- Преподавателю
- Математика
- Конспект «Путешествие в город Геометрии»
Конспект «Путешествие в город Геометрии»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макпалбасова Г.Н. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ГЕОМЕТРИИ»
занятие для детей подготовительной группы
МАКПАЛБАСОВА Г,Н.
воспитатель КГКП «Детский сад №14 «Катюша» г.Зыряновск ВКО
_______________________________________________
Программное содержание:
Дать общее понятие о геометрии, познакомить с жителями города.
Вызвать интерес к геометрическим фигурам и основным понятиям геометрии: точка, отрезок, различные линии.
Упражнять в рисовании геометрических фигур, линий и др. с использованием линейки.
Развивать любознательность детей. Воспитывать активность в решении поставленных задач, умение работать сообща для достижения цели.
Материал:
Таблицы с силуэтами животных, птиц, человечков, домиков из геометрических фигур, линейки, карандаши, листочки в клетку, дидактическая игра «Многоугольники», кукла Карандаш.
Ход занятия:
-
Что такое геометрия?
Когда-то, очень давно в солнечной Греции появилась наука землеметрия - измерение земли. Вот в древности людям и нужна была геометрия, именно для этого.
А сейчая, конечно, нам с вами измерять землю не нужно, но кое-что интересное и нужное геометрия узнать поможет.
Вперед! Начинаем наше путешествие по городу Геометрии.
Задания с
очень просто
Меня упражнениями:
-
Назвать знакомые геометрические фигуры (показ фигур из разных материалов). Это жители города Геометрии.
-
Какие геометрические фигуры использованы в рисунках?
Посчитайте, сколько треугольников?
Стихотворение: Узнает любой дошкольник,
Я прямо-, тупо-, остро- …угольный треугольник!
-
Выложи из палочек разные виды треугольников.
Сколько палочек потребовалось?
Сколько у треугольников сторон и вершин?
-
Выложи два треугольника, используя пять палочек.
ИЗ ЧЕГО ПОСТРОЕН ГОРОД?
ЦЕЛЬ: Познакомить с основными понятиями геометрии: точка, линия прямая, кривая, ломаная, отрезок.
Сказка «Как родилась линия»
Жила-была Красная точка в городе Геометрии (мелом ставится точка на доске, а дети на бумаге). Скучно было точке одной и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей.
Только вышла Красная точка за калитку, а навстречу ей тоже точка идет, только Зеленая. Подходит Зеленая точка к Красной точке и спрашивает: «Куда ты идешь?»
- Иду искать друзей! - ответила Красная точка.
- Вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать (дети ставят рядом с красной точкой зеленую).
Через некоторое время встречают они Синюю точку. Идут по дороге друзья, и с каждый часом их становится все больше и больше. Наконец их стало так много, что выстроились они в ряд, плечо к плечу и получилась линия (дети проводят линию).
Когда точки идут прямо получается прямая линия, криво - кривая линия (дети рисуют линии).
Решил однажды Карандаш прогуляться по прямой линии. Идет, идет. Устал, а конца все равно не видно.
«Долго ли еще мне идти, доберусь ли я когда-нибудь до конца?» - спрашивает он у прямой линии. А она ему отвечает: «Эх ты, у меня же нет конца».
- Тогда я поверну в другую сторону.
- И в другую сторону не будет конца.
Почему у этой линии нет начала и конца?
Без конца и края линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди
Не найдешь конца пути!
Рассердился Карандаш
- Что же мне делать? Я не хочу ходить без конца.
- Ну, тогда отметь на мне две точки.
Так Карандаш и сделал. (Дети карандашом отмечают на прямой линии две точки).
«Ура!» - обрадовался Карандаш. Теперь я могу гулять от одного конца до другого. Но сразу же задумался.
- А что же это получилось?
- «Мой отрезок» - сказала прямая линия.
(Дети упражняются в рисовании отрезков разной длины).
Далее детям даются понятия ломаной линии.
(Дети рисуют ломаные линии)
Задание:
-
Сколько отрезков в этой ломаной линии?
-
Какая фигура получится, если соединить концы ломаной линии?
ДОРОГИ В ГОРОДЕ ГЕОМЕТРИИ
ЦЕЛЬ: Познакомить с пересечениями прямых линий: параллельными и вертикальными.
Практическая работа
-
Сложи лист бумаги пополам. Разверни его. Какая линия получилась? (Вертикальная линия)
Сложите лист бумаги в другую сторону. Вы получили еще одну прямую линию (горизонтальную).
-
Есть ли у этих двух прямых общая точка? (Отметить ее карандашом)
Мы видим, что линии пересеклись в точке. Это точка пересечения.
-
Возьмите другой лист и сложите его пополам и еще раз пополам в ту же сторону. Разверните. Что вы увидели? Пересеклись ли линии? А когда-нибудь пересекутся? Вот такие линии называются параллельными прямыми.
-
Найдите в группе параллельные прямые.
-
Попробуйте из палочек выложить фигуру с параллельными сторонами.
-
Используя 7 палочек выложите 2 квадрата.
-
В фигуре, состоящей из 4 квадратов уберите 2 палочки, чтобы получилось два прямоугольника.
Дороги в Геометрии
ЦЕЛЬ: Познакомить с лучом и углами.
Однажды Карандаш решил отнять у прямой отрезок, по которому он гулял. Взял он с собой ножницы и потихоньку вырезал отрезок. Соединил оставшиеся концы и завязал. Только не понятно ему, что же это такое получилось? А получились на прямой два луча, выходящих из одной точки. Один конец у них есть, а другого нет. (Дети чертят лучи на листочках)
-
Найди на рисунке лучи. Сколько их? (Солнышко)
Попросили Карандаша нарисовать, как пройти от его дома до детского сада. Взялся он за работу. Вооружился линейкой и решил по прямой дойти. Да ничего не получается - киоск мешает. (Таблица)
Пришлось чертить дорогу с поворотом.
