- Преподавателю
- Математика
- По тропинкам родного края вместе с математикой
По тропинкам родного края вместе с математикой
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Милованова С.С. |
Дата | 22.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 Центрального района Волгограда
Бинарный урок
(математика + краеведение, 6 класс)
"Вместе с математикой по страницам Красной книги"
Авторы: 1) Милованова Светлана Серафимовна
Должность: учитель математики.
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической работы: 11 лет
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.
Учебник "Математика, 6"/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М. Мнемозина, 2009
2) Бычкова Елена Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической работы: 26 лет
Программа для общеобразовательных учреждений: "Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области", 6 кл.
Учебник -рабочая тетрадь "Краеведение", 6 класс.
М.В. Оданович, Москва "Глобус", 2009
Вместе с математикой по страницам Красной книги
( 6 класс)
Вид урока: бинарный урок (математика + краеведение).
Цель урока:
-
повторить материал, изученный за курс 6 класса, используя задачи с биологическим и краеведческим содержанием;
Задачи урока:
-
Образовательная - показать взаимосвязь наук естественно-математического цикла.
-
Развивающая - продолжить формирование умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;
-
Воспитательная - расширить кругозор обучающихся и привить любовь к природе, используя краеведческий материал.
Оформление доски
Таблица №1, рисунок №1
Фотографии животных и растений (приложение №1,2,3,4,5,6).
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Постановка цели.
Ребята! Урок у нас сегодня необычный. Мы узнаем о некоторых видах животных и растений, которые занесены в «Красную книгу» Волгоградской области, а поможет нам в этом - математика. С помощью царицы наук мы отправимся в путешествие по разным ее страницам.
Красная книга официальный документ, где содержаться сведения о распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных растений и грибов. (приложение 1)
Итак, наше путешествие начинается.
СТРАНИЦА 1
В мире растений.
Учитель: Группа деревьев задерживает 21-86% пыли и на 19 - 44 % снижает загрязнения воздушной среды микроорганизмами. За один теплый день 1 га леса поглощает из воздуха 280 кг углекислого газа и выделяет при этом 220 кг кислорода. Ежегодно тот же гектар леса задерживает на своих листьях 50-70 т пыли.
Задание 1.
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они работают как «фильтры», очищая воздух от сажи и пыли. По данным на март 2010 года площадь нашего города составляет 565км2. Парки, бульвары и скверы занимают примерно 2/103 части этой площади. Сколько квадратных метров зелёных насаждений приходится на 1 человека, если считать, что в городе 1014933 жителя (ответ округлить до сотых).
Решение:
1)565∙ 2/103≈10,97(км2)- зеленые насаждения
2)10,97=10970000 (м²)
3)10970000:1014933≈10,81(м²) -зеленых насаждений приходится на 1чел. в городе Волгограде.
Ответ: 10,81 м2.
Учитель: Современное состояние зеленых территорий города следует признать неблагоприятным. Озеленённость Волгограда значительно меньше той величины, которая принимается за оптимальную - на одного жителя города площадь зеленых насаждений в среднем составляет около 10,0 м2 при норме - 25,0 м2. Уже сегодня город потребляет кислорода больше, чем его производят городские насаждения. Пока проблему решает циркуляция воздушных масс - воздух, насыщенный кислородом, поступает в город извне, но, тем не менее, уже сейчас при определенных погодных условиях (например, безветренная погода) горожане с ослабленным здоровьем ощущают недостаток кислорода.
Несомненным минусом городского озеленения является неравномерность распределения зеленых массивов на территории города., которая наглядно представлена в табл.1. и на рис.1.
Таблица 1
Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования по районам города
Рис.1 Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования по районам города (м2/чел)
Очень хочется, чтобы с каждым годом Волгоград становился красивее и во всех районах города появлялись новые парки и скверы. Ребята нашей школы участвуют во многих мероприятиях по благоустройству города, а в ноябре 2010 года приняли участие во Всероссийской акции «Посади дерево», высадили саженцы сосен в поселке Песчанка.
