- Преподавателю
- Математика
- Урок алгебры по теме: Решение простейших тригонометрических уравнений (10 класс)
Урок алгебры по теме: Решение простейших тригонометрических уравнений (10 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бочалгина Л.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока алгебры
Класс: 10 (базовый уровень)
Тема урока: Арксинус. Решение уравнения
Цели урока: дать определение арксинуса: вывести общую формулу решений уравнения
Задачи урока:
-
формирование умения решать данные уравнения;
-
создание условий, способствующих воспитанию у учащихся внимательности и аккуратности в решении уравнения.
Тип урока: модульный урок.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: самопроверка самостоятельно решённых задач, проверка самостоятельной работы учителем на оценку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
План урока:
-
мотивационная беседа, завершающаяся постановкой интегрирующей цели урока;
-
входной контроль (повторение изученного ранее материала);
-
работа с новым материалом;
-
закрепление изученного материала;
-
завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке материала);
-
рефлексия.
-
В тригонометрии важное место выделено решению тригонометрических уравнений. Методов решения тригонометрических уравнений несколько, но невозможно будет их решить, не умея решать простейшие. Уравнения с косинусом вы уже умеете решать, сегодня познакомимся с уравнениями, содержащими синус. Для решения простейших тригонометрических уравнений используется трёхшаговый алгоритм:
-
составить общую формулу;
-
вычислить значение арксинуса (арккосинуса);
-
подставить найденное значение в общую формулу.
-
Вспомнить формулу для решения уравнения с косинусом и предложить учащимся выполнить самостоятельную работу (7-8 минут).
На экран, с помощью ноутбука, выводится задание:
-
I вариант
Решите уравнения:
II вариант
Решите уравнения:
-
После выполнения данной работы на экран вывести решение, учащиеся сверяют своё решение с решением на экране. При необходимости провести необходимую коррекцию, учителю ответить на вопросы, которые возможно возникнут у учащихся по решению уравнений. Учащиеся выставляют себе оценку (по количеству верно решённых уравнений).
-
Рассмотрим простейшее тригонометрическое уравнение:
, где -1
Определение: Если то arcsin a (арксинус а) - это такое число из отрезка синус которого равен а .
если то
arcsin a = х
Итак,
Теперь сделаем общий вывод о решении уравнения
Если то уравнение имеет две серии решений:
х1 =
Правда, в трёх случаях предпочитают пользоваться не полученной общей формулой, а более простыми соотношениями:
=1 , x =
= 0 , x =
= -1, x = -
Объяснить учащимся, что означает в формуле запись (+ 2, о «скрытом» в ней периоде 2.
Есть формула в сокращённом виде, она выглядит так х = (-1)k arcsin a + Но об этом мы поговорим позже, когда научимся пользоваться основной формулой, т.к. сейчас в задании С1 в тестах ЕГЭ предпочтительнее пользоваться не этой сокращённой формулой, а формулой записанной в виде двух.
-
Рассмотрим решение простейших уравнений:
(оформление решений на доске, 1, 6, 8 - объяснение учителя, остальные - учащиеся)
-
Sin x = 6. Sin 2x =
-
Sin x = 7. Sin
-
Sin x = 1 8. 2Sin (3x -
-
Sin x = 9. 2Sin (
-
Sin x =
Для решения уравнений учащиеся (особенно слабоуспевающие учащиеся) пользуются таблицей тригонометрических значений (таблица на демонстрационном стенде и на столах учащихся):
-
-
-
-
0
Cos x
1
0
-
-
-1
Sin x
-1
0
1
tg x
-
-1
-
0
1
-
Ctg x
-
1
0
-
-1
-
Но лучше при нахождении корней уравнения пользоваться единичной окружностью: (научить учащихся пользоваться данной таблицей)
Х
у
arcsin a
arcsin a
Единичная окружность(Стенд):
-
Проконтролировать умения учащихся решать простейшие тригонометрические уравнения можно с помощью предложенной ниже самостоятельной работы:
(Задание выводится на экран, заранее текст набрать на ноутбуке)
I вариант
II вариант
1
Вычислите:
arcsin
1
Вычислите:
arcsin
2
Решите уравнения: sin x = 0
2
Решите уравнения: sin x = -1
3
Sin x =
3
Sin x = 0,5
4
Sin x = -
4
Sin x =
5
2sin x =
5
2 sin x = -
6
Sin (2x -
6
Sin (
Учащиеся сдают тетради с выполненной самостоятельной работой учителю на проверку. Учитель объявляет, что за любые пять заданий выставляется отметка «5», за четыре - «4», за три «3», отметка «2» выставляться не будет, нужна будет дополнительная работа с учащимися, не справившимся с работой (если такие будут). И далее повторное выполнение работы, идентичной данной.
После этого учитель показывает на экране решение самостоятельной работы.
Провести рефлексию. Дать учащимся возможность проанализировать свои ошибки (а такие учащиеся найдутся, т.к. в общеобразовательной школе на базовом уровне математику изучают все учащиеся и слабоуспевающие в том числе).
Подвести итоги урока.