- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии
Рабочая программа по геометрии
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шинакаева Е.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
КУРС геометрии за 7 -9 класс.
Программа курса геометрии за 7 -9 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной государственной программы, на основании учебного материала учебника «Геометрия7- 9» Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б. и др., Москва «Просвещение».,2008г. . Программа курса за 7 класс рассчитана на 2 часа в неделю в 2, 3, 4 четвертях, всего 50 часов в год, контрольных работ - 5, программа курса геометрии за 8 и 9 классы рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов за каждый год, контрольных работ в 8 классе - 5, в 9 классе - 4.
Срок реализации рабочей учебной программы 3 года.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ за курс геометрии 7-9 класс
Разделы:
-
Геометрические формы, фигуры и тела.
-
Треугольник
-
Четырёхугольник.
-
Окружность и круг.
-
Площади плоских фигур.
-
Координаты и векторы.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Знать/понимать:
-
Существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
Существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
Как используются математические формулы для решения математических задач
-
Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практик;
Уметь:
-
Распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
-
Изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;
-
Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развёртках;
-
Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов);
-
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения.
-
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
Решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки; угла, равного данному; биссектрисы угла, серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трём сторонам;
-
Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
-
При построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
-
Для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Описания реальных ситуации на языке геометрии;
-
Расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
Решение геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
Решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости
Справочники и технические средства);
-
Построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Тематический план учебного материала за 7 класс
№
Тема раздела
Количество часов
Кол-во контр. работ.
1
Начальные геометрические сведения
7
1
2
Треугольники
14
1
3
Параллельные прямые
9
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
16
1
5
Повторение. Решение задач.
4
1
Итого
50
5
Примерное поурочное планирование по геометрии в 7 классе
№ урока
Содержание материала
Кол-во часов
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки к обучающихся
Вид контроля
Дата проведения
По плану
Факти
чески
Начальные геометрические сведения 7 ч.
1
Прямая и отрезок.
Луч и угол.
1
Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности. Исторические сведения.
Луч. Угол.
Уметь обозначать точки, отрезки и прямые, строить отрезки , прямые
Уметь обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, проводить луч, разделяющий угол на два угла.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа.
2
Сравнение отрезков и углов.
1
Сравнение отрезков и углов.
Уметь сравнивать отрезки и углы; записывать результаты сравнения, отмечать середину отрезка, биссектрису угла.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа.
3
Измерение отрезков.
1
Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты.
Уметь измерить данный отрезок с помощью линейки и выразить в мм, см ,дм, метрах.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа.
4
Измерение углов.
1
Градусная мера угла. Измерение углов на местности. Практическая работа.
Уметь находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутые углы.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа
5
Перпендикулярные прямые.
1
Смежные и вертикальные углы. Перпендикуляр -ные прямые.
Уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы, решать задачи на нахождение этих углов.
Устный опрос, самостоятельная работа
6
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»
1
Уметь решать задачи
7
Контрольная работа №1
по теме «Начальные геометрические сведения»
1
Уметь находить длину отрезка, измерять углы, вычислять величины смежных и вертикальных углов.
Письменная работа
Треугольники - 14 ч.
8-9-10
Первый признак равенства треугольников.
.
3
Треугольник. Первый признак равенства треугольников. Практические задания.
Уметь строить треугольники,
Доказать теорему, решать задачи на применение 1 признака
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа
11-12-13
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
3
Перпендикуляр к прямой. Медианы, высоты и биссектрисы треугольника. Свойства равнобедренного треугольника.
Уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника, уметь выполнять практические задания
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
14
15
16
Второй признак равенства треугольников
Третий признак равенства треугольников.
Решение задач на применение признаков равенства треугольников.
1
1
1
Второй и третий признаки равенства треугольников.
Уметь доказывать теорему, решать задачи и выполнять практические работы.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа
17-18
Задачи на построение.
1
1
Окружность. Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение.
Уметь объяснять, что такое цент, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности; выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа.
19-20
Решение задач на построение
2
Уметь решать задачи и доказывать теоремы.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
21
Контрольная работа №2
по теме «Треугольники»
1
Уметь решать задачи и выполнять практические задания.
Письменная работа
Параллельные прямые - 9 ч.
22-23-24
Признаки параллельности двух прямых.
3
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых
Уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых и использовать их при решении задач, уметь строить параллельные прямые при помощи чертёжного треугольника.
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
25-26-27
Аксиома параллельных прямых.
3
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
Уметь доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач
Устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
28-29
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
2
Уметь решать задачи, выполнять практические задания.
Фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
30
Контрольная работа №3
по теме «Параллельные прямые»
1
Уметь решать задачи, выполнять практические задания
Соотношения между сторонами и углами треугольника 16 ч
31-32
Сумма углов треугольника
2
Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
Уметь решать задачи на нахождение углов треугольника, уметь строить тупоугольные, прямоугольные и остроугольные треугольники
Фронтальный опрос, практическая работа
33-34
35
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника
2
1
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольник
Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Уметь применять неравенство треугольника при решении задач.
Фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
36
Контрольная работа №4
по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Уметь решать задачи
Письменная работа
37-38-39-40
Прямоугольные треугольники
4
Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Уметь доказывать свойства 1,2, 3 прямоугольных треугольников, уметь применять свойства и признаки при решении задач.
Фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
41-42
Построение треугольника по трём элементам.
2
Построение треугольника по трём элементам.
Уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам, уметь решать задачи.
Практическая работа
43-44-45
Решение задач на построение
3
Уметь решать задачи
На построение
Практическая работа
46
Контрольная работа №5
По теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Уметь решать задачи
Письменная работа
47-48-49-50
Повторение. Решение задач.
