- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по геометрииПризма
Конспект урока по геометрииПризма
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жучкова Е.А. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 36.
Тема: « Призма, её основания, боковые рёбра, высота, боковая поверхность».
Дата проведения: 9.11.2015
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока:
Образовательная : познакомить обучающихся с понятиями: призма, боковое ребро, высота, основания призмы; изучить формулы боковой и полной поверхностью призмы; научить применять полученные знания при решении задач.
Развивающая : развивать пространственное воображение, логическое мышление обучающихся; умение пользоваться чертёжными инструментами; способствовать развитию наблюдательности.
Воспитательная: воспитывать умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; воспитывать творческие способности, пытливость ума, умение актуализировать и мобилизировать полученные знания для выполнения той или иной работы.
Задача урока: развивать умение находить элементы призмы, решать задачи по данной теме « Призма, её основания, боковые рёбра, высота, боковая поверхность».
Оборудование: геомертия 10-11 класс, автор Л.С.Атанасян, презентация
« Призма, её основания, боковые рёбра, высота, боковая поверхность », модели пирамид, измерительные инструменты, опорные конспекты
Структура урока:
1) Организационный этап. (2 мин.)
2) Актуализация знаний. (4 мин.)
3) Первичное усвоение новых знаний.(7мин).
4) Первичная проверка понимания(5минут)
5) Первичное закрепление.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
1.Организационный этап.
Настрой на урок тренинг «Чемодан настроения»:
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смека2лка.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Староста группы сообщает об отсутствующих и причины отсутствия обучающихся.
2) Актуализация знаний.
Фронтальный опрос обучающихся по домашнему заданию (слайд 1)
-
Дать определение многогранника?
Ответ: Многогранником называется тело, граница которого состоит из конечного числа многоугольников.
-
Назовите элементы многогранника?
Ответ: грани, рёбра, вершины.
-
Дайте определение правильного многогранника?
Ответ: Многогранник называется правильным, если он выпуклый; все его грани - равные друг другу правильные многоугольники; в каждой его вершине сходится одинаковое число ребер и все его двугранные углы равны.
-
Перечислите правильные многогранники?
Ответ: тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, икосаэдр и додекаэдр.
Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (слайд 2-3).
Ответив на вопросы , мы с вами повторили материал по теме «Многогранники» и на сегодняшнем уроке мы с вами изучим один из видов многогранников- призму.
Запишем число и тему нашего урока «Призма, её основания, боковые рёбра, высота, боковая поверхность».
Цель урока: познакомиться с понятием призмы, рассмотреть её основные элементы. Познакомиться с понятием боковой и полной поверхности призмы, закрепим изученный материал решением задач и выполнением самостоятельной работы.
3) Первичное усвоение новых знаний.
(Слайд 4 -5) Определение призмы: Многогранник, составленный из двух равных многоугольников A1A2…An и B1B2…Bn, расположенных в параллельных плоскостях, и n параллелограммов, называется призмой.
(Слайд 6) Многоугольники A1A2…An и B1B2…Bn называются основаниями призмы, а параллелограммы - боковыми гранями призмы.
(Слайд 7) Отрезки A1B1, A2B2, … , AnBn называются боковыми ребрами призмы.
Вершины многоугольников A1, A2, …, An и B1, B2, …, Bn называются вершинами призмы
(Слайд 8-10). Определение высоты призмы: Перпендикуляр, проведенный из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания, называется высотой призмы.
(Слайд 11-12). Площадь полной и боковой поверхности призмы.
Определение: Площадью полной поверхности призмы называется сумма площадей всех её граней: Sполн.= Sбок.+ 2Sосн
Определение: Площадью боковой поверхности призмы
называется сумма площадей её боковых граней.
Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы
( Слайд 13) Сообщение обучающейся о применении призм.
4) Первичная проверка понимания
Устная работа (слайд 14).
№1 Ответьте на вопросы:
1. Что называется призмой?
