- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме Иррациональные уравнения
Конспект урока по теме Иррациональные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юдина Е.Б. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Юдина Елена Борисовна - учитель математики МОУ Магнитная СОШ
Урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе.
Тема: «Иррациональные уравнения»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление.
Цель урока: ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решения.
Задачи:
Образовательные:
-
ввести понятие иррационального уравнения;
-
рассмотреть способы решения иррациональных уравнений;
-
закрепить изученные понятия при выполнении упражнений;
-
проверить усвоение изученного материала в ходе выполнения самостоятельной работы;
-
способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока.
Развивающие:
-
развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
-
развитие операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
-
развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения;
-
развитие познавательного интереса, логического мышления.
Воспитательные:
-
воспитывать умение преодолевать трудности при решении задач;
-
усиление познавательной мотивации осознанием ученика свей значимости в образовательном процессе;
-
воспитание у учащихся самостоятельности, умение достойно вести спор, находчивость.
Технология: системно-деятельностный подход.
Материал разработан применительно к учебнику под редакцией А.Н. Колмогорова «Алгебра и начала анализа. 10 - 11» , авторы: А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудуницын, Б.М. Ивлев, С.И. Шварцбурд.
План урока.
I. Актуализация (10 мин)
-
Проверка домашнего задания.
-
Повторение пройденного материала.
II. Объяснение нового материала (10 мин.)
-
Сообщение темы урока.
-
Постановка целей и задач.
-
Рассмотреть некоторые способы решения иррациональных уравнений.
III. Закрепление изученных понятий (15 мин.)
IV. Подведение итогов (2 мин.)
V. Домашнее задание (2 мин.)
VI. Самостоятельная работа (5 мин.)
Оборудование: АРМ, презентация, тест, карточки с уравнениями, магниты, указка, задания для самостоятельной работы из вариантов контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена (учащиеся выбирают уравнение, которой они смогут решить).
Ход урока.
I. Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь!
- Начнем урок с проверки домашнего задания.
(№ 383 домашнего задания проверяем устно по желанию. №№ 387, 394 (в, г), 398 домашнего задания оформлены на перемене перед уроком, на обратной стороне доски).
№ 383
а) ; б) ;
в) ; г) .
(Учитель делает нужные комментарии)
№ 398 б) и
в)
Учитель: Какую тему мы рассматривали с вами на прошлых уроках?
Ответ: «Корень n-ой степени и его свойства».
Учитель: Дать определение корня n-ой степени.
- Свойства корня п-ой степени повторим в устном счете
(Устная работа по слайдам)
-
Найдите значение выражения. Слайд № 2
-
Какое из выражений неверно? Слайд № 3
-
Сравните числа. Слайд № 4
-
Вынесите множитель за знак корня. Слайд № 5
-
Внесите множитель под знак корня. Слайд № 6
Учитель: А сейчас выполним тест по теме «Корень n-ой степени и его свойства».
(Выполняют тест на два варианта самостоятельно в течении 5 минут)
Учитель: Закончили выполнения теста. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте тест своего соседа с помощью ключей и оцените его.
(Ключи на слайде. Слайд № 7)
Учитель: Сдайте ваши работы.
II. Объяснение нового материала.
На магнитной доске висят карточки с уравнениями.
Учитель: Прошу вашего внимания на доску. Здесь расположены карточки, на которых записаны уравнения. Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?
Учитель: - Кто из вас может выйти к доске убрать карточки с уравнениями, которые вы можете решить и назвать их тип?
Вывод: Остались карточки с уравнениями, которые вы еще не умеете решать.
Учитель: - Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы убрали?
Ответ: Неизвестное находится под знаком корня.
Учитель: - Верно! Как вы думаете, как называются такие уравнения?
Ответ: Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями.
Учитель: Значит тема нашего урока…
Ответ: Иррациональные уравнения
Учитель: Определим задачи нашего урока.
Ответ: Научиться решать иррациональные уравнения.
Учитель: Решим те уравнения, которые мы оставили на доске. Кто хочет попробовать это сделать?
(Решение уравнений с пояснениями учащимися)
Учитель: Решим второе уравнение.
2. Выходит учащийся к доске и решает второе уравнение этим же способом.
Решение.
Возведем обе части уравнения в квадрат, получим
х + 2 = х2;
х2 - х - 2 = 0;
х1 = -1, х2 = 2.
Учитель: - Давайте проверим, являются ли полученные значения переменной решениями данного уравнения? Пишем ПРОВЕРКА!
Проверка.
Следовательно, число 2 является решением данного уравнения.
Ответ: 2.
Учитель: Итак, ребята, мы получили, что только одно значение переменной является решением данного уравнения. Это число 2. Число -1 в данном случае называется посторонним конем.
Вопрос к отвечающему: Скажи, важна ли проверка в иррациональных уравнениях, решаемых таким способом и почему?
Ответ: Да, так как могут появиться посторонние корни.
Учитель: Возможность появления посторонних корней обязывает нас быть очень внимательными при решении иррациональных уравнений.
Мы рассмотрели один из способов решения иррациональных уравнений. Это возведение обеих частей уравнения в квадрат. А если переменная находится под знаком корня 3-ей, 4-ой и т.д. степени. Тогда как быть?
Ответ: Возвести обе части уравнения в 3-ю, 4-ю и т.д. степень.
Учитель: Кто попытается сформулировать общий способ решения иррациональных уравнений?
(Выслушать все высказывания и в завершении подвести итог)
Учитель: Значит одним из способов решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. И не забыть, при этом сделать проверку, отсеяв, возможные посторонние корни.
III. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику
№ 417 (а) - у доски № 417 (б) в тетрадях с комментарием
№ 418 (в) - у доски
№ 420 (а) - самостоятельно (учитель проверяет и помогает при необходимости)
(Если позволит время, учащимся предлагается решить следующие уравнения)
Решите уравнение: Ответ: корней нет
Ответ: 2
Учитель: На следующем уроке я покажу вам другой способ оформления решения иррациональных уравнений, используя равносильные переходы.
IV. Подведение итогов.
Учитель: Итак, ребята! Какие уравнения мы сегодня на уроке рассмотрели?
- Дать определение иррациональных уравнений.
- Какая особенность существует при решении иррациональных уравнений?
- Какой способ решения иррациональных уравнений мы рассмотрели?
- Молодцы!
V. Домашнее задание.
Учитель: Запишите домашнее задание.
Пункт 33, № 417(г), № 418 (г), № 419 (б), № 420 (в)
(Пока ребята записывают домашнее задание, учитель проговаривает оценки за урок, обосновывая каждую оценку)
VI. Самостоятельная работа (5 мин.)
Учитель: Данная тема позволит вам решить еще одно задание теста единого государственного экзамена.
Выберите и решите то уравнение, с которым вы сможете справиться. Все уравнения взяты из контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена.
В вашем распоряжении 4 минуты.
Уравнения для самостоятельной работы:
Учитель: Сдайте ваши работы.
Спасибо за работу. Урок окончен, все свободны.