По тропинкам родного края вместе с математикой

Бинарный урок по математике и краеведению по Волгоградской области для 6 класса. Материал данного урока охватывает важные моменты по изучению родного края, а также важные знания и умения полученные на уроках математики. Используется материал из Красной книги Волгоградской области. Информация по краеведению представлена в виде математических задач, кроссвордов, творческих заданий, которые и предстоит решать ребятам во время путешествия. Цель данного урока: повторить материал, изученный за 6 класс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 Центрального района Волгограда

Бинарный урок

(математика + краеведение, 6 класс)





"Вместе с математикой по страницам Красной книги"





Авторы: 1) Милованова Светлана Серафимовна

Должность: учитель математики.

Квалификационная категория: высшая

Стаж педагогической работы: 11 лет

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.

Учебник "Математика, 6"/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М. Мнемозина, 2009

2) Бычкова Елена Геннадьевна

Должность: учитель биологии

Квалификационная категория: высшая

Стаж педагогической работы: 26 лет

Программа для общеобразовательных учреждений: "Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области", 6 кл.

Учебник -рабочая тетрадь "Краеведение", 6 класс.

М.В. Оданович, Москва "Глобус", 2009

Вместе с математикой по страницам Красной книги

( 6 класс)

Вид урока: бинарный урок (математика + краеведение).

Цель урока:

  • повторить материал, изученный за курс 6 класса, используя задачи с биологическим и краеведческим содержанием;

Задачи урока:

  • Образовательная - показать взаимосвязь наук естественно-математического цикла.

  • Развивающая - продолжить формирование умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;

  • Воспитательная - расширить кругозор обучающихся и привить любовь к природе, используя краеведческий материал.

Оформление доски

Таблица №1, рисунок №1

Фотографии животных и растений (приложение №1,2,3,4,5,6).

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели.

Ребята! Урок у нас сегодня необычный. Мы узнаем о некоторых видах животных и растений, которые занесены в «Красную книгу» Волгоградской области, а поможет нам в этом - математика. С помощью царицы наук мы отправимся в путешествие по разным ее страницам.

Красная книга официальный документ, где содержаться сведения о распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных растений и грибов. (приложение 1)

Итак, наше путешествие начинается.





СТРАНИЦА 1

В мире растений.

Учитель: Группа деревьев задерживает 21-86% пыли и на 19 - 44 % снижает загрязнения воздушной среды микроорганизмами. За один теплый день 1 га леса поглощает из воздуха 280 кг углекислого газа и выделяет при этом 220 кг кислорода. Ежегодно тот же гектар леса задерживает на своих листьях 50-70 т пыли.


Задание 1.
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они работают как «фильтры», очищая воздух от сажи и пыли. По данным на март 2010 года площадь нашего города составляет 565км2. Парки, бульвары и скверы занимают примерно 2/103 части этой площади. Сколько квадратных метров зелёных насаждений приходится на 1 человека, если считать, что в городе 1014933 жителя (ответ округлить до сотых).

Решение:

1)565∙ 2/103≈10,97(км2)- зеленые насаждения

2)10,97=10970000 (м²)

3)10970000:1014933≈10,81(м²) -зеленых насаждений приходится на 1чел. в городе Волгограде.

Ответ: 10,81 м2.

Учитель: Современное состояние зеленых территорий города следует признать неблагоприятным. Озеленённость Волгограда значительно меньше той величины, которая принимается за оптимальную - на одного жителя города площадь зеленых насаждений в среднем составляет около 10,0 м2 при норме - 25,0 м2. Уже сегодня город потребляет кислорода больше, чем его производят городские насаждения. Пока проблему решает циркуляция воздушных масс - воздух, насыщенный кислородом, поступает в город извне, но, тем не менее, уже сейчас при определенных погодных условиях (например, безветренная погода) горожане с ослабленным здоровьем ощущают недостаток кислорода.

Несомненным минусом городского озеленения является неравномерность распределения зеленых массивов на территории города., которая наглядно представлена в табл.1. и на рис.1.

Таблица 1

Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования по районам города

По тропинкам родного края вместе с математикой

По тропинкам родного края вместе с математикой

Рис.1 Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования по районам города (м2/чел)

Очень хочется, чтобы с каждым годом Волгоград становился красивее и во всех районах города появлялись новые парки и скверы. Ребята нашей школы участвуют во многих мероприятиях по благоустройству города, а в ноябре 2010 года приняли участие во Всероссийской акции «Посади дерево», высадили саженцы сосен в поселке Песчанка.


