- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока Среднее арифметическое
Разработка урока Среднее арифметическое
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хмарук С.В. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
I
Разработка урока по математики
в 5 классе
«Среднее арифметическое»
Разработала учитель математики
МБОУ СОШ №5 г. Бикина
Хабаровского края:
Хмарук Светлана Владимировна
2013 год
Тема урока: Среднее арифметическое.
Цель урока: Обучающиеся получат возможность систематизировать предметные знания, универсальные учебные действия при нахождении среднего арифметического.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Планируемые результаты:
у обучающегося будут сформированы:
Личностное понимание:
- умения аргументированно высказывать собственную точку зрения при решении проблемы;
- о совместном сотрудничестве при решении проблемы;
- осуществления самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и проведения объективного самоанализа результатов;
- самостоятельного исследования о необходимости нахождения среднего арифметического при решении задач.
Метапредметное понимание:
регулятивное-
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему;
- осознавать результат учебных действий, объяснять результаты действий, используя изученные понятия о среднем арифметическом.
познавательное -
- построение проекта выхода из затруднения;
- составлять алгоритм действий для правильного нахождения среднего арифметического;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- самостоятельно составлять по алгоритму задачу на нахождение среднего арифметического.
коммуникативное
- принимать участие во фронтальной работе, предложенной учителем: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, выявлять пути выхода из затруднения; анализировать ход и результаты проделанной работы;
- задавать вопросы и уметь отвечать на них;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- интерпретировать и применять полученные знания и умения при выполнении заданий, требующих практического навыка.
Предметное понимание:
- владеть ключевыми понятиями для решения задач;
- обобщать и систематизировать знания и умения по нахождению среднего арифметического.
Этапы урока:
I.Самоопределение к деятельности (вопросы учителя)
-Какие новые понятия вы «открыли» на прошлых уроках? (Понятие среднего арифметического и понятие средней скорости).
-Что вы учились находить? ( Среднее арифметическое нескольких чисел, среднюю скорость движения).
-Вы очень хорошо работали на прошлых уроках, но можете сказать, что у вас, у всех все получалось, вы не допускали ошибки при выполнении заданий? (Нет).
Сегодня вы будите продолжать работать с понятиями среднего арифметического и средней скоростью движения; решать задачи на нахождение этих величин. Если кто -то из вас ещё допустит ошибки, то необходимо найти эти ошибки, понять, почему они допускаются, и исправить их.
-Для успешной работы на уроке повторите основные понятия и алгоритмы, которые сегодня будут использоваться.
II. Актуализация субъектного опыта.
1) Где в жизни встречаемся со среднем арифметическим?
2) Задание на сообразительность:
Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. Известный итальянский детский писатель Джанни Родари говорил: «Чтобы научиться думать, надо научиться придумывать»
Итак, посоображайте и попробуйте придумать среднее между:
-
Велосипедом и мотоциклом. (Мопед.)
-
Трамваем и поездом. (Электричка.)
-
Апельсином и лимоном. (Грейпфрут.)
-
Туфелькой и сапогом. (Ботинок.)
-
Пианино и баяном. (Аккордеон.)
-
Холодильником и вентилятором. (Кондиционер.)
-
Портфелем и рюкзаком. (Ранец.)
-
Носком и чулком. (Гольф.)
2 ) Найдите среднее арифметическое чисел 3,25;1; 1,5.
(один из учащихся проговаривает алгоритм действия: «Чтобы найти среднее арифметическое трех чисел надо найти их сумму и результат разделить на 3»).
На доске появляется запись: (3,25 + 1 + 1,5): 3
-Как удобно найти значение выражения?
- Каким алгоритмом пользовались?
3) Решите практическую задачу:
Лыжная трасса 1,2 км идёт на подъём, 1,6 км - на спуск, а остальные - 2,6 км - по ровной дороге. Лыжник прошёл всю трассу за часа. С какой средней скоростью он шёл? (Ответ: 16,2 км/ч)
-
Обобщение и систематизация знаний и умений
1) Вопросы к задаче:
- Каким правилом пользовались при решении задачи?(правилом арифметических действий с дробями)
- Какую формулу для решения необходимо применить? (формулу нахождения средней скорости)
- Какие ошибки могли быть допущены в работе? (вычислительные, при оформлении)
- Сформулируйте алгоритм нахождения среднего арифметического п чисел. (Чтобы найти среднее арифметическое п чисел надо найти их сумму и результат разделить на п).
- Приведите пример на нахождение среднего арифметического чисел и найдите значения предложенных выражений.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
2) Самостоятельная работа из двух заданий с самопроверкой по образцу, предложенному учителем:
1. Найти среднее арифметическое чисел 1,2; ; 4,75.
2. Задача. Самолёт з 1,2 ч пролетел 1008 км, а в следующие 0,6 ч 468 км. С какой скоростью он пролетел этот путь? ( Ответы: 1. 2; 2. 820 км/ч)
3) Локализация затруднений
Вопросы учителя:
- Если у вас задание выполнено правильно, что вы должны проверить?
(Оформление работы)
Учащимся предлагаем проверить оформление по эталону (эталон предоставляется каждому).
- Справившимся предлагается дополнительное задание: №№262(2); 264(2); 263(2); 266(2) - выбрать любую задачу на нахождение среднего арифметического и одну задачу на нахождение средней скорости (самопроверка ответов в учебнике).
Организация коррекции проводится с обучающимися, допустившими ошибки.
-Какие ошибки могли быть допущены в первом задании? (Вычислительные ошибки на применение алгоритма, в оформлении).
-Какие ошибки могли быть допущены при выполнении второго задания? (Вычислительные ошибки при использовании правила и на оформлении).
-
Применение знаний и умений в нестандартной ситуации
Исследовательская работа
Задача: Правда ли что длина среднего пальца руки каждого человека есть среднее арифметическое длин всех пальцев руки? Проверти это предположение (выполняется работа в парах, делаются выводы о верности данного предположения)
-
Рефлексия собственной деятельности.
Предлагается тест по вариантам
-
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Подберите задачу о нахождении средней урожайности