4
Измерение отрезков и углов; перпендикулярные прямые. Треугольники: признаки равенства равнобедренных треугольников, равнобедренный треугольник, прямоугольные треугольники, параллельные прямые. Задачи на построение.
Уметь измерять отрезки и углы; перпендикулярные прямые. Треугольники: уметь доказывать признаки равенства равнобедренных треугольников, равнобедренные треугольники, прямоугольные треугольники, параллельные прямые.
Фронтальный опрос, самостоятельная и практическая работа
Тематический план учебного материала по геометрии за 9 класс
№
Тема раздела
Количество часов
Кол-во контрольных
работ.
1
Векторы.
8
2
Метод координат.
10
1
3
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
11
1
4
Длина окружности и площадь круга.
12
1
5
Движения
8
1
6
Начальные сведения из стереометрии
8
7
Об аксиомах планиметрии
2
8
Повторение. Решение задач.
9
Итого
68
4
Примерное поурочное планирование по геометрии в 9классе
№ урока
Содержание материала
Кол-во
во
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки к обучающихся
Вид контроля
Дата проведения
По плану
Факти
чески
Первая четверть 18 уроков.
Векторы - 8 ч.
1-2
Понятие вектора.
2
Понятие вектора.
Уметь изображать и обозначать векторы, уметь откладывать от данной точки вектор.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Практическая работа
3-4-5
Сложение и вычитание векторов
3
Сложение и вычитание векторов
Уметь складывать и вычитать векторы.
6-7-8
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
3
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
Уметь формулировать свойства умножения вектора на число, доказать теорему, решать задачи.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа
Метод координат 10 ч.
9-10
Координаты вектора
2
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора.
Уметь решать задачи на нахождение координат вектора
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа
11-12
Простейшие задачи в координатах
2
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
Уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, уметь решать задачи
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа
13-14-15
Уравнение окружности
и прямой
3
Уравнение линии на плоскости.
Уравнение окружности.
Уравнение прямой
Уметь выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа
16-17
Решение задач по теме
« Векторы. Метод координат»
2
Уметь решать задачи
18
Контрольная работа №1 по теме
« Векторы. Метод координат»
1
Уметь решать задачи
Письменная работа
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 11 ч.
19-20-21
Синус, косинус и тангенс угла
3
Синус, косинус тангенс. Основное тригонометрическое тождество.
Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.
Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, вычислять координаты точки, решать задачи.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа, математический диктант.
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 14 УРОКОВ
22-23-24-25
Соотношения между сторонами и углами треугольника
4
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов.
Теорема косинусов
Уметь доказывать теоремы о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, уметь вычислять стороны и площадь треугольника
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа, математический диктант
26-27
Скалярное произведение векторов
.
2
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов
Уметь объяснить, что такое угол между векторами, уметь решать задачи на применение свойств скалярного произведения векторов
Устный опрос, фронтальный опрос, Самостоятельная и практическая работа
28
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
1
Уметь решать задачи
29
Контрольная работа
№ 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
1
Уметь решать задачи
Письменная работа
Длина окружности и площадь круга 12 ч.
30-31-32-33
Правильные многоугольники
4
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.
Окружность, вписанная в правильный многоугольник
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
Уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник.
Устный опрос, фронтальный опрос, Самостоятельная и практическая работа
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ 20 УРОКОВ
34-35-36-37
Длина окружности и
площадь круга
4
Длина окружности.
Площадь круга. Площадь кругового сектора
Уметь находить длину окружности.
Уметь находить площадь круга и кругового сектора
Устный опрос, фронтальный опрос, Самостоятельная и практическая работа
38-39-40
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
3
Уметь решать задачи
41
Контрольная работа
№ 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
Уметь решать задачи
Письменная работа
Движения 8
42-43-44
Понятие движения.
3
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Симметрия
Уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя, доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа
45-46-47
Параллельный перенос
Поворот
3
Параллельный перенос.
Поворот.
Уметь объяснять, что такое параллельный перенос, д-ть теорему.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
практическая работа
48
Решение задач по теме
« Движения»
1
Уметь решать задачи
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ 16 УРОКОВ
49
Контрольная работа №4 по теме « Движения»
1
Уметь решать задачи
Письменная работа
Начальные сведения из стереометрии -8 ч
50-51-52-53
Многогранники.
4
Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида.
Уметь строить многогранники и вычислять их объёмы.
54-55-56-57
Тела и поверхности вращения.
4
Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Уметь строить тела вращения.
Об аксиомах стереометрии -2 ч
58-59
Об аксиомах планиметрии
2
Аксиомы планиметрии
Уметь применять аксиомы планиметрии при доказательстве теорем и решении задач
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
математический диктант
Повторение. Решение задач - 9 ч
60-61-62
Треугольник
3
Треугольник. Признаки равенства треугольников. медианы, высоты, биссектрисы треугольника, свойства равнобедренного треугольника.
Уметь применять все свойства при решении задач.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
Работа,
математический диктант
63-64
Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
2
Признаки параллельности прямых. Теорема о сумме углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Уметь применять признаки и свойства при решении задач и доказательстве теорем.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и
работа
65-66
Четырехугольники. Площадь. Подобные треугольники. Окружность.
2
Многоугольник. Параллелограмм. Трапеция. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Площади фигур. Признаки подобия треугольников.
Уметь строить многоугольники. Уметь доказывать теоремы и применять формулы при решении задач. Уметь доказы -вать теоремы о признаках подобия
Устный опрос, фронтальный опрос,
самостоятельная и практическая
работа
67-68
Векторы, метод координат, движения
2
Скалярное произведение векторов
Скалярное произведения в координатах. Свойства скалярного произведения.
Уметь применять свойства при решении задач.
Устный опрос, фронтальный опрос,
Самостоятельная и практическая
работа