- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс, Атанасян Л. С
Рабочая программа по геометрии 9 класс, Атанасян Л. С
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чепкасова О.В. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________________________________.
«____»____________2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
_________________________________
Приказ № ___ от «___»____2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеусинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
геометрии
9 класс
к учебнику А.Г. Атанасяна
Учитель: О.В. Чепкасова
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения.
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
Общеучебные цели:
-
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
-
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
-
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
-
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
-
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
-
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
-
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели:
-
Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественн0научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
Воспитание средствами математики культуры личности; отношения к математике как части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
-
Построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин.
-
Выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнение расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
-
Самостоятельной работы с источником информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
-
Проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
-
Самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения курса:
-
развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-
учить ясно и точно излагать свои мысли;
-
формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-
помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:
-
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
-
начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
-
ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по математике основного общего образования;
Уменьшено количество часов всех тем в связи с тем, что введен раздел «Начальные сведенья из стереометрии».
Учебно-методический комплект:
Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. М., «Просвещение», 2008.
Комплект приложений:
-
Демонстрационные материалы для объяснения нового материала (слайд-презентации PowerPoint)
-
Устные упражнения (слайд-презентации PowerPoint)
-
Самостоятельные работы (Word)
-
Практические работы (Word+ Живая геометрия)
-
Контрольные работы (Word)
Электронные учебные пособия:
-
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
-
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения геометрии ученик должен
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры
доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них , важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь:
-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
осуществлять преобразования фигур;
-распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от 0 до 180 ( определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);
-построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир);
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. «Векторы» (8 часов).
Обязательный минимум содержания образовательной области математик
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение.
Применение векторов к решению задач.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Знать основные понятия, связанные с векторами.
Уметь производить операции над векторами.
Уметь вычислять значения геометрических величин.
-
Уметь решать простые геометрические задачи с помощью векторов.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
Уметь производить операции над векторами.
Уметь вычислять значения геометрических величин.
-
Уметь решать геометрические задачи координатным методом.
-
Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Уровень обязательной подготовки выпускника
Уровень возможной подготовки выпускника
Тема 2. «Метод координат» (10 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
Координаты вектора.
Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение по двум неколлинеарным векторам.
Простейшие задачи в координатах.
Уравнение окружности.
Уравнение прямой.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь производить операции над векторами.
Уметь вычислять значения геометрических величин.
-
Уметь решать простейшие геометрические задачи координатным методом.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
-
Уметь решать геометрические задачи координатным методом.
-
Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Уровень обязательной подготовки выпускника
Уровень возможной подготовки выпускника
Тема 3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (11 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Синус, косинус и тангенс углов от 0о до 180о.
-
Угол между векторами.
Теорема синусов и теорема косинусов. Примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
Скалярное произведение векторов.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь производить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение.
Уметь вычислять значения геометрических величин, в том числе: для углов от 0о до 180о определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
Уметь производить операции над векторами.
Уметь вычислять значения геометрических величин.
-
Уметь решать геометрические задачи, применяя тригонометрические функции и скалярное произведение.
-
Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Уровень обязательной подготовки выпускника
Уровень возможной подготовки выпускника
Тема 4. «Длина окружности и площадь круга» (12 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Сумма углов правильного многоугольника.
Длина окружности, число π; длина дуги.
-
Площадь круга и площадь сектора.
-
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.
-
Уметь изображать геометрические фигуры; Выполнять чертежи по условию задачи.
-
Уметь вычислять длины дуг окружности, длину окружности, периметры и площади правильных многоугольников, площади круга и сектора.
Уровень возможной подготовки обучающегося
-
Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.
-
Уметь решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства.
-
Уметь выполнять построения правильных многоугольников.
Уровень обязательной подготовки выпускника
-
Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если каждый его угол равен а) 60о; б)135о; в) 150о?
-
Найдите площадь правильного восьмиугольника, если радиус его вписанной окружности равен 6 см.
-
Найдите длину дуги окружности радиуса 12 см, если ее градусная мера равна 60о.
-
Длина окружности цирковой арены равна 41 м. Найдите диаметр и площадь арены.
Уровень возможной подготовки выпускника
-
В круг, площадь которого равна 36π см2, вписан правильный шестиугольник. Найдите сторону шестиугольника и его площадь.
-
Постройте правильный восьмиугольник, сторона которого равна данному отрезку.
