- Преподавателю
- Математика
- «ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Корнева Г.Н. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Корнева Галина Николаевна, учитель математики МБОУ «Ливенская СОШ №1»
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
С введением ФГОС стали больше говорить об изменении деятельности учителя в школе. Главное на сегодня не учить, а научить учеников учиться добывать знания самостоятельно из различных источников. Невозможно научить ребёнка организовывать свою работу, если не ставить его в активную позицию, не обращать внимания на развивающие задачи.
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - «разучить» думать самостоятельно». Эти слова А. Дистервега на сегодня, мне кажется, актуальны как никогда.
Начать свой мастер - класс мне хочется с древней притчи( притча про бабочку)
Без сомнения, математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Заинтересовать математикой - дело непростое. Здесь многое зависит от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации, как поставить даже очевидный вопрос. Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
Одним из таких приемов, который я использую у себя на уроках (чаще при работе в старших классах, на уроках обобщения), является прием «Фишбоун». С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении нового материала ( создание проблемной ситуации) , и на различных этапах закрепления.
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами Всё зависит от целей, которые преследуются
«Фишбоун» дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Все записи - краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Иногда при заполнении схемы сталкиваемся с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые косточки в нижней части схемы могут так и остаться незаполненными. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который её изобрел
Схемы Фишбоун дают возможность:
-
организовать работу участников в парах или группах;
-
развивать критическое мышление;
-
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
-
ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации .
Я заранее заготавливаю общую схему - «скелет», спрятав её за шторкой интерактивной доски, и отдельно готовлю схемы для каждой группы учащихся. Группа, выполнившая свою работу первой (или пожелавшая презентовать свою работу первой) на доске или планшете быстро заполняет «скелет», далее, в ходе обсуждения, уточняются отдельные фрагменты, корректируются выводы.
Пример применения «Фишбоун» на уроке алгебры в 8 классе.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Аналогичные результаты были получены и российскими учёными.
В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни».
Литература:
-
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Москва: Ось-89, 2005; электронная версия - режим доступа: ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05_help_pupil.pdf
-
Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. pedsovet.su/metodika/priemy/5714
-
Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. - 127 с.
«Фишбоун» дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Литература:
-
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Москва: Ось-89, 2005; электронная версия - режим доступа: ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05_help_pupil.pdf
-
Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. pedsovet.su/metodika/priemy/5714
-
Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. - 127 с.
-
Корнева Г.Н. Наука и образование в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции 30 июня 2015г.: в 3 частях. Часть I. М.: «АР - Консалт», 2015г. - с. 24.
-
Корнева Г.Н. Символ науки. Международный центр инновационных исследований «Омега Сайнс» ISSN 2410 - 700Х, №7/2015. - с.132