2. Какая это призма?
3. Перечислите грани призмы?
4. Назовите основания данной призмы?
5. Как построить высоту данной призмы?
6) Первичное закрепление.
Решение задачи у доски.
Задача: 229 а,(стр.68)
Дано: Решение:
n=3
a=10см Sполн.= Sбок.+ 2Sосн
h=15 см
Найти:
Sбок-? Sполн.= Р*h.+ 2a²
Sпол-? Sпол=3*10*15+2*10²:4= 450+50=50(9+)
Ответ: 50(9+)см²
Групповая работа .
На столах обучающихся лежат опорные конспекты, линейки и призмы.
Обучающиеся делятся на 3 группы и выполняют практическую работу, отчет о проделанной работе от каждой группы делает старший группы у доски.
Ответы: приблизительные ( куб-а=h=b=16 1176см²; треугольная а=10, h=15 (50+450) см²; а=8,в=6, h=16 544 см²; а=13, h= см²;
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: П30. Стр.63-65. № 229(в)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
На уроке было изучено понятие призмы, её виды, формула полной поверхности.
Выставление оценок.
Приложение 1.
1.Определение призмы: Многогранник, составленный из двух равных многоугольников А1 А2…Аn и В1 В2…Вn, расположенных в параллельных плоскостях и n параллелограммов, называется призмой.
Элементы призмы.
1. Вершины
2.Ребра оснований
3. Боковые ребра
4.Основания
5. Боковые грани
6. Высоты
7. Диагонали
8. Диагонали боковых граней
9. Диагонали оснований
Свойства.
2.Противоположные ребра параллельны и равны.
3.Все боковые ребра равны и параллельны.
4.Основания равны и параллельны.
5. Все боковые грани являются параллелограммами.
Противоположные боковые грани равны и параллельны.
6. Высота перпендикулярна каждому основанию.
7. Диагонали пересекаются в одной точке и делятся
в ней пополам.
8. Sбок равна сумме площадей боковых граней.
Sбок= P* H
9. Sпол= Sбок+2Sосн
2.Виды призм. а) По виду оснований.
треугольная
четырехугольная
шестиугольная
Основные формулы.
Основные формулы.
Основные формулы.
Приложение 2.
Указания к практической работе:
1. Рассмотрите призму.
2.Измерьте длину основания призмы, полученное значение запишите в условие задачи: а= …
3. Измерьте ширину основания призмы, полученное значение запишите в условие задачи: в=…
4. Измерьте высоту призмы, полученное значение запишите в тетрадь: h=…
5. Вычислите площадь боковой и полной поверхности данной призмы?
Sбок= P* H;
6. Сделайте отчёт
В правильной n-угольной призме сторона основания равна а и высота равна h. Вычислите площадь боковой и полной поверхности призмы, если: n = 4, а = 12 дм, h = 8 дм.
Дано:
Решение:
n = 4
а = 12 дм
h = 8 дм
Найти:
Sбок- ?
Sпол - ?
Sбок = 4аh
Sбок = 4· 8 · 12 = 384 (дм2)
Sпол = 2Sосн + Sбок
Sосн = а2 = 122 = 144 (дм2)
Sпол= 2· 144 + 384 = 672 (дм2)
Ответ: 384 дм2, 672 дм2
В правильной n-угольной призме сторона основания равна а и высота равна h. Вычислите площадь боковой и полной поверхности призмы, если: n = 6, а = 23 дм, h = 5 дм.
Дано:
Решение:
n = 6
а = 23 см
h = 5 дм= 50 см
Найти:
Sбок- ?
Sпол - ?
Sбок = 6аh
Sбок = 6· 50 · 23 = 6900 (см2) = 69 (дм2)
Sпол = 3а·(2h + √3·а)
Sпол = 69·(100 + 23√3) = 69· 140 = 9660 (см2) = 97 (дм2)
Ответ: 69 дм2, 97 дм2