- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ( геометрия) 9 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ( геометрия) 9 класс (базовый уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Блохина М.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Л. ЧЕРЯБКИНА
(МОУ Пановская СОШ)
«Утверждено»
приказом директора школы
от ____________ № _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
( геометрия)
9 класс
(базовый уровень)
Составитель: Блохина Маргарита Викторовна
учитель математики высшей квалификационной категории
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по геометрии в 9 классе полностью соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта (приказа Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004), федеральному базисному учебному плану (приказ Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года), региональному базисному учебному плану (приказ министра образования Московской области от 07.06.12. № 2604). Данная программа составлена на основе:
-программы общеобразовательных учреждений геометрия 7-9 классы (составитель Т.А. Бурмистрова), издание «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2009 г.
- авторской программы по геометрии (составитель Л.С. Атанасян), соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся данного класса и направлена на достижение планируемых результатов базового уровня обязательной программы учебного учреждения.
Учебники и учебные пособия соответствуют данной программе.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю),
в том числе контрольных работ - 4.
Изучение учебного материала по геометрии в 9 классе строится по следующим разделам:
1. Векторы
2. Метод координат
3. Соотношение между сторонами и углами треугольника
4. Длина окружности и площадь круга
5. Движение
6. Об аксиомах планиметрии
7. Повторение
Внесены элементы дополнительного содержания:
- при повторении темы «Треугольники»: формулы, выражающие площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности, через стороны треугольника и радиус описанной окружности, формула Герона;
- при повторении темы «Четырехугольники»: площадь четырехугольника;
- при изучении раздела «Правильные многоугольники»: правильные многогранники.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Тип урока
Форма контроля
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
МД - математический диктант
УЗИМ - урок закрепления изученного материала
СР - самостоятельная работа
УПЗУ - урок применения знаний и умений
ФО - фронтальный опрос
КУ - комбинированный урок
ПР - практическая работа
КЗУ - контроль знаний и умений
ДМ - дидактические материалы
УОСЗ -урок обобщения и систематизации знаний
КР - контрольная работа
№
п/п
Тема
урока
Кол-во
часов
Тип
уро-ка
Цели урока
Вид
контроля
Дата проведения
Плано-вые сроки
Скор-рек-тированные сроки
Векторы 8 часов
1
Понятие вектора, равенство векторов
1
УОНМ
Знать: определение вектора и равных векторов. Уметь: обозначать и изображать векторы, изображать вектор, равный данному
УО
02.09-08.09
2
Понятие вектора, равенство векторов
1
КУ
Знать: определение вектора и равных векторов.
Уметь: обозначать и изображать векторы, изображать вектор, равный данному
МД
02.09-08.09
3
Сумма двух векторов Законы сложения
1
УОНМ
Знать: законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма. Уметь: строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения
ФО
09.09-15.09
4
Сумма нескольких векторов
1
КУ
Знать: понятие суммы двух и более векторов.
Уметь: строить сумму нескольких векторов, используя правило многоугольника
СР
09.09-15.09
5
Вычитание векторов
1
КУ
Знать: понятие разности двух векторов, противоположного вектора. Уметь: строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами
УО
16.09-22.09
6
Умножение вектора на число
1
УОНМ
Знать: определение умножения вектора на число, свойства. Уметь: формулировать свойства, строить вектор, равный произведению вектора на число, используя определение. Уметь: решать задачи на применение свойств умножения вектора на число
ФО
16.09-22.09
7
Применение векторов к решению задач
1
УПЗУ
Уметь: решать геометрические задачи на алгоритм выражения вектора через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число
ФО
23.09-29.09
8
Средняя линия трапеции
1
УОНМ
Знать: определение средней линии трапеции. Понимать: существо теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением теоремы
СР
23.09-29.09
Метод координат 10 часов
9
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
УОНМ
Знать и понимать: существо леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам.Уметь: проводить операции над векторами с заданными координатами
УО
30.09-06.10
10
Координаты вектора
1
УОНМ
Знать: понятия координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число
ФО
30.09-06.10
11
Координаты вектора
1
УПЗУ
Знать: определение суммы, разности векторов, произведения вектора на число. Уметь: решать простейшие задачи методом координат
СР
07.10-13.10
12
Простейшие задачи в координатах
1
УОНМ
Знать: формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.
