доска, мел, карточки-задания для самостоятельной работы, чертежные инструменты.
Ход урока.
Актуализация знаний (в виде самостоятельной работы).
Вариант 1.
Найти длину диагонали прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.
Вариант 2.
Найти длину диагонали квадрата со стороной 5 см.
Пока ученики решают задачи на местах, 2 ученика выполняют эти же задания на откидных крыльях доски. После проверки обеих задач повторяется формулировка теоремы Пифагора и вспоминаются примеры применения ее при решении планиметрических задач.
Изучение нового материала (проходит в форме решения проблемы, поставленной учителем).
Учителем формулируется задача: можно ли, используя эту теорему, найти длину диагонали прямоугольного параллелепипеда?
Найдем длину диагонали прямоугольного параллелепипеда с измерениями 5 см, 5 см и 10 см.
Один ученик решает у доски, остальные - в тетрадях.
Решая эту задачу, учащиеся находят прямоугольные треугольники в пространстве и, используя теорему Пифагора, находят длину диагонали прямоугольного параллелепипеда.
Следующая задача: найти длину диагонали прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны а, в и с.
Эту задачу ребята решают в группах по 4 человека (по 2 парты друг за другом). Группа, первой завершившая работу, показывает решение учителю, и если оно верное, то представитель группы показывает решение на доске.
Оно обсуждается всем классом, другие группы вносят коррективы, дополнения. Формулируется теорема о диагонали прямоугольного параллелепипеда, которую учащиеся уже доказали в ходе решения последней задачи. Далее учитель предлагает сравнить длины диагоналей одного и того же параллелепипеда. В итоге обсуждения учащиеся делают вывод, что диагонали параллелепипеда равны.
Затем у доски решается задача о нахождении длины диагонали куба с ребром а.
Проверка усвоения нового материала (в виде многовариантной самостоятельной работы).
Вариант 1.
-
Найти диагональ прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 8м, 9м, 12м.
-
В прямоугольном параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1 АВ = 4 см, АА1 = 6 см, А1С = . Найдите АД.
Вариант 2.
-
Найти диагональ прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равным, 7м, 9м.
-
В прямоугольном параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1 АД = 5 дм, АВ = 4 дм, В1Д = . Найдите АА1.
Вариант 3.
-
Найти диагональ прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равным, 12м, 8м.
-
В прямоугольном параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1 основание АВСД - квадрат, АД = 2 см, АС1 = 2. Найдите СС1.
Вариант 4.
-
Найдите диагональ куба с ребром 25 см.
-
В прямоугольном параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1 боковая грань ДД1С1С - квадрат, ДС = 3 м, ВД1 = м. Найдите ВС.
Вариант 5.
-
Найдите диагональ куба с ребром 19 см.
-
В прямоугольном параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1 АВ = 4 м, АА1 = =15м, В1Д = . Найдите АД.
Вариант 6.
-
Найдите диагональ прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 11м, 15м, 3м.
-
В прямоугольном параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1 АВСД - квадрат со стороной 5 см, СС1 = 4 см. Найдите АС1.
Учащиеся сдают тетради на проверку, но учитель, проверяя, выявляет уровень усвоения темы и объявляя оценки ученикам на следующем уроке, в журнал выставит только тем ученикам, которые сами этого захотят.
Подведение итогов урока.
Отвечая на вопросы учителя, учащиеся повторяют теорему Пифагора, известную им из планиметрии и формулируют теоремы и свойства, доказанные с ее помощью в пространстве.
Оценки получают ученики, работавшие в начале урока на откидных крыльях доски и все, кто проявил активность в ходе решений задач и обсуждениях поставленных проблем.
Домашнее задание.
Изготовить модель прямоугольного параллелепипеда произвольных размеров и на ее поверхности записать решение задачи о нахождении диагонали этого параллелепипеда.
9