Задание 2.
Ребята собрали для лесничества 50кг семян дуба, акации, ели и клёна. Желуди составляют 10% всего сбора, семена акации - 25%, ели - 38% всего сбора, а остальные - семена клёна. Сколько семян клёна было собрано?

Решение:

1) 50∙0,1=5(кг) -желуди

2) 50∙0,25=12,5(кг) - семена акации

3) 50∙0,38=19(кг) - семена ели

4) 50-(5+12,5+19)=13,5(кг) - семена клёна

Ответ: 13,5кг.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие деревья, перечисленные в задаче, являются охраняемыми в Волгоградской области?

Ученики: Дубы.

Учитель: Верно, ребята. Дуб - особое дерево в лесу. Оно как бы главное, основополагающее. Кто-нибудь обращал внимание, как дуб растёт в том же сосняке? Размашисто, ветвисто, обязательно образуя вокруг себя полянку. Кстати, дуб в сосняке - один из точных сигналов знающему грибнику. Мол, ищи внимательнее, где-то здесь должны быть обязательно белые грибы. В нашей области я видела и даже «обнимала» разные по возрасту и размерам дубы. Один такой дуб-исполин стоит в посёлке профтехучилища во Фроловском районе. Точных свидетельств его возраста нет. Но старики утверждают, что ему больше 300 лет. В диаметре он около двух метров и в высоту за 20… Коренаст, основателен. Растёт один, вокруг «мелочь», сад . Но вот что интересно: сад в высшей степени, несмотря на свой почтенный возраст, плодовит. Знатоки утверждают, у дуба свой микроклимат.

А ещё у дуба есть одно свойство, известное многим народам мира исстари. Дуб служил кормильцем не только лесному зверью, но и людям. Специалисты по истории древнего мира утверждают, что не злаки служили древним людям в качестве сырья для первого хлеба, а именно мука из жёлудей дуба. Есть этому и вполне реальные подтверждения. На раскопках Трипольской культуры на Украине найдены растёртые в муку жёлуди. И возраст той желудиной муки - порядка 5 тысяч лет! (приложение №2)

В «Красную книгу» занесено много различных растений, которым грозит уничтожение: тюльпан Шренка, прострел раскрытый (сон-трава), пион тонколистный, кувшинка белая. Этим и многим другим растениям, находящимся по угрозой исчезновения, необходимо бережное отношение и срывать их для букетов категорически запрещено!(приложение №3)

Страница 2

В мире насекомых

Задание 3. (муравьи- санитары леса)
Муравьиная царица живёт 21 год, рабочий муравей 7 лет. Какое количество вредных насекомых и остатков за свою жизнь поедает семья муравьёв, мы узнаем, решив следующую задачу:
восстановите число х34286у, которое делится без остатка на 45. ( Вспомните признаки делимости на 5 и на 9).
Ответ: 4 342 860.

Задание 4.
На 1га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5га леса? (Объясните, почему).(приложение №4)

Страница 3

В мире птиц

Задание 5.

В «Красную книгу» занесены исчезающие виды птиц. Решив следующее задание, вы узнаете название одной из них.

  1. Среди дробей По тропинкам родного края вместе с математикой По тропинкам родного края вместе с математикойвыберите правильную.

  2. Длина маршрута 12 км. Пройдя По тропинкам родного края вместе с математикойпути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?

  3. Решите уравнение По тропинкам родного края вместе с математикой

  4. Отрезок АВ= По тропинкам родного края вместе с математикойсм. Отрезок см. Отрезок NM на По тропинкам родного края вместе с математикойсм длиннее. Чему равен отрезок NM ?

  5. 7По тропинкам родного края вместе с математикой По тропинкам родного края вместе с математикой=

  6. 1-По тропинкам родного края вместе с математикой

По тропинкам родного края вместе с математикой

Ответ: беркут

Учитель: Беркут - крупная птица. Строит огромное, до 3-х метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесён в « Красную книгу» Волгоградской области. (приложение №5)

Страница 4

В мире млекопитающих

Учитель: Одним из замечательных животных, которое занесено в «Красную книгу» Волгоградской области является русская выхухоль. С этим удивительным зверьком мы сейчас познакомимся поближе.

Задание 6
Узнать длину выхухоли в дециметрах поможет удивительный квадрат.

1,14

1,13

1,31

0,17

0,56

0,67

0,23

5,1

0,4

  1. из 1-ой строки выберите наименьшее число.

  2. из 2-ой строки выберите наибольшее число.

