Моё выступление на семинаре Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зайченко Валентина Васильевна,

учитель математики

ГБООУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат»


Использование коррекционно-развивающих упражнений для развития математической речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики


Математика в системе специального обучения обладает мощным коррекционно - развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи.

Проблема формирования речи у умственно отсталых детей - одна из центральных в специальной педагогике. Огромное влияние на ее развитие оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи обучающихся. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

2. Поднимать уровень развития речи учащихся, т.к. речь является средством мышления.

Развитие речи у учащихся - процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на уроках математики, сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач. И здесь уместно включать в учебный процесс коррекционно-развивающие упражнения.

Формы, приёмы и виды работы по коррекции речи разнообразны. Их трудно классифицировать по выделенным направлениям, потому что они дополняют друг друга, логически связаны друг с другом:

  • словарно-орфографическая работа;

  • развитие словесно - логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

  • развитие навыка группировки и классификации;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • формирование навыка анализа и синтеза;

  • коррекция и развитие устной и письменной речи.

Рассмотрим некоторые коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.

1. Организационный момент.

Быстрота и четкость его проведения свидетельствуют о высокой организованности учащихся. Можно использовать следующие упражнения:

«Первым сядет тот, кто назовет...» . Варианты заданий различны и могут варьироваться от урока к уроку, в зависимости от темы;

- «Найди лишнее»; «Найди различия»; «День и ночь»; Математические разминки, связанные с датой, временем года, названием месяца, дней недели и т.д.

2. На этапе проверки домашнего задания, которая может проводиться в начале, середине, конце урока, можно использовать следующие упражнения (задания

для проверки зависят от темы урока и состава класса):

  • прочитать примеры по- разному ;

  • назвать только четные (нечётные) числа, которые получились в ответах;

  • назовите самое большое (маленькое) число, которое получилось в ответах;

  • ответы первого столбика увеличить в 10 раз.

  • найти сумму чисел, полученных в ответах второго столбика;

  • из записанных на доске чисел выбрать те, которые являются ответами 1 столбика

и т.д..

3. При устном счёте уместно проводить упражнения в слуховой, зрительной форме. Например:

  • «Математические бусы», «Круговые примеры», «Ответы убежали» и т.д.;

  • «Геометрическая мозаика»:

  • Найди сумму (разность, произведение, частное) чисел, записанных на одинаковых фигурах (по форме, по цвету);

  • Найди лишнюю фигуру и увеличь (уменьши) число на данной фигуре в … раз, на … единиц;

  • Математические диктанты (на слух, по карточкам) - при проверке правильность ответов доказать

4. Работа над темой урока

На данном этапе урока по коррекции речи учащихся использую следующее:

1. Словарно-орфографическая работа - уточнение и обогащение словаря, введение и закрепление математической терминологии, работа над правильным произношением и написанием математических терминов.

Например:

"Перепутанные буквы" - ЛИ-ДЕ - ТЕЛЬ (делитель), МОЕ - ГА-СЛА - Е (слагаемое);

"Найди слово" - ВАСПРУММРТДА (сумма); КРПООНТАЫЦЫЕ (проценты) и т.д.;

«Буквы разбежались» - собрать названия компонентов действия сложения, вычитания, умножения, деления:

с

в

ы

ы

т

д

е

у

л

а

г

ы

у

н

а

и

а

з

е

л

и

ч

т

н

ж

п

ь

о

л

м

ж

а

и

ш

ь

р

е

ш

о

р

м

з

л

о

и

д

м

т

я

и

ь

с

п

р

в

е

«Назови тему урока» - ГРТЬЛМДРОБИКУСВЧ;

«Угадай следующий этап урока»;

2. Работа с задачами:

Уточнение словаря в задачах, анализ содержания задачи, умение формулировать вопросы и ответы, объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи. Умение составлять задачу по краткой записи, картине, таблице, схеме.

3. Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью:

Ответы на вопросы учителя, комментирование выполняемых действий, речевая отработка алгоритмов действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.

Например:

План ответа:

  • Назвать число.

  • Это число 1, 2, 3: значное

  • В этом числе: единиц :десятков :..сотен ::

  • Это число (чётное, нечётное)

  • Это число (простое, составное).

Опорная схема "Сравнение десятичных дробей".

1. Сравни целые части.

7,5 < 8,03

2. Сравни десятые доли.

5, 362 > 5, 198

3. Сравни сотые доли.

17, 349 < 17, 351

4. Сравни тысячные доли.

57,036 > 57, 035

4. Речевая модель ответа: По опорной таблице даётся речевая модель ответа. Отвечая на поставленный вопрос, ученик самостоятельно формулирует ответ, сверяясь с опорной схемой.

Например: алгоритм нахождение неизвестного слагаемого:

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно от …

Например: алгоритм нахождения неизвестного вычитаемого:

- Как найти неизвестное вычитаемое?

- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из… вычесть …

5. Развитие словесно- логического мышления:

Установление логических связей и их объяснение (например, соотношения в задачах: «увеличить на» «уменьшить на», «увеличить в несколько раз, процентные соотношения). Работа с чертежами на уроках, решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости, использование межпредметных связей, умение работать с тестами. А также:

Выделение признаков предметов.

Из каких цифр состоит число 54?;

С какой цифры начинаются числа 27, 95, 14, 462?

Указать признаки чисел 3, 34, 341.

Узнавание предметов по заданным предметам.

Вставь пропущенные числа 5, 15 …, 35, 45, …;

Найди пропущенное число 11 + … = 30;

Сколько у фигуры вершин? Из скольких отрезков она состоит?

Как называется эта фигура?

Сравнение двух или более предметов.

• Чем похожи числа 2 и 21, 55 и 150, 31 и 38;

• Чем отличается треугольник от четырёхугольника;

•Общие признаки и отличия 5 и 15, 12 и 21, 8 и 18, 20 и 10.

Умение давать словесную характеристику классов в готовой классификации.

• По какому признаку разделены кружки (цвету, размеру, цвету и размеру):

• Какая фигура лишняя? Докажите.

Формирование умения делить объекты на классы.

• Разделите на две группы числа: 2, 13, 3, 43, 6, 55;

• Назовите группы чисел одним словом: 2, 4, 6, 8 - это …; 1, 3, 5, 7, 9 - это ...;

6. Письменная речь:

  • Умение записывать дату, тему урока, заголовок.

  • Умение списывать с доски.

  • Умение записывать вопросы, пояснения, ответ к решению задачи.

  • Умение писать математические термины.

  • Умение работать с тестами.

5. Итог урока: - Метод незаконченного предложения:

Мне на уроке понравилось …..

На уроке мне было трудно ….

Я понял правило (способ) … и т.д.

Вывод: Развивая математическую речь учащихся, мы развиваем мышление умственно отсталого ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков общего развития речи.

Список литературы

1. Создание комфортных условий на уроках математики в специальных школах.// Богдан В.В. Дефектология, 1997, №3.

2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. - М.: ВАКО. 2007. - 128с.

3. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, №5.

4. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у

умственно отсталых школьников. - Ленинград, 1988. - 70 с.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред.Б.П. Пузанова - М.: Академия, 2003. - 35с.

6. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1984.

7. Шабанова А.А. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы. - Волгоград: Учитель, 2006. - 265с.

8. Развитие речи учащихся на уроках математики во вспомогательной школе. Эк В.В. // Дефектология, 1986, №6.

6


© 2010-2022