- Преподавателю
- Математика
- Прочитай и сделай тест
Прочитай и сделай тест
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончаренко А.К. |
Дата | 16.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Лист наблюдения и оценка урока
ФИО учителя, учебный предмет __________________________________________________
Дата проведения урока __________________
Класс _________________
Цель посещения урока ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Тема урока __________________________________________________________________________
Цель урока __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Схема работы учителя с классом:
1 ряд
2 ряд
3 ряд
1
2
3
4
5
Количество опоздавших
на урок:
+
+ (ответ с места), (ответ у доски), Х (свободное место)
-
Начало урока
тема урока объявлена / не объявлена цель урока объявлена / не объявлена
-
Повторение и проверка знаний (виды заданий - перечислить)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
-
Приёмы и характер опроса:
репродуктивный
творческая направленность
углубление и обобщение
отработка основных понятий
-
Объяснение нового материала
логичность последовательность доступность наглядность
-
Приемы работы учителя и учащихся в ходе изучения нового материала:
Учитель:
Учащиеся:
-
беседа (репродуктивная)
-
рассказ, объяснение, лекция
-
лабораторная работа (виртуальная)
-
демонстрация опыта (видео)
-
видеоролик
-
опрос (устный, письменный)
-
использование раздаточного материала
-
презентация
-
электронный учебник
-
наглядность
-
тренировочные упражнения
-
анализ текста произведения
-
диктанты (словарный, распределительный, объяснительный, с творческим заданием)
-
работа с первоисточниками
-
слушание
-
запись тезисов (под диктовку, самостоятельно)
-
работа с учебником
-
работа с текстом
-
упражнения
-
тренировочные диктанты
-
проведение опытов, исследований
-
практические задания
-
решение задач (логических, расчетных)
-
решение уравнений, примеров
-
тестирование
-
самостоятельная работа
-
работа с картой (за партой, у доски)
-
заполнение контурной карты
-
заполнение таблицы
-
устный счет
-
-
Первичное усвоение и применение знаний
стандартные условия по образцу по алгоритму исследовательское
-
Формы и методы работы:
Формы работы
Методы работы
фронтальная
индивидуальная
групповая, парная
самостоятельная
объяснительно-иллюстративные репродуктивные
проблемные практические
монологические исследовательские
диалогические ИКТ
-
Закрепление нового материала
опрос упражнения самостоятельная работа
беседа задачи, уравнения, неравенства ответы на вопросы учителя
тестирование ответы на вопросы ответы на вопросы учебника
-
Работа над формированием грамотности учащихся
культура речи произношение
орфографическая и пунктуационная зоркость правописание
звуко-буквенный анализ слов лексическое значение слов
-
Формы контроля:
индивидуальный устный практическая работа
фронтальный письменный практикум
групповой тестовые задания
-
Подведение итогов урока 12. Плотность урока
подведены высокая
не подведены средняя
подведены после звонка низкая
13. Активность учащихся 14. Темп урока
при опросе ______________________ высокий
при изучении нового материала _______________ достаточный
при закреплении__________________ низкий
15. Домашнее задание:
Проверено:
Дано:
в начале урока в конце урока
во время урока не проверялось
до звонка с пояснением
после звонка без пояснения
контроль за записью д/з в дневники
16. Работа с учащимися, имеющими высокий / начальный уровень учебных достижений
индивидуальный подход дифференцированный подход не велась
Выводы и предложения по уроку: _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Выводы к уроку
активный, творческий
пассивный, ситуативный
Цель и задачи урока
Рационально, вдумчиво и дидактически грамотно определена основная цель урока, она четко исходит из содержания учебного материала, отвечает возрастным и интеллектуальным особенностям класса и несет в себе информацию о конечном результате урока.
Реализованы частично, полностью.
Структура урока
Логичная взаимосвязь отдельных структурных частей урока, которые оптимально выдержаны по времени, имеют свою цель и содержание, логическое завершение.
Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью.
Не прослеживается содержательная логика урока.
Мотивация учебной деятельности
Умело проводится на всех этапах урока, что способствует развитию интереса к изучению новой темы, творческой деятельности.
Проверка домашнего задания
Проведена проверка домашнего задания. С этой целью учителем были использованы такие формы работы: _____
Повторение изученного материала, актуализация опорных знаний, умений и навыков
Удачное соединение форм (_____) и приемов (____) позволило учителю несколько раз опросить весь класс (____ уч-ся).
Опрос носил научный характер, что обусловлено умением исправлять ошибки в ходе ответа и привлечением к этой работе учащихся.
Мастерство учителя в том, что знания, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, удачно применяются и в дальнейшем, повторение оптимально соотносится с изучением нового материала таким образом, что для этого нет потребности в выделении отдельного времени. Систематическая работа учителя в этом направлении позволяет повторять материал без заданий для домашнего повторения по учебнику.
Изложение нового материала
Изложение нового материала отличается логичностью, умелым выделением главного, существенного.
Новый материал изучается в процессе самостоятельной работы, имеющей творческий, поисковый характер, что способствует развитию самостоятельности, способности устанавливать определенные закономерности.
Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций.
К основным выводам учащиеся приходили сами, учитель при этом сохранял руководящую роль.
Педагог умело связывает учебный материал с жизненным опытом учащихся, использует межпредметные связи.
В ходе изучения нового материла проводится проверка понимания учащимися.
Усвоение нового материала оптимально.
Вопросы к учащимся стимулируют развитие мышления, требуют вдумчивого чтения, понимания и осмысления материала, а не его механического заучивания.
Материал перегружен лишними фактами, основные и теоретические положения не выделены.
Материал изложен с помощью убедительных примерах, конкретных фактов, необходимых аргументах, но не были сформулированы теоретические выводы.
Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.
Содержание урока
Полностью отвечает требованиям учебной программы и цели поставленных задач.
Самостоятельная работа учащихся
Обеспечивалась в процессе сотрудничества учителя и учащихся. Учитель выступал в роли консультанта, советчика.
ТСО
Раздаточный и дидактический материал
Позволило не только доступно изложить новый материал и закрепить его, но и сэкономить время на отработку практических умений и навыков.
Помогло глубже проникнуть в суть изучаемого материала.
Применение проектора позволило уплотнить урок.
ТСО использовались эффективно.
Используются редко и малоэффективно, рационально.
Используются редко и малоэффективно, рационально.
Уместно использование модели для выведения формулы площади, остальные схемы были лишними, т.к. не вносили ничего нового и только отнимали время.
Наглядность была избыточна.
Методы и приемы обучения
Виды работ отвечали возрастным особенностям, позволяли учителю активизировать их учебную деятельность, в результате чего учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками.
Наиболее удачными методами были ______, приемами ______, формами ____.
Это позволило учителю рационально организовать работу учащихся на уроке и в полной мере осуществлять контроль за уровнем сформированности навыка.
Использование разнообразных видов деятельности способствовало снижению утомляемости учащихся в процессе работы.
Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию.
Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме.
Все методы обучения, применявшиеся на уроке, были оптимальны и эффективны.
Применяемые методы соответствуют содержанию и характеру учебного материала, но не отвечают цели и задачам урока, готовности учащихся к усвоению материала.
На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы обучения, основанные на восприятии и воспроизведении информации.
Урок проходит в режиме обычной трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся.
Задания
Задания дифференцированы по объему, содержанию, сложности.
Отсутствует инструктаж о способах организации работы
Закрепление изученного
Предлагает не только воспроизвести пройденный материал, но и выделить из него основное, существенное, подтвердить практические навыки теоретическими положениями.
Дополняет и углубляет ответы учащихся, стимулирует их активное, сознательное усвоение постановкой целого ряда вопросов.
Оптимальным в процессе проверки есть соотношение теоретических и практических заданий.
Следует отметить умения учащихся держаться во время ответа как у доски, так и с места, обращаться к учителю, дополнять или исправлять ответы товарищей.
Показателем познавательной активности и интереса к изученному являются вопросы учащихся к учителю и одноклассникам, желание дополнить, откорректировать ответы других.
Развитие грамотности учащихся (речевой, орфограф., пунктуац.)
Требование от учащихся грамотного и полного ответа, точных формулировок.
Исправление речевых ошибок.
Работа над пополнением словарного запаса.
Деятельность учащихся
Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса.
Ученики готовы к проблемным ситуациям.
Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей.
Деятельность носит развивающий характер.
Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока.
Учащиеся активны.
Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись под диктовку).
Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока).
Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие волевых, интеллектуальных усилий.
Учебное взаимодействие учителя и учеников
Ученики охотно вступают в диалог.
Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей.
Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия.
Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в доступную для освоения форму.
В монологах педагог продуманно использует паузы. Риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации.
Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать.
Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога.
Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности.
В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся.
Вопросы, задаваемые педагогом, носят репродуктивный характер.
педагог "зациклен" на привычном тексте.
Учитель избегает новых технологий обучения.
Контроль и коррекция знаний учащихся
Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока.
Ответам учащихся дается краткая характеристика, обосновывается та или иная оценка.
В системе контролируется и корректируется деятельность уч-ся.
Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля.
Ответы учащихся не комментируются.
Контроль носит формальный, а не содержательный характер.
Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока.
Оценивание
Проводится в соответствии с критериями, объективно и аргументированно.
Полученные оценки выставлены в дневники.
Отсутствует обоснование, аргументация оценки.
Отмечены недостатки в работе без аргументации.
На уроке поставлены две оценки, хотя опрошено 18 человек.
Оценки не прокомментированы.
Работа по формированию культуры учебного труда
Активно использовалась доска. Записи на доске ведутся четко и аккуратно.
Урок проходит в чистом, хорошо проветренном помещении.
У каждого учащегося на парте есть все необходимое. В результате при изменении одного вида работы другим не тратится время на поиск необходимого инвентаря (линейки, карандаша и пр.)
Постоянно организуется работа с учебником.
Не принимает во внимание эстетика помещения.
Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения.
Домашнее задание
Продумано и вовремя дано.