  3. из 3-ей строки выберите не наименьшее, не наибольшее число.

  4. найдите сумму этих чисел: 1,13+0,67+0,4=2,2 (дм)
    Ответ: длина тела выхухоли 2,2дм.

  5. найдите сумму чисел по диагоналям квадрата, узнаете длину хвоста выхухоли.
    Ответ: длина хвоста выхухоли 2,1 дм.

Задание 7
Узнайте массу выхухоли. Для этого упростите выражение и найдите его значение при m=94:

6m - (3m+50)+(2m-40)

Ответ: масса выхухоли 380 г.

Задание 8

Животное в воде чувствует себя почти как рыба, отличный пловец и ныряльщик, несколько минут он может находиться под водой. Найдите НОД чисел 245 и 370 и вы узнаете, сколько минут это животное может находиться под водой.

245=5∙7∙7, 370=2∙5∙37
НОД (245;370)=5

Ответ: 5 минут.

Учитель: Молодцы! Это верный ответ, но по некоторым данным это животное, чтобы подышать, не всплывает на поверхность до12 минут. И не мерзнет, и не захлебывается, когда мнет и крошит своими бугорчатыми зубами водяных жуков, улиток, пиявок , которых особенно любит.

Учитель: Это одно из самых крупных насекомоядных Северной Евразии: длина тела до 2,2 дм, хвоста до 2,1 дм, масса 380-520 г. Это животное уцелело кое-где лишь в бассейнах рек Волги, Дона и Урала. Оно, как крот к подземельям, хорошо приспособлено к водной стихии. Это видно сразу: тело обтекаемое, ушки маленькие, мех плотный, густой, теплый, не намокает, потому что хорошо смазан жиром, хвост превосходный руль, лапы перепончатые. Создавая его, природа наградила выхухоль особой способностью: под водой дышать, не высовываясь, и есть в воде, не захлебываясь.

Задание 9

Постройте портрет выхухоли по координатам точек.

( 2;8), (2;9), (4;8), (6;8), (9;5), (13;5), (13;4), (8;4), (6;2), (8;2), (6;0), (4;0), (2;-4), (0;-6), (4;-6), (0;-8), (-6;-8), (-14;-14), (-19;-11), (-14;-11), (-7;-3), (-8;0), (-5;5), (-3;7), (0;8), (2;8).

Учитель: Вот что у нас получилось:

По тропинкам родного края вместе с математикой

Давайте сравним наш рисунок с изображением этого зверька (приложение №6). Ребята, у вас получились великолепные рисунки. Молодцы!

Итог урока:

Учитель: Сегодня математика помогла нам совершить увлекательное путешествие по страницам Красной книги. Решая различные задачи, мы узнали много интересного из жизни растений и животных Волгоградской области. Ребята, а кто из животных вам больше всего понравился?(ответы учеников). Какие математические знания помогли вам узнать так много интересного о родном крае? (ответы учеников). Сегодняшний урок - это только начало нашего большого путешествия, потому что рядом с нами очень много растений и животных, нуждающихся в нашей помощи, защите и охране. Мы надеемся, что никто из вас не остался равнодушным. И вы, как будущее нашей страны, сумеете сохранить красоту живой природы.



ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

1. На пришкольном участке 450 деревьев. Ели составляют 2,5 всех деревьев.
Число елей составило 90% числа клёнов, остальные - берёзы. Сколько берёз на участке?
Ответ: 70 берёз.

2. (по желанию) Составьте задачу о животном или цветке, сопроводив его решением, загадкой или стихотворением.









Приложение №1

По тропинкам родного края вместе с математикой



ППо тропинкам родного края вместе с математикойриложение №2











ДПо тропинкам родного края вместе с математикойуб



Семена дуба

Приложение №3

По тропинкам родного края вместе с математикой

ТПо тропинкам родного края вместе с математикой

Прострел раскрытый (сон-трава)юльпаны Шренка

По тропинкам родного края вместе с математикой

Пион тонколистный

По тропинкам родного края вместе с математикой

Кувшинка белая

Приложение №4

По тропинкам родного края вместе с математикой

Муравей

По тропинкам родного края вместе с математикой

Муравейник

Приложение №5

По тропинкам родного края вместе с математикой

По тропинкам родного края вместе с математикой

Беркут

ППо тропинкам родного края вместе с математикойриложение №6





По тропинкам родного края вместе с математикой

Выхухоль

По тропинкам родного края вместе с математикой



















Выхухоль под водой

© 2010-2022