МД
07.10-13.10
13
Простейшие задачи в координатах
1
КУ
Уметь: решать геометрические задачи с применением этих формул
СР
14.10-20.10
14
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
1
УОНМ
Знать: уравнения окружности. Уметь: решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности. Уметь: составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности
ФО
14.10-20.10
15
Уравнение прямой
1
КУ
Знать: уравнение прямой. Уметь: составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек
УО
21.10-27.10
16
Уравнения окружности и прямой
1
УОСЗ
Знать: уравнения окружности и прямой. Уметь: изображать окружности и прямые, заданные уравнениями, решать простейшие задачи в координатах
СР
21.10-27.10
17
Решение задач
1
УЗИМ
Уметь: решать простейшие геометрические задачи, пользуясь указанными формулами
ИО
28.10-31.10, 9.11-10.11
18
Контрольная работа № 1 «Метод координат»
1
УПЗУ
Уметь: решать простейшие задачи методом координат, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами
КР
Соотношение между сторонами и углами треугольника 11 часов
19
РНО. Синус, косинус и тангенс угла
1
УОНМ
Знать: определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0° до 180°, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество. Уметь: применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую
УО
11.11-17.11
20
Синус, косинус и тангенс угла
1
КУ
Знать: формулу основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения. Уметь: определять значения тригонометрических функций для углов от 0° до 180° по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них
ФО
11.11-17.11
21
Синус, косинус и тангенс угла
1
КУ
Знать: формулу основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения. Уметь: определять значения тригонометрических функций для углов от 0° до 180° по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них
СР
18.11-24.11
22
Теорема о площади треугольника
Теорема синусов
1
УОНМ
Знать: формулу площади треугольника, формулировку теоремы синусов Уметь решать задачи на вычисление площади треугольника, проводить доказательство теоремы и применять ее при решении задач
УО
18.11-24.11
23
Теорема косинусов
1
КУ
Знать: формулировку теоремы косинусов. Уметь: проводить доказательство теоремы и применять ее для нахождения элементов треугольника
25.11-01.12
24
Соотношение между сторона-ми и углами треугольника
1
УПЗУ
Знать: способы решения треугольников. Уметь: решать треугольники по двум сторонам и углу между ними; по стороне и прилежащим к ней углам; по трем сторонам
СР
25.11-01.12
25
Решение треу-гольников. Измерительные работы
1
КУ
Знать: методы проведения измерительных работ.
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ на местности
ИО
02.12-08.12
26
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
1
УОНМ
Знать: что такое угол между векторами, определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов. Уметь: изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение
ФО
02.12-08.12
27
Скалярное произведение векторов в координатах
1
КУ
Знать: теорему о скалярном произведении двух векторов и ее следствия. Уметь: доказывать теорему, находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах
УО
09.12-15.12
28
Решение задач
1
УПЗУ
Знать: формулировки теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о нахождении площади треугольника. Уметь: решать простейшие планиметрические задачи
СР
09.12-15.12
29
Контрольная работа № 2 Соотношение между сторо-нами и углами треугольника
1
УКЗУ
Уметь: решать геометрические задачи с использованием тригонометрии
КР
16.12-22.12
Длина окружности и площадь круга 12 часов
30
РНО. Правильные многоугольни-ки Описанная и вписанная окружность
1
УОНМ
Знать: определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного л-угольника. Уметь: выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач Знать: формулировки теорем и следствия из них.Уметь: проводить доказательства теорем и следствий из теорем и применять их при решении задач
ФО
16.12-22.12
31
Формулы для вычисления Sn, an, rn
1
УОНМ
Знать: формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности. Уметь: применять формулы при решении задач
ТО
23.12-29.12
32
Правильные многоугольники
1
УПЗУ
Уметь: строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки
ПР
23.12-29.12
33
Правильные многоугольники
1
УОСЗ
Уметь: решать задачи на применение формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности
СР
13.01-19.01
34
Длина окружности
1
УОНМ
Знать: формулы длины окружности и ее дуги.
Уметь: применять формулы при решении задач
УО
13.01-19.01
35
Длина окружности. Решение задач
1
УПЗУ
Знать: формулы. Уметь: выводить формулы длины окружности и длины дуги окружности, применять формулы для решения задач
СР
20.01-26.01
36
Площадь круга и кругового сектора
1
УОНМ
Знать: формулы площади круга и кругового сектора, иметь представление о выводе формулы.
ФО
20.01-26.01
37
Площадь круга. Решение задач
1
КУ
Уметь: находить площадь круга и кругового сектора
27.01-02.02
38
Решение задач
1
УПЗУ
Знать: формулы. Уметь: решать задачи с применением формул
УО
27.01-02.02
39
Решение задач
1
УПЗУ
Использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности
ФО
03.02-09.02
40
Решение задач
1
УПЗУ
Использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности
СР
03.02-09.02
41
Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга»
1
УКЗУ
Знать: формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и кругового сектора. Уметь: решать простейшие задачи с использованием этих формул
КР
10.02-16.02
Движение 8 часов
42
РНО. Понятие движения
1
УОНМ
Знать: понятие отображения плоскости на себя и движения. Уметь: выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур
ФО
10.02-16.02
43
Понятие движения
1
КУ
Знать: осевую и центральную симметрию. Уметь: распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии
СР
17.02-23.02
44
Понятие движения
1
УОНМ
Знать: свойства движения.