Задание 2.
Ребята собрали для лесничества 50кг семян дуба, акации, ели и клёна. Желуди составляют 10% всего сбора, семена акации - 25%, ели - 38% всего сбора, а остальные - семена клёна. Сколько семян клёна было собрано?
Решение:
1) 50∙0,1=5(кг) -желуди
2) 50∙0,25=12,5(кг) - семена акации
3) 50∙0,38=19(кг) - семена ели
4) 50-(5+12,5+19)=13,5(кг) - семена клёна
Ответ: 13,5кг.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие деревья, перечисленные в задаче, являются охраняемыми в Волгоградской области?
Ученики: Дубы.
Учитель: Верно, ребята. Дуб - особое дерево в лесу. Оно как бы главное, основополагающее. Кто-нибудь обращал внимание, как дуб растёт в том же сосняке? Размашисто, ветвисто, обязательно образуя вокруг себя полянку. Кстати, дуб в сосняке - один из точных сигналов знающему грибнику. Мол, ищи внимательнее, где-то здесь должны быть обязательно белые грибы. В нашей области я видела и даже «обнимала» разные по возрасту и размерам дубы. Один такой дуб-исполин стоит в посёлке профтехучилища во Фроловском районе. Точных свидетельств его возраста нет. Но старики утверждают, что ему больше 300 лет. В диаметре он около двух метров и в высоту за 20… Коренаст, основателен. Растёт один, вокруг «мелочь», сад . Но вот что интересно: сад в высшей степени, несмотря на свой почтенный возраст, плодовит. Знатоки утверждают, у дуба свой микроклимат.
А ещё у дуба есть одно свойство, известное многим народам мира исстари. Дуб служил кормильцем не только лесному зверью, но и людям. Специалисты по истории древнего мира утверждают, что не злаки служили древним людям в качестве сырья для первого хлеба, а именно мука из жёлудей дуба. Есть этому и вполне реальные подтверждения. На раскопках Трипольской культуры на Украине найдены растёртые в муку жёлуди. И возраст той желудиной муки - порядка 5 тысяч лет! (приложение №2)
В «Красную книгу» занесено много различных растений, которым грозит уничтожение: тюльпан Шренка, прострел раскрытый (сон-трава), пион тонколистный, кувшинка белая. Этим и многим другим растениям, находящимся по угрозой исчезновения, необходимо бережное отношение и срывать их для букетов категорически запрещено!(приложение №3)
Страница 2
В мире насекомых
Задание 3. (муравьи- санитары леса)
Муравьиная царица живёт 21 год, рабочий муравей 7 лет. Какое количество вредных насекомых и остатков за свою жизнь поедает семья муравьёв, мы узнаем, решив следующую задачу:
восстановите число х34286у, которое делится без остатка на 45. ( Вспомните признаки делимости на 5 и на 9).
Ответ: 4 342 860.
Задание 4.
На 1га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5га леса? (Объясните, почему).(приложение №4)
Страница 3
В мире птиц
Задание 5.
В «Красную книгу» занесены исчезающие виды птиц. Решив следующее задание, вы узнаете название одной из них.
-
Среди дробей выберите правильную.
-
Длина маршрута 12 км. Пройдя пути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?
-
Решите уравнение
-
Отрезок АВ= см. Отрезок см. Отрезок NM на см длиннее. Чему равен отрезок NM ?
-
7 =
-
1-
Ответ: беркут
Учитель: Беркут - крупная птица. Строит огромное, до 3-х метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесён в « Красную книгу» Волгоградской области. (приложение №5)
Страница 4
В мире млекопитающих
Учитель: Одним из замечательных животных, которое занесено в «Красную книгу» Волгоградской области является русская выхухоль. С этим удивительным зверьком мы сейчас познакомимся поближе.
Задание 6
Узнать длину выхухоли в дециметрах поможет удивительный квадрат.