-
Даны два круга. Постройте круг, площадь которого равна сумме площадей данных кругов.
Тема 5 «Движение» (8 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
-
Примеры движений фигур.
-
Симметрия фигур.
-
Осевая симметрия и параллельный перенос.
-
Поворот и центральная симметрия.
Материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников.
Требования к математической подготовке
Уровень возможной подготовки обучающегося
-
Уметь решать геометрические задачи, используя свойства геометрических преобразований: центральная и осевая симметрия, параллельный перенос, поворот.
-
Уметь решать геометрические задачи на построение.
Уровень возможной подготовки выпускника
-
Даны точка О и треугольник АВС. Постройте фигуру F, на которую отображается треугольник АВС при центральной симметрии с центром О. Что представляет собой фигура F?
-
Постройте треугольник, который получается из данного треугольника АВС поворотом вокруг точки А на угол 160о против часовой стрелки.
Тема 6 «Начальные сведения из стереометрии» (8 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
-
Геометрические тела и их свойства.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
-
Правильные многогранники.
-
Тела и поверхности вращения.
Материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников.
Требования к математической подготовке
Уровень возможной подготовки обучающегося
-
Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и тел и отношений между ними.
-
Уметь решать геометрические задачи на построение.
-
Уметь решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Уровень возможной подготовки выпускника
-
Диаметр основания цилиндра равен 1 м. высота цилиндра равна длине окружности основания. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.
-
Сумма площадей трех граней прямоугольного параллелепипеда, имеющих общую вершину, равна 404 дм2, а его ребра пропорциональны числам 3, 7 и 8. Найдите диагональ параллелепипеда.
Тема 7 «Об аксиомах геометрии (2 часа)
Тема 8 «Обобщающее повторение» (8 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Начальные понятия и теоремы геометрии
-
Треугольник, его свойства. Равенство и подобие треугольников. Решение треугольника.
-
Четырехугольники и многоугольники.
-
Окружность и круг.
-
Измерение геометрических величин.
-
Векторы.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки выпускника
-
Как проверить, что выпиленная из листа фанеры фигура является прямоугольником?
-
Начертите три неразвернутых угла и обозначьте каждый из них одним из трех способов.
-
С помощью транспортира найдите градусные меры углов треугольника АВС. (Задан чертеж треугольника АВС).
-
В равностороннем треугольнике АВС проведены биссектрисы АК и АМ, которые пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника АОМ.
-
Докажите, что в равнобокой трапеции диагонали равны.
-
Разделите данный отрезок пополам с помощью циркуля и линейки.
Уровень возможной подготовки выпускника
-
В ромбе высота, проведенная из вершины тупого угла, делит его сторону пополам. Найдите: а) углы ромба; б) его периметр, если меньшая диагональ равна 3,5 см.
-
Хорда окружности пересекает ее диаметр под углом 30о и делится им на части, равные 12 см и 6 см. Найдите расстояние от середины хорды до диаметра.
-
Дан луч ОА. Постройте фигуру, центрально-симметричную ему относительно точки О. Что это за фигура?
-
Как расположены относительно друг друга две окружности (О1; R1) и (О2; R2), если О1О2 = 2 см, R1 = 4 см и R2 = 6 см?
-
Постройте треугольник по стороне, опущенной на нее высоте и прилежащему к ней углу.
Программа рассчитана на 68 часов, из которых 5 часов отводится на контрольные работы (в том числе итоговая контрольная работа)
Литература
-
Рабочие программы по геометрии: 7-11 классы/ Сост. Н.Ф Гаврилова. -М.: ВАКО, 2011.
-
Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
-
Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.
-
Н.Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 9 класс. -М.: ВАКО,2005.
-
Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: «Просвещение», 2009
-
Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. Геометрия. 9 кл. Тематические тесты. - М.: «Просвещение», 2008
-
Л.С. Атанасян. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 2009
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование темы
Кол. часов
№ урока
Срок
Содержание
Контроль
Повторение
3
У.1-3
4,8,11 сен
Векторы
8
Понятие вектора
2
У.4-У.5
15 сен
18 сен
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение.
Применение векторов к решению задач.