Уметь: применять свойства движения при решении задач
ФО
17.02-23.02
45
Параллельный перенос
1
УОНМ
Знать: основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение. Уметь: применять параллельный перенос при решении задач
СР
24.02-01.03
46
Поворот
1
УОНМ
Знать: определение поворота.
Уметь: доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур
ФО
24.02-01.03
47
Решение задач: «Параллель-ный перенос. Поворот»
1
УПЗУ
Знать: определение параллельного переноса и поворота.
Уметь: осуществлять параллельный перенос и поворот фигур
СР
02.03-08.03
48
Решение задач по теме «Движение»
1
УПЗУ
Знать: все виды движений. Уметь: распознавать и выполнять различные виды движений
ИО
02.03-08.03
49
Контрольная работа № 4 «Движение»
1
УКЗУ
Уметь осуществлять преобразования фигур
КР
09.03-15.09
Начальные сведения из стереометрии 8 часов
50
Предмет стереометрии. Многогранник.
1
УОНМ
Знать геометрические тела и их поверхности, уметь различать многогранники и изображать их
УО
09.03-15.09
51
Призма. Параллелепипед
1
УОНМ
Знать определение призмы, параллелепипеда их элементов. Уметь строить призму и параллелепипед
ФО
16.03-22.03
52
Объем тела. Свойства прямогольно-го паралле-лепипеда
1
УОНМ
Знать понятие объема, основные его свойства. Уметь решать задачи на нахождение объема
ИО
16.03-22.03
53
Пирамида. Решение задач.
1
КУ
Знать определение пирамиды ее элементов. Уметь находить объем пирамиды при решении задач
СР
01.04-07.04
54
Цилиндр. Решение задач.
1
УОНМ
Знать определение цилиндра его элементов, теорему об объеме цилиндра и теорему о площади боковой поверхности цилиндра. Уметь применять эти теоремы при решении задач.
УО
01.04-07.04
55
Конус. Решение задач
1
КУ
Знать определение пирамиды ее элементов, теорему об объеме конуса и теорему о площади боковой поверхности конуса. Уметь применять эти теоремы при решении задач.
ФО
08.04-14.04
56
Сфера и шар.
1
КУ
Знать понятие сферы, центра сферы, радиуса и диаметра сферы; знать определение шара, теоремы об объеме шара и площади сферы.
ИО
08.04-14.04
57
Решение задач
1
КУ
Уметь решать задачи стереометрии.
СР
15.04-21.04
Об аксиомах планиметрии 2 часа
58
Об аксиомах планиметрии
1
КУ
Знать: неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии
Текущий
15.04-21.04
59
Об аксиомах планиметрии
1
Урок-беседа
Знать: основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии
ИР
22.04-27.04
Повторение. Решение задач 11 часов
60
Параллельные прямые
1
КУ
Знать: свойства и признаки параллельных прямых.
Уметь: решать задачи по данной теме, выполнять чертежи по условию задач
ТО
22.04-27.04
61
Треугольники
1
КУ
Знать и уметь: применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами треугольника; формулы площади треугольника
УО
29.04-05.05
62
Треугольники
1
КУ
Знать и уметь применять при решении задач формулы площади треугольников. Уметь: решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов. Уметь применять признаки равенства и подобия при решении геометрических задач
ПР
29.04-05.05
63
Треугольники
1
КУ
Знать и уметь применять при решении задач формулы площади треугольников. Уметь: решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов. Уметь применять признаки равенства и подобия при решении геометрических задач
ФО
06.05-12.05
64
Окружность
1
КУ
Знать: формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора. Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения
УО
06.05-12.05
65
Окружность
1
КУ
Знать: формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора.Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения
УО
13.05-19.05
66
Четырехугольники
1
КУ
Знать: виды четырехугольников и их свойства, формулы площадей. Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи
СР
13.05-19.05
67
Четырехугольники
1
КУ
Знать: свойства сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника. Уметь: решать задачи
УО
20.05-26.05
68
Четырехугольники
1
КУ
Знать: свойства сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника. Уметь: решать задачи
ФО
20.05-26.05
69
Векторы. Метод координат
1
КУ
Уметь: проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами
УО
27.05-31.05
70
Векторы. Метод координат. Движение
1
КУ
Знать: уравнения окружности и прямой, уметь их распознавать. Иметь представление о видах, движения
ПР
27.05-31.05
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Основная литература:
-
Общеобразовательная программа образовательного учреждения
-
Атанасян, Л. С, Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. ра электрон. носителе / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др./ - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
-
Ершова, А. П. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 8 класса / А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. - М. : ИЛЕКСА, 2015.
Специфическое сопровождение (оборудование)
-
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
-
персональный компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
-
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
-
демонстрационные таблицы.
Информационное сопровождение:
-
Сайт ФИПИ;
-
Сайт газеты «Первое сентября»;
-
Сайт «uztzt».
СОГЛАСОВАНО.
На заседании ШМО учителей математики
Протокол № от_____ августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УР _________________
______ августа 2015 год.