- Преподавателю
- Математика
- «Применение здоровьесберегающей технологии на уроках математики»
«Применение здоровьесберегающей технологии на уроках математики»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Косачёва Е.В. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщение опыта по теме:
«Применение здоровьесберегающей технологии на уроках математики»
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или отсутствие культуры здоровья.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится следующее: «Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В Конвенции о правах ребёнка говорится о том, что государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Для создания безопасных условий обучения организации образовательного процесса опираются на санитарно - эпидемиологические правила и нормативы. Каждому педагогу необходимо знать и учитывать при планировании урока следующие требования, указанные в СанПиН
-
к помещениям и оборудованию;
-
к воздушно-тепловому режиму;
-
к естественному и искусственному освещению;
-
к режиму образовательного процесса.
Кроме этого в приложениях к СанПиН 2.4.2.2821-10 содержатся гигиенические рекомендации:
-
по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся;
-
к расписанию уроков;
-
комплекс упражнений физкультурных минуток;
-
комплекс упражнений гимнастики глаз.
Фундаментальное ядро содержания общего образования среди основных результатов воспитания личностной культуры обучающихся выделяет «осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать».
Технология здоровьесбережения является неотъемлемой частью всего процесса обучения сегодня, нацеливает учителя на создание условий для сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
При построении уроков использую критерии здоровьесбережения:
-
Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
-
Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).
-
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
-
Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
-
На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
-
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
-
Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
-
В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
-
Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
-
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На каждом уроке уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья, включая в урок задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах".
5 класс
-
Сейчас в мире насчитывается 1 млрд 300 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых, будет курящих людей в мире к 2025 году?
-
У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?
-
Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего одна минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки кровяная клетка, если рост ученика 5 класса составляет 145 см?
6 класс
-
В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 65 лет?
-
Голова человека составляет 1/8 размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 21 см?
-
5.Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? (Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни? Мужчины имеют больше вредных привычек, чем женщины, чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни).
7 класс
-
У саранчи мышц в 1,5 раза больше, чем у человека. На сколько у человека мышц меньше, чем у саранчи, если вместе у них 1500 мышц?
-
Количество литров крови у ребёнка приблизительно на 2 л меньше, чем у взрослого. Сколько литров у каждого, если вместе у них 8 л?
8 класс
-
Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если его числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 13/4. Какова масса мозга среднего человека?
-
Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтверждённая длина ногтя. (На ногтевых пластинах человека отражается состояние многих внутренних органов. Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. Синеватый и синевато-фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца, сердечной недостаточности. При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белёсыми. Если ногти желтеют, то это, вероятнее всего грибковые заболевания или гепатит. Или же вы много курите и плохо моете руки. Белые точечки или полоски могут быть связаны с нарушениями в работе пищеварительной системы).
9 класс
-
Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем нетренированного человека - 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л. Определите, каковы способности сердца тренированного человека. (Нормальный пульс человека - 60-80 ударов в минуту. Ритм современной музыки достигает 200-250 ударов в минуту. Жесткие ритмы стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны. Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву желудка, расстройство психики и разбалансировку организма).
-
Масса скелета взрослого человека 9 кг. Произведение массы воды, входящей в состав скелета, на массу твёрдых веществ, составляющих кости, на 31 меньше, чем разность квадратов их масс. Сколько воды входит в скелет взрослого человека?
-
Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 25. Если к этому числу прибавить 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите это число, и вы узнаете, какую талию должна была иметь фрейлина Екатерины Медичи.
Также большое значение уделяю школьной оценке. При оценке выполненной работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку. Этому не научит ни один учебник.
Предлагая домашнее задание, дифференцирую уровень сложности, указываю, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
В заключении своей работы я хотела бы выделить следующее, что на основе анализа причин ухудшения состояния здоровья учащихся можно выделить ряд условий сохранения здоровья учащихся в процессе обучения математике:
- включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знания;
- представление математических понятий и способов действий на языке, доступном детям, расширение и развитие способов представления математического знания детьми как естественное обогащение их речи;
- исключение перегрузки учащихся большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья;
- непротиворечивость учебной информации;
- обеспечение положительного эмоционального состояния школьников, которое служит индикатором общего положительного состояния здоровья;
- использование в процессе обучения групп средств, обеспечивающих все стороны благополучия ребенка комплексно.
Использование здорвьесберегающей технологии на уроках математики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой математических знаний, умений и навыков.