С.р. 1.1 «Понятие вектора»
Сложение и вычитание векторов
3
У.6
22 сен
П.р.№1
«Равенство векторов»
У.7
25 сен
П.р. №2
«Сложение и вычитание векторов»
У.8
29 сен
Устный счет
С.р.1.2
«Сложение и вычитание векторов»
Умножение векторов на число
1
У.9
2 окт
П.р.№3
«Умножение векторов на число»
Применение векторов к решению задач
2
У.10-11
6,9 окт
Метод координат
10
Координаты вектора
2
У.12-У.13
13 окт
16 окт
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
Координаты вектора.
Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение по двум неколлинеарным векторам.
Простейшие задачи в координатах.
Уравнение окружности.
Уравнение прямой.
Простейшие задачи в координатах
2
У.14
20 окт
П.р. №4
«Свойство расстояний от произвольной точки плоскости до вершин прямоугольника»
У.15
23 окт
С.р.2.1
«Простейшие задачи в координатах»
Уравнение окружности. Уравнение прямой
3
У.16
27 окт
Устный счет
У.17-18
30 окт, 10 нояб
Устный счет
П.р. №5
«Касательная к окружности»
Решение задач
2
У.19-20
13, 17 нояб
С.р. 2.2
«Уравнение окружности. Уравнение прямой»
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»
1
У.21
20 нояб
Контрольная работа №1
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
Синус, косинус тангенс угла
3
У.22
У.23
24 нояб
27 нояб
Синус, косинус и тангенс углов от 0о до 180о.
Угол между векторами.
Теорема синусов и теорема косинусов. Примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
Скалярное произведение векторов.
П.р. №6
«Синус, косинус тангенс, котангенс угла»
У.24
1 дек
С.р. 3.1
«Синус, косинус тангенс угла»
Соотношения между сторонами и углами треугольника
4
У.25
11 дек
П.р. №7 «Площадь треугольника»
У.26
15 дек
П.р. №8 «Теорема синусов»
У.27
18 дек
С.р. 3.2«Решение треугольников»
У.28
22 дек
Скалярное произведение векторов
2
У.29
25 дек,
У.30
12 янв
С.р.3.3«Скалярное произведение векторов»
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
1
У.31
15 янв
Контрольная работа №2
Решение задач
1
У.32
19 янв
Длина окружности и площадь круга
12
Правильные многоугольники
4
У.33
У.34
22 янв
26 янв
Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Сумма углов правильного многоугольника.
Длина окружности, число π; длина дуги.
Площадь круга и площадь сектора.
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
У.35
29 янв
П.р. №9
«Построение правильных многоугольников»
У.36
2фев
С.р. 4.1 «Правильные многоугольники»
Длина окружности и площадь круга
4
У.37
5 фев
П.р. №10 «Длина окружности»
У.38
9 фев
П.р.№11 «Площадь круга»
У.39
12 фев
П.р.№11 «Площадь круга»
У.40
16 фев
С.р. 4.2«Длина окружности и площадь круга»
Решение задач
3
У.41-43
19, 23, 26 фев
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
У.44
1 мар
Контрольная работа №3
Движение
8
Понятие движения. Симметрия
3
У.45
4 мар
Примеры движений фигур.
Симметрия фигур.
Осевая симметрия и параллельный перенос.
Поворот и центральная симметрия.
У.46
8 мар
П.р. №12 «Осевая симметрия»
У.47
11 мар
П.р.№13 «Центральная симметрия»
Параллельный перенос и поворот
3
У.48
15 мар
У.49
18 мар
П.р. №14 «Параллельный перенос»
У.50
29 мар
П.р.№15 «Поворот»
Решение задач
1
У.51
1 апр
С.р. 5.1«Движение»
Контрольная работа № 4 по теме «Движение»
1
У.52
Контрольная работа №4
Начальные сведения из стереометрии
6
Многогранники
3
У.53-55
5 апр-12 апр
Правильные многогранники.
Тела и поверхности вращения
Тела и поверхности вращения
3
У.56-58
15 апр
19, 22 апр
С.р. 6.1«Начальные сведения из стереометрии»
Об аксиомах геометрии
2
У.59-60
26, 29 апр
Повторение
10
Решение задач
6
У.61-66
3, 6, 10, 13, 19, 22 мая
Начальные понятия и теоремы геометрии
Треугольник, его свойства. Равенство и подобие треугольников. Решение треугольника.
Четырехугольники и многоугольники.
Окружность и круг.
Измерение геометрических величин.
Векторы.
Устный счет
С.р.8.1 «Геометрические фигуры и их свойства»
Итоговая контрольная работа
1
У. 67
Итоговая конт. работа
Заключительные уроки
3
У.68-70