Содержание исходит из содержания урока, носит творческий характер. Учитель разъяснил содержание задания и проверил понимание учащимися его выполнения, предупредил о возможных трудностях во время выполнения и дал рекомендации по их преодолению.
Направлено на завершение работы, начатой на уроке.
Носит дифференцированный характер.
В качестве домашнего задания были предложены задачи, аналогичные решенным в классе. Объем задания посилен для ребят.
Темп урока
Урок проведен в достаточно высоком темпе, рационально использована каждая минута.
Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом.
Активная работа учащихся в ходе урока позволяет сделать вывод, что материал по теме усвоен.
Темп урока оптимально быстрый, без затянутых переходов и долгой «раскачки» в начале урока.
Темп урока невысок.
Учитель "привязан" к конспекту, избегает импровизаций на уроке.
Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий.
Учебная работа закончена через 5 минут после звонка из-за перегрузки учебными материалами.
Реализация плана урока
Быстрое включение учащихся в деловой ритм, сосредоточенность всех учащихся.
Полная готовность класса к уроку.
Учитель хорошо знает свой предмет.
Новый материал был доведен до всего класса на уровне понимания.
В классе благоприятный психологический климат.
Дикция учителя четкая, речь эмоционально окрашена, темп речи на должном уровне, ошибок в речи учителя допущено не было.
Урок проведен в соответствии с поурочным планом. Он оптимально корректируется в соответствии с обстоятельствами.
Урок носил обучающий и развивающий характер. Принцип научности реализован в полной мере.
Ребята показали прочные и глубокие знания предыдущего материала, хорошо оперировали математическими формулами (историческими фактами), умело применяли их при объяснении нового материала.
Материал урока был посилен и доступен для всех учащихся.
На уроке использовался принцип проблемности: при объяснении нового материала ребята сами вывели формулу конуса.
Цель урока достигнута. Знания формировались в процессе решения задач.
Учитель контролировал выработку знаний, умений и навыков, поощрял самоконтроль.
Наличие эффективной обратной связи со всеми учащимися.
Осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой.
Правила техники безопасности нарушены не были.
План урока реализован не полностью из-за перегруженности заданиями в заключительной части.
Учителю не удалось реализовать принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой.
Предложения по уроку:
-
систематично проводить оргминутки в начале урока, последовательно выдвигать требования к началу урока, быть собранным и требовательным самому учителю;
-
использовать системные приемы, дающие возможность проверить выполнение домашнего задания у большинства учащихся;
-
использовать разнообразные методы проверки знаний учащихся (фронтальная беседа, тестовая проверка), постановку дополнительных вопросов на проверку знаний, создание во время опроса нестандартных ситуаций;
-
записывать в тетрадях формулировку опорных пунктов плана, тезисов конспекта, составлять таблицы первичного обобщения материала;
-
проводить словарную работу;
-
конкретизировать задачи обучения, развития и воспитательного воздействия;
-
тщательнее обдумывать не только образовательные цели урока, но и развивающие и воспитательные;
-
изучить подборку материалов в методическом кабинете «Рекомендации учителю» - требования к определению цели и задач урока;
-
конкретизировать цели и задачи урока, связав их с содержанием учебного материала;
-
целесообразно использовать наглядность, обдумывание ее места в структуре урока;
-
применять такую наглядность, которая бы привлекла внимание учащихся к изучаемому материалу;
-
использовать в системе методов обучения элементы проблемного обучения через систему соответствующих приемов;
-
обдумывать и правильно использовать контрольно-корректирующую функцию фрагмента урока как стимулирующую роль учебного труда;
-
тщательно продумывать методы и приемы работы с учебным материалом в соответствии со структурной организацией урока;
-
продумывать систему упражнений, необходимую практическую направленность урока;
-
продумывать систему вопросов, требующих сопоставления, анализа, выводов;
-
практиковать опережающие задания;
-
продумывать систему работы с учебником, самостоятельную работу с ним (отбор материала для иллюстраций, выписывание из учебника орфограмм, правил, законов и пр.);
-
система упражнений должна предполагать не только репродуктивные, но и творческие задания;
-
обратить внимание на реализацию межпредметных связей;
-
продумать систему контроля и коррекции знаний;
-
использовать разные формы и методы работы;
-
обратить внимание на развивающее обучение - развитие умственных способностей (мышления, речи, представления, памяти) через целесообразный набор методов и форм работы;
-
недостаточное использование учебника как первичного источника знаний, как способа организации самостоятельной работы учащихся;
-
этап урока «домашнее задание» не приобрел учебного характера, а «проверка домашнего задания» - достаточного использования для актуализации материала, необходимого для усвоения новой темы;
-
задавать домашнее задание не обязательно в конце урока, можно предусмотреть его в начале или в средине урока в соответствии с логикой учебного процесса;
-
обратить внимание на использовании игры как метода организации учебно-воспитательного процесса;
-
обратить внимание на методику организации коллективной, групповой, индивидуальной творческой деятельности;
-
систематически работать над предупреждением неуспеваемости учащихся;
-
обратить внимание на…;
-
осуществлять контроль за…;