Рабочая программа курса Занимательная математика для 5 класса

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области







Программа

внеурочной деятельности обучающихся

на ступени основного общего образования


«занимательная математика»

5 классы

(срок реализации: 17часов)




Автор-составитель: Вечканова О.В.,

учитель математики ГБОУ СОШ № 10,

г.о. Жигулевск.

Контакты: 89278901427,

e-mail: [email protected].




г.о. Жигулевск 2014

Пояснительная записка


Элективный курс «Занимательная математика» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.


Общая характеристика программы

Курс рассчитан на 17 часов. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса - 40 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

Цель программы

- развить интерес учащихся к математике;

- расширить и углубить знания учащихся по математике;

- развить математический кругозор, мышление, исследовательские

умения учащихся;

- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной

деятельности;

- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные

и нестандартные задачи.

Задачи


- достижение повышения уровня математической подготовки

учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так

и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ


Для проверки степени усвоения материала рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно - например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.


Тематическое планирование курса «Занимательная математика»

Тематика занятий

Количество

часов

Форма контроля

1.

Геометрические задачи

1. Задачи со спичками

2. Задачи на разрезание

3. Задачи на перекраивание

4. Геометрические головоломки

2

Проверочная

работа

2.

Занимательная арифметика

1. История развития начальной математики

2. О некоторых математических терминах

3. Числовые великаны

4. Числовые лилипуты

5. Старинная система мер



3

Брейн-ринг


3.

Текстовые задачи

1. Арифметические задачи

2. Занимательные задачи на проценты

3. Задачи на взвешивание

4. Задачи на переливание

5. Задачи на движение

6. Задачи на пересечение и объединение множеств

7. Задачи, решаемые с конца

8. Старинные задачи


4



Проверочная работа

4.

Логические задачи

1. Гипотезы

2. Кто это сделал?

3. Примеры с буквами

4. Правда или ложь?

5. Расположение по порядку

6. Запутанная информация



3

Проверочная работа

5.

Приемы устного счета

1. Признаки делимости чисел

2. Приемы умножения и деления

3. Некоторые особые случаи счета



2

Конкурс: «Кто быстрее считает?»

6.

Математический ералаш

1. Математические ребусы

2. Задачи в стихах, задачи-шутки

3. Литературные задачи



3

Блиц-турнир

Итого

17





Список литературы


  1. Депман И.Я. Рассказы о математике. - Саратов: ОАО

«Издательство «Лицей».

  1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики.

Пособие для учащихся 5-6 классов. - М.: Просвещение, 1989.

  1. Ванцян А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. - Самара:

Корпорация «Федоров», «Учебная литература», 2005.

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. - Волгоград:

«Учитель», 2006.

  1. Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В.

Дидактические материалы по математике.5 класс. - М.: «Издат-школа

ХХI век», 2005.

  1. Кучер Т.В., Шипарева Г.А. - Сборник программ элективных курсов

(авторские программы учителей гимназии). - М.: Перспектива, 2007.

  1. Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. - М.: АСТ:

Астрель, 2005.

  1. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: «Издательство

Русанова», 1994.

  1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-

пресс, 2007.

  1. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного

кружка. 5-6 классы. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.




© 2010-2022