• Преподавателю
  • Математика
  • «ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Корнева Галина Николаевна, учитель математики МБОУ «Ливенская СОШ №1»

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,
а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.

Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

С введением ФГОС стали больше говорить об изменении деятельности учителя в школе. Главное на сегодня не учить, а научить учеников учиться добывать знания самостоятельно из различных источников. Невозможно научить ребёнка организовывать свою работу, если не ставить его в активную позицию, не обращать внимания на развивающие задачи.

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - «разучить» думать самостоятельно». Эти слова А. Дистервега на сегодня, мне кажется, актуальны как никогда.

Начать свой мастер - класс мне хочется с древней притчи( притча про бабочку)

Без сомнения, математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Заинтересовать математикой - дело непростое. Здесь многое зависит от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации, как поставить даже очевидный вопрос. Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

Одним из таких приемов, который я использую у себя на уроках (чаще при работе в старших классах, на уроках обобщения), является прием «Фишбоун». С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении нового материала ( создание проблемной ситуации) , и на различных этапах закрепления.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами Всё зависит от целей, которые преследуются

«Фишбоун» дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Все записи - краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Иногда при заполнении схемы сталкиваемся с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые косточки в нижней части схемы могут так и остаться незаполненными. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который её изобрел

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;

  • развивать критическое мышление;

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации .

Я заранее заготавливаю общую схему - «скелет», спрятав её за шторкой интерактивной доски, и отдельно готовлю схемы для каждой группы учащихся. Группа, выполнившая свою работу первой (или пожелавшая презентовать свою работу первой) на доске или планшете быстро заполняет «скелет», далее, в ходе обсуждения, уточняются отдельные фрагменты, корректируются выводы.

Пример применения «Фишбоун» на уроке алгебры в 8 классе.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Аналогичные результаты были получены и российскими учёными.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни».

Литература:

  1. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Москва: Ось-89, 2005; электронная версия - режим доступа: ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05_help_pupil.pdf

  2. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. pedsovet.su/metodika/priemy/5714

  3. Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. - 127 с.



«Фишбоун» дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Литература:

  1. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Москва: Ось-89, 2005; электронная версия - режим доступа: ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05_help_pupil.pdf

  2. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. pedsovet.su/metodika/priemy/5714

  3. Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. - 127 с.

  4. Корнева Г.Н. Наука и образование в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции 30 июня 2015г.: в 3 частях. Часть I. М.: «АР - Консалт», 2015г. - с. 24.

  5. Корнева Г.Н. Символ науки. Международный центр инновационных исследований «Омега Сайнс» ISSN 2410 - 700Х, №7/2015. - с.132











«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.



© 2010-2022