Программа факультатива Занимательная математика для 5-7 классов коррекционной школы

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа факультатива «Занимательная математика»

для учащихся 5 -7 классов коррекционной школы



Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся с недостатками умственного развития для социальной адаптации. Программа факультатива «Занимательная математика» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

Органическое поражение головного мозга детей с умственной отсталостью приводит к разрушению нервных клеток мозга их неправильному развитию в определённых участках мозга. Нарушаются так же и функции клеток, а это ведёт к тому, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обуславливает плохое замыкание новых условных связей, а активного внутреннего торможения обуславливает плохое качество дифференцировок. Это ведёт к тому, что у наших детей замедленно формируются новые условные связи и затруднены их дифференцировки. А, если они сформировались, то они оказываются непрочными, хрупкими. Одной из особенностей детей с недостатками интеллектуальной деятельности является нарушение взаимодействия 1 и 2 сигнальных систем. Они в большей степени мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией. Поэтому обычные методы и приёмы обучения не дают положительных результатов.

Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. В результате исследования анализа и синтеза умственно неполноценных детей выяснилось, что эти дети выделяют гораздо меньше существенных признаков, причём типичным является выделение таких элементов, которые наиболее ярко бросаются в глаза, независимо от того существенны ли признаки. Анализ происходит бессистемно, непоследовательно. Дети не умеют классифицировать, обобщать - это ведёт к тому, что они плохо усваивают правила и общие понятия. Память детей с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забывчивостью.

Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике.

Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

Разработанная программа факультатива «Занимательная математика» для 5-7 классов основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.


Основные цели:

  • повысить активность учащихся и расширение их кругозора;

  • систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;

  • создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;

  • совершенствовать навыки счёта;

  • развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;

Основные задачи:

  • коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;

  • дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • повышать мотивацию обучения, прививать интерес к предмету

  • развивать математическую инициативу и любознательность.

формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;

  • воспитывать гибкость математического мышления.

Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера:

ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное - занятость ученика во внеурочное время. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

-развитие личности ученика, его творческого потенциала

- развитие интеллекта, исследовательского начала

- развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Научность: математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, делать выводы, обобщения.

Практическая значимость обуславливается обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Методика обучения

Образовательный процесс имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящая к реализации своих возможностей.

Методы:

-словесные - рассказ, беседа.

-наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные

-практические - выполнение практических, творческих и исследовательских работ

Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной заинтересованности и творческой деятельности.



Условия реализации программы.

Факультатив «Занимательная математика» рассчитан на 1 год обучения ( 34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю группой в количестве 4 человека. Каждое занятие состоит из следующих частей:

  • изложение программного материала;

  • стихи о математике;

  • занимательные задачи;

  • дидактические игры.

подведение итогов

В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;

  • об истории появления измерительных приборов;

  • несколько стихотворений о математике.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять арифметические действия;

  • пользоваться измерительными инструментами;

  • разбираться в правилах игры и соблюдать их;

уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их.

Находить рациональные способы решения занимательных и логических задач

Самостоятельно работать, думать, решать

Контроль ожидаемых результатов

Контроль осуществляется по каждой теме в различной форме: тестирование, решение занимательных и логических задач, кроссворды, упражнения, задачи, ребусы, головоломки, практические задания.

Контроль на факультативных занятиях обеспечивает мотивацию к учёбе:

- развивает интерес к математике как к науке

- способствует успешному усвоению знаний

- обеспечивает социализацию знаний

На занятиях обучающую роль играют наравне с учителем высказывания детей, информация добытая ими в процессе работы как дома, так и в классе.





Примерный тематический план

Название темы

Периоды обучения

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

1

Старинные системы записи чисел

2

2

Числа великаны

1

3

Четыре действия арифметики

2

4

Открытие нуля

1

5

История линейки

1

6

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

1

1

7

Возникновение денег

1

8

Денежная система в Древней Руси

1

9

Как люди измерять время

1

10

Изобретение календаря

2

11

Из истории мер массы. Система мер русского народа

1

1

12

Происхождение метрической системы мер

1

13

Знаменитые математики

2

14

Происхождение дробей

1

15

Из истории цифр

1

16

Покорение космоса и математика

1

17

Математика и наш город

1

18

Математика и здоровье человека

2

19

Геометрия - значит «земледелие»

1

20

Бережливость дороже богатства

1

21

Делится или не делится. Признаки делимости

2

22

Многоугольники. Паркеты - замощения плоскости многоугольниками

1

23

Земля - кормилица

1

24

Экономика и математика

2

25

Урок обобщения «Математика вокруг нас»

1

Всего: 34 часа

8

7

10

9



Содержание тем учебного материала

Тема 1. Старинные системы записи чисел

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

Тема 2. Числа великаны

История возникновения названия - «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

Тема 3. Четыре действия арифметики

Как появились знаки «+», « », «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

Тема 4. Открытие нуля

История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

Тема 5. История линейки

История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».

Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».

Тема 7. Возникновение денег

Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».

Тема 8. Денежная система в Древней Руси

Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».

Тема 9. Как люди научились измерять время

Возникновение мер времени. Сутки - первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».

Тема 10. Изобретение календаря

Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени - го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».

Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа

Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».

Тема 12. Происхождение метрической системы мер

Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

Тема 13. Знаменитые математики

Софья Васильевна Ковалевская - первая женщина математик. Леонард Эйлер - идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.

Тема 14. Происхождение дробей

Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра - соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».

Тема 15. Из истории цифры 7

О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».

Тема 16. Покорение космоса и математика

Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».


Тема 17. Математика и наш город

История строительства собора. Занимательные задачи Стихотворения об Ульяновске и Волги. Игра-соревнование «Кто быстрее».

Тема 18. Математика и здоровье человека

Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

Тема19. Геометрия - значит « земледелие»

История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

Тема 20. Многоугольники. Паркеты - замощения плоскости многоугольниками

Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.

Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости

Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».

Тема 22. Бережливость дороже богатства

Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра - соревнование «Как вы бережёте свои вещи».

Тема 23. Земля - кормилица

О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.

Тема 24. Экономика и математика

Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион - 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 - наибольшее, из 3 - не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.

Тема 25. Урок - обобщение « Математика вокруг нас»

Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.







© 2010-2022