Смотрит Карандаш на рисунок и думает, что же это за дорога? Решил спросить у прямой линии.
- Это же угол! Если соединить так два маленьких луча, вершина его в точке пересечения лучей. А стороны лучи.
Практическая работа:
-
Начертить угол на листках бумаги.
-
Сравните углы (показ углов из разных материалов)
-
Сложите пополам лист бумаги, а теперь сложите в другую сторону, точно соединив края. Покажите угол, который получился, его вершину и стороны. Это прямой угол.
-
Найдите в группе прямые углы.
Познакомить детей с острым и тупым углом.
-
Выложить из палочек виды углов.
МИКРОРАЙОН «МНОГОУГОЛЬНИК»
ЦЕЛЬ: Познакомить с разными видами многоугольников. Учить различать многоугольники и называть их.
Стихотворение «Два брата»
Жили два брата - треугольник с квадратом.
Старший квадратный, добродушный, приятный.
Младший треугольный, вечно недовольный.
Стал распрашивать квадрат:
- Почему ты злишься брат?
Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре!»
Но квадрат ответил:
- Брат, я же старше, я квадрат,
И сказал еще нежней: «Неизвестно, кто нужней».
Но настала ночь и к брату
Натыкаясь на столы, младший лезет воровато
Срезать старшему - углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов».
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата,
Онемел, стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
-
Как называется фигура, изображенная на рисунке?
-
От чего зависит название многоугольника?
-
Каждой фигуре дайте название (таблица с разными видами многоугольников)
-
Игра «Найди домик для человечка»
Кто в каком домике живет? (Таблица с человечками разной геометрической формы)
-
Выложить из палочек пятиугольник, шестиугольник.
Сколько палочек потребовалось для этих фигур?
МИКРОРАЙОН « ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с разными видами четырехугольников: прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.
Таблицы с нарисованными фигурами.
-
Найти среди многоугольников только четырехугольники. (В таблице нарисованы многоугольники, треугольники, дети должны найти и доказать ошибочное их пребывание на данной таблице)
-
Нарисовать четыреугольники разной формы.
-
Выложить из четырехугольников любой рисунок (раздаточный материал).
МИКРОРАЙОН «КРУГ»
ЦЕЛЬ: Познакомить с кругом и окружностью, с инструментом черчения - циркулем.
Сценка «Мы фигуры разные» (дети в масках-шапочках с нарисованными фигурами)
- Я многоугольник, имею 3 стороны.
- Я многоугольник, имею 4 стороны.
- Я многоугольник, имею 4 равные стороны, но углы не прямые (ромб).
- Я многоугольник, у меня 4 стороны, но равны только противоположные, углы прямые.
- А вот я вообще, не многоугольник, зато меня можно найти в часах, в машине, в тарелке и чашке, на меня, даже солнышко похоже. Какая я фигура? - Круг
Попросила Снегурочка под новый год Карандаша нарисовать снеговика. Карандаш и так пробовал и этак, все не выходило нарисовать красивые круги. То круги не ровные, то вовсе одинаковые получаются. У снеговика нижний ком должен быть большим, средний - поменьше, а верхний - самым маленьким.
- Что же делать Карандашу?
Видит, идет мимо смешной человечек - от головы сразу две огромные ноги вышагивают.
- Эй, ты кто?
- Я Циркуль. Разве ты меня не знаешь?
Тут Карандаш вспомнил, что именно Циркуль может нарисовать ровные красивые круги. Вот Карандашу и помощник нашелся.
Практическая работа:
-
Рисуем снеговика, используя циркуль (коллективная работа).
-
Выложить из четырехугольников и кругов рисунок.
МИКРОРАЙОН «ТРЕУГОЛЬНИК»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с разными видами углов у треугольника.
-
В микрорайоне, где любит гулять Карандаш, все жители отличаются от других, что пили чай всегда втроем, ходили в кино втроем. И Карандаш никак не мог понять, какую геометрическую фигуру составляют вместе три угла.
-
Покажите жителей этого микрорайона (дети берут треугольники и ставят на плакат микрорайона).
-
На прогулке Карандаш встретил разные углы. Хотел с ними познакомиться, да забыл, как их зовут. Придется ему помочь (дети с помошью линейки проверяют величину угла и дают имя каждому треугольнику).
Скоро все углы подружились и стали неразлучны. Этот микрорайон мы будем называть Треугольник, а жителей - Прямоугольный треугольник, Остроугольный треугольник, Тупоугольный треугольник.
-
Начертить три вида треугольников.
Игра «Веселые человечки» (Валентные превращения жителей города)
ЦЕЛЬ: Научить составлять из одних фигур другие.
Практическая работа:
-
Разрезать квадрат на 4 равных треугольника.
-
Сложить из квадрата один треугольник.
-
Разрезать квадрат на 4 фигуры и сложить из нихмногоугольник.
-
Как сделать из прямоугольника (размер двух квадратов) квадрат.
-
Проведите к каждой фигуре необходимые линии, чтобы получился квадрат (полоски с нарисованными фигурами).
Итог:
Мы путешествовали по городу Геометрии, узнали много интересного и познавательного.
-
Понравилось ли вам путешествие?
-
Что нового узнали?
-
Хотите ли когда-нибудь вернуться в город Геометрии?