ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Репетуева Мария Сергеевна,

учитель математики, информатики и ИКТ

МАОУ «СОШ № 15»


Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения, брать ответственность за их принятия, а так же умеющих осуществлять жизненный выбор. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Новые ФГОС опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося. Новые требования, предъявленные к результатам освоения программы учащимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности.

О каких же метапредметных результатах идет речь? Это, прежде всего, умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы (выполнение самостоятельной работы и взаимопроверка).

Средством формирования многих метапредметных умений служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на формирование умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Например, в 6 классе при изучении темы «Прямая и обратная пропорциональная зависимость»представлена задача: «Стальной шарик объемом 6 см3 имеет массу 46,8 г. Какова масса шарика из той же стали, если его объем 2,5 см3

Решение записывается двумя способами. 1 способ. Решить задачи по действиям. 2 способ. Необходимо проговорить алгоритм решения задач на пропорции и записать кратко условие задачи в виде таблицы. Далее учащиеся отвечают на дополнительные вопросы учителя (Какая зависимость между объемом шарика и его массой? Почему? Какая это зависимость?) и приходят к выводу о том, что это прямо пропорциональная зависимость, составляют данную пропорцию и находят ответ.

Рассмотрим следующий пример. Число учащихся школы, обучающихся в 5 классах, представлено в виде диаграммы. Сколько учащихся обучается в 5 «А» классе, если всего в пятых классах 60 учащихся?

В результате выполнения данных заданий у учащихся формируется умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, аргументации и умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки вырабатывается при выполнении упражнений данного типа. Например. Даны числа 5856, 3511, 2178, 562. а) Найдите сумму цифр каждого числа. б) Проверьте, какие из этих чисел делятся на 3. Какую закономерность заметили? Какой вывод можно сделать? Записывается ответ. Вывод: если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3.

В результате формируется способность делать вывод, а также умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений.

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом вырабатывается, например, при выполнении следующего упражнения. Найдите координату точки F, используя данные рисунка. Задачу решите двумя способами: 1) определив цену деления шкалы, найти координату точки F; 2) использовать алгоритм нахождения координаты точки, находящейся посередине между двумя другими точками.

В результате изучения математики происходит также формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач по данной тематике; вырабатывается умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Итак, метапредметный урок - это урок, на котором:

  • у школьников формируются такие универсальные учебные действия, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;

  • ученик открывает новые знания под руководством учителя или самостоятельно, а затем сам анализирует способ своей работы, применяя эти знания;

  • у школьников формируется понятие о взаимосвязи предметов школьного цикла и взаимосвязи учебных предметов с окружающим миром;

  • развивается теоретическое, креативное мышление, а также формируется операционное мышление, направленное на выбор оптимального решения.

Именно метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы. Они помогают преодолеть трудности, которые возникают в процессе обучения.


© 2010-2022