1,14
1,13
1,31
0,17
0,56
0,67
0,23
5,1
0,4
-
из 1-ой строки выберите наименьшее число.
-
из 2-ой строки выберите наибольшее число.
-
из 3-ей строки выберите не наименьшее, не наибольшее число.
-
найдите сумму этих чисел: 1,13+0,67+0,4=2,2 (дм)
Ответ: длина тела выхухоли 2,2дм. -
найдите сумму чисел по диагоналям квадрата, узнаете длину хвоста выхухоли.
Ответ: длина хвоста выхухоли 2,1 дм.
Задание 7
Узнайте массу выхухоли. Для этого упростите выражение и найдите его значение при m=94:
6m - (3m+50)+(2m-40)
Ответ: масса выхухоли 380 г.
Задание 8
Животное в воде чувствует себя почти как рыба, отличный пловец и ныряльщик, несколько минут он может находиться под водой. Найдите НОД чисел 245 и 370 и вы узнаете, сколько минут это животное может находиться под водой.
245=5∙7∙7, 370=2∙5∙37
НОД (245;370)=5
Ответ: 5 минут.
Учитель: Молодцы! Это верный ответ, но по некоторым данным это животное, чтобы подышать, не всплывает на поверхность до12 минут. И не мерзнет, и не захлебывается, когда мнет и крошит своими бугорчатыми зубами водяных жуков, улиток, пиявок , которых особенно любит.
Учитель: Это одно из самых крупных насекомоядных Северной Евразии: длина тела до 2,2 дм, хвоста до 2,1 дм, масса 380-520 г. Это животное уцелело кое-где лишь в бассейнах рек Волги, Дона и Урала. Оно, как крот к подземельям, хорошо приспособлено к водной стихии. Это видно сразу: тело обтекаемое, ушки маленькие, мех плотный, густой, теплый, не намокает, потому что хорошо смазан жиром, хвост превосходный руль, лапы перепончатые. Создавая его, природа наградила выхухоль особой способностью: под водой дышать, не высовываясь, и есть в воде, не захлебываясь.
Задание 9
Постройте портрет выхухоли по координатам точек.
( 2;8), (2;9), (4;8), (6;8), (9;5), (13;5), (13;4), (8;4), (6;2), (8;2), (6;0), (4;0), (2;-4), (0;-6), (4;-6), (0;-8), (-6;-8), (-14;-14), (-19;-11), (-14;-11), (-7;-3), (-8;0), (-5;5), (-3;7), (0;8), (2;8).
Учитель: Вот что у нас получилось:
Давайте сравним наш рисунок с изображением этого зверька (приложение №6). Ребята, у вас получились великолепные рисунки. Молодцы!
Итог урока:
Учитель: Сегодня математика помогла нам совершить увлекательное путешествие по страницам Красной книги. Решая различные задачи, мы узнали много интересного из жизни растений и животных Волгоградской области. Ребята, а кто из животных вам больше всего понравился?(ответы учеников). Какие математические знания помогли вам узнать так много интересного о родном крае? (ответы учеников). Сегодняшний урок - это только начало нашего большого путешествия, потому что рядом с нами очень много растений и животных, нуждающихся в нашей помощи, защите и охране. Мы надеемся, что никто из вас не остался равнодушным. И вы, как будущее нашей страны, сумеете сохранить красоту живой природы.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
1. На пришкольном участке 450 деревьев. Ели составляют 2,5 всех деревьев.
Число елей составило 90% числа клёнов, остальные - берёзы. Сколько берёз на участке?
Ответ: 70 берёз.
2. (по желанию) Составьте задачу о животном или цветке, сопроводив его решением, загадкой или стихотворением.
Приложение №1
Приложение №2
Дуб
Семена дуба
Приложение №3
Т
Прострел раскрытый (сон-трава)юльпаны Шренка
Пион тонколистный
Кувшинка белая
Приложение №4
Муравей
Муравейник
Приложение №5
Беркут
Приложение №6
Выхухоль
Выхухоль под водой