Рабочая учебная программа по предпрофильному курсу «Задачи с модулем и параметрами»

Рабочая программа подготовлена для предпрофильной работы с обучающимися 9-х классов, которые решили выбрать профессию технического цикла. Элективный курс помогает узнать о новых методах при решении задач различного вида, в том числе с модулем и параметрами, а также решать задачи на построение графиков различных функций. Основная задача данной программы курса составляет подготовка учеников к последующему обучению в классах старшего звена математического, информационно технологического профилей и...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная

школа № 49»

_____________ С.А. Торопова

Приказ № _____

От « ___ » _________ 2014г.

Программа рекомендована

к работе педагогическим

советом школы

Протокол № 1

от « __ » _________ 2014г.

Программа обсуждена на методическом объединении учителей ____________

___технического цикла_____________

Протокол № ______

От « ____» ________ 2014 г.

Рабочая учебная программа

по предпрофильному курсу

«Задачи с модулем и параметрами».

для 9 класса

на 34 часа

Составитель программы:

учитель МБОУ СОШ № 49

__Яковлева Л.Г.__________

(ФИО)





Новокузнецк, 2014

Пояснительная записка


Элективный курс «Задачи с модулем и параметрами» разработан для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, решивших связать свою жизнь с профессией технического направления. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем и параметрами, задачи на построение графиков различных функций, содержащих модули и параметры. Задачи с модулем и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами и модулем представляет целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи постоянно предлагают на едином государственном экзамене и на вступительных экзаменах в ВУЗах.

Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Изложение практических приемов решения предполагается сопровождать необходимыми теоретическими сведениями.

Элективный курс направлен на подготовку школьников к обучению в классах математического профиля, так как знание приведенного материала будет способствовать более полному и глубокому усвоению таких базовых понятий математики как предел и производная, множество значений функции, область определения функции и т.д. Кроме того, задания ЕГЭ по математике предполагают умение оперировать с модулем и параметрами.

Таким образом, основная роль элективного курса состоит в подготовке учащихся к успешному обучению в старших классах математического, информационно технологического профилей.

Программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом школы.

По учебному плану всего - 34 часа; в неделю - 1 час.

Проверочная работа - 1, зачеты - 2.


Цели и задачи курса.

Цели:

- Подготовить учащихся к продолжению образования в профильном математическом классе;

- Помочь повысить уровень математической подготовки учащихся посредством расширения диапазона их знаний о методах решения задач с модулем и параметрами.

- способствовать развитию логического мышления школьников, умений исследовать, анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал;

- воспитание самостоятельности, ответственности, последовательности в принятии решений, творческих способностей.

Задачи:

- Сформировать умения учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметры;

- научить строить графики функций, содержащих модуль и параметры, решать графически уравнения и неравенства;

- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.

Методы и формы обучения.

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развитием и самообразованием личности. В связи с этим можно выделить основные приоритеты методики изучения данного элективного курса:

- обучение через опыт и сотрудничество;

- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

- интерактивность (работа в малых группах, тренинги).

Ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Создание доверительного психологического климата, в основе которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.

Формы организации учебных занятий.

Изучение курса предусмотрено как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.




Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

определение модуля числа, свойства модулей, способы преобразования выражений, содержащих модуль;

основные правила, способы математических действий при решении уравнений и неравенств с модулем и параметрами;

способы построения графиков функций, содержащих модуль;

возможные способы создания математических моделей и методы исследований.

Учащиеся должны уметь:

решать линейные, квадратные и иррациональные уравнения и системы уравнений, содержащие модуль с использованием определения и свойств модуля, графическим способом и на координатной прямой и по;

строить графики функций, содержащих модуль;

решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;

решать дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами изученными методами;

решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;

применять основные понятия, правила при решении логических задач;

создавать математические модели практических задач;

проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.



Содержание курса


1. Задачи с модулем - 19 часов.

Определение и геометрический смысл модуля, способы решения уравнений и неравенств с модулем: метод интервалов, способ возведения в квадрат, способ последовательного и одновременного раскрытия модулей, графический способ. Методы решения иррациональных уравнений с модулем.

Построение графиков функций вида Рабочая учебная программа по предпрофильному курсу «Задачи с модулем и параметрами». . Графики уравнений Рабочая учебная программа по предпрофильному курсу «Задачи с модулем и параметрами».

2. Задачи с модулем и параметрами - 15 часов.

Методы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений и неравенств, содержащих параметры и модуль.























Тематический план курса


№ п\п

Название раздела

Количество часов по рабочей программе

Задачи с модулем.

19 ч.

    Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметры.

    15 ч.

    Итого

    34 ч.










    Календарно-тематическое планирование курса

    в 9 классе 1ч. в неделю (34 часа) на 2014-2015 учебный год.

    № урока

    Названия тем

    Всего часов

    Форма занятия

    Дата

    урока

    Примечание

    1. Задачи с модулем.

    19 ч.

    1

    Определение модуля числа и его применение при решении уравнений.

    1

    теория

    2-3

    Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

    2

    практикум

    4-5

    Решение неравенств вида | x | > a, | x | < a посредством равносильных переходов.

    2

    практикум

    6-7

    Свойства модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств.

    2

    математическое исследование, практикум

    8-9

    Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой.

    2

    практикум

    10-11

    Модуль и иррациональные уравнения.

    2

    Математическое исследование, практикум

    12

    Проверочная работа.

    1

    практикум

    13

    Графики функций, содержащих знак модуля.

    1

    теория

    14-15

    Графики функций, содержащих знак модуля.

    2

    практикум

    16

    Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом.

    1

    теория

    17-18

    Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом.

    2

    практикум

    19

    Зачет.

    1

    практикум


    1. Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметры.

    15 ч.

    20-21

    Задачи с параметрами.

    2

    математическое исследование, практикум

    22

    Линейные уравнения и неравенства с модулем и параметрами.

    1

    теория

    23-24

    Линейные уравнения и неравенства с модулем и параметрами.

    2

    практикум

    25

    Квадратные уравнения и неравенства с модулем и параметрами.

    1

    теория

    26-27

    Квадратные уравнения и неравенства с модулем и параметрами.

    2

    практикум

    28

    Системы уравнений и неравенств с модулем и параметрами.

    1

    теория

    29-30

    Системы уравнений и неравенств с модулем и параметрами.

    2

    практикум

    31

    Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами.

    1

    теория

    32-33

    Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами.

    2

    практикум

    34

    Зачет.

    1

    практикум














    Литература

    Основная литература:

    1. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по решению математических задач. М., 2014;

    2. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. Аркти, М.,2012;

    3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. М .,2011;

    Дополнительная литература:

    1. Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителя. М., 2010;

    2. Бондаренко Т.Е. Элективный курс «Алгебра модуля», «Профильная подготовка учащихся 9 классов по математике». М., 2013;

    3. Ресурсы сети Интернет: alleng.ru/d/math

    allmath.ru

    zadachi.mccme.ru



    © 2010-2022