- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему Проценты (5 класс)
Урок по математике на тему Проценты (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимофеева Т.Ю. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект урока по теме «Задачи на проценты» в рамках ФГОС
Разработала Тимофеева Татьяна Юрьевна
учитель математики высшей категории
МБОУ «Новоталицкая СШ»
Март 2014
Проект урока по теме «Задачи на проценты» в рамках ФГОС
Предмет: математика
Тема урока: Задачи на проценты
Номер урока в системе изучаемой темы: третий урок из семи в данной теме
Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока: Изучить понятие процент, в результате чего обучающийся должен уметь: переводить проценты в дроби и обратно, определять тип задачи, решать различные задачи на проценты;
должен знать: понятие процента, правила перевода дробей в проценты и обратно, правила нахождения процента от числа и числа по его процентам.
Личностные: четко выражать и объяснять свои мысли (способы решений), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
Метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «процент», «перевод процента в десятичную дробь», «обращение десятичной дроби в проценты», решать задачи.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием для работы в группах, карточки с домашним заданием, листы самооценки), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Технологическая карта урока
Этап урока
Образовательные задачи
Время этапа урока
УУД, формирующиеся на данном этапе
учителя
обучающихся
-
Организационный этап
Организовать и целенаправить учебно-познавательную деятельность: приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Мотивирование учащихся на труд, на совершенствование знаний. Классу предлагается осмыслить высказывание Томаса Эдисона: «Гений - это 1% таланта
и 99% труда».
Осознание и принятие: знакомство с эпиграфом к уроку, устное формулирование собственного мнения поданному высказыванию.
2 мин
Активность урока: прогнозирование своей деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение выделять нравственный аспект поведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Р Самоконтроль.
-
Этап актуализация знаний. (Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.)
Вступительное слово учителя. Повторение с помощью памяток алгоритмов решения задач, классификации задач, правил умножения и деления десятичных дробей на 100. Учитель продолжает беседу о необходимости изучения данной темы, обращаясь к личному жизненному опыту учащихся. Задает обучающимся наводящие вопросы.
Осознание и принятие: участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.
5 мин
Смыслообразование: поиск и выделение необходимой информации; выделение и осознание того, что уже пройдено;
постановка цели учебной задачи, синтез; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
П Построение речевого высказывания.
Л Развитие познавательных интересов и учебных мотивов.
К планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
-
Этап закрепление изученного материала (закрепление изученных способов действий).
Организовать усвоение обучающимися способов действий, алгоритмов во время работы в группах.
Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся
Определение уровня знаний: учащиеся выполняют задания по группам. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку и готовятся объяснить свое решение.
12 мин
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция; умение слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группу; профессионалное самоопределение,
смыслообразование. Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности
К Планирование учебного сотрудничества
П поиск и выделение необходимой информации,
смысловое чтение,
построение логической цепи рассуждения
-
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся.
Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2 мин
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на изученные способы действия.
2. Организовать сопоставление работы с листом для самооценки.
Проставляют в лист самооценки баллы, набранные на уроке.
6 мин
Р контроль в форме сравнения способа действия и его результата с листом самооценки.
П умение осознанно и произвольно строить высказывания.
-
Этап подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
Подведение итогов, организация.
1. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
2. Организовать обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания.
Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
2 мин
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности; коррекция, оценкна; нравственно-этическая ориентация.
Р прогнозирование; волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
П умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности
-
Рефлексия
Организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.
1 мин
К умение выражать свои мысли;
оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Процессуальная часть урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
обучающихся
-
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.
Тема урока остается… «Задачи на проценты»
Наш урок хотелось бы начать словами Томаса Эдисона:
«Гений - это 1% таланта
и 99% труда».
Как вы понимаете это высказывание?
Надеюсь, что сегодня активной работой на уроке вы подтвердили эти слова. И в конце урока отразите это в листах самооценки.
Какую учебную задачу перед собой поставим?
Слайд 1
Обучающиеся готовы к началу работы, имеют представление о
работе с листами самооценки.
Записывают тему урока в тетрадях.
Закрепить умение классифицировать задачи и решать их по выбранному алгоритму.
2. Этап актуализация знаний.
-
Мотивация
Зачем нужно уметь решать задачи на проценты?
Слайд 2
Ответим на этот вопрос используя домашнее задание. Дома вы отвечали на вопрос: «Как ваши родители используют проценты в своей работе?»
Какой вывод можем сделать?
Вспомним классификацию задач и алгоритмы решения. Слайд 3
-
Проверим № 1053 (задачник) из Д.з. Слайд 4
Правильно ли определен тип задачи? Сравните свое решение.
-
Устные упражнения Слайд 5
Слайд 6 Ответ: Проценты были известны еще в Индии в Vвеке.
Отвечают на вопрос.
Тема находит широкое применение в различных профессиях и в быту.
Очень нужная тема.
Устно проговаривают алгоритмы.
Один обучающийся представил решение во время перемены.
Один обучающийся предлагает свое решение в интерактивном режиме. Остальные проверяют.
Устно проговаривают необходимые правила.
3. Этап осмысление и закрепление знаний
Слайд 7 Продолжая разговор о профессиях, в которых используются проценты, предлагаю вам справиться с задачами, которые встают перед археологом, классным руководителем и мастером на заводе.
Для этого прошу вас разбиться на группы 2-ым способом (дифференцированные)
-
Археолог.
Рост человека археологи могут определить даже по отдельным костям. Например, длина малой берцовой кости составляет 22 % роста человека, а локтевой кости - 16 % роста человека.
-
При раскопках нашли малую берцовую кость длиной 39,16 см. Вычислите, каким был рост человека.
-
Как можно доказать, что локтевая кость длиной 28,8 см не могла принадлежать тому же человеку?
-
Классный руководитель, завуч школы.
В классе 25 учеников из них 48% учатся на "4" и "5".
- Сколько учащихся закончили четверть на"4" и "5"?
- Какой процент учащихся закончили четверть на"3"?
-
Мастер на заводе.
Бронза - это сплав 90 % меди и 10 % олова. Для изготовления бронзы мастер взял 16,2 кг меди.
-Сколько килограммов бронзы у него получится?
-Как определить сколько килограммов олова взял мастер?
Составляют план решения, делают записи в тетрадь,
после выполнения задания выполняют взаимопроверку, ищут ошибку,
один из учеников представляет решение у доски, остальные сверяют, дополняют, аргументируют, комментируют.
-
Физкультминутка
Выполняет упражнения вместе с обучающимися.
Выполнят упражнения. Двое ребят показывают упражнения, остальные повторяют.
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия
Предлагает выполнить тест из 3-х заданий с выбором ответов. При правильном выборе ответа получаем Ура.
Предлагает заполнить листы самооценки с учетом рекомендаций учителя.
-Оцените себя в соответствие с критериями (критерии указаны в листах самооценки)
Еще раз вспоминают необходимые правила и выполняют задание.
Записывают в тетрадь.
Осуществляют самооценку, заполняют листы самооценки с учетом рекомендаций учителя.
6. Этап подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Подводит обучающихся к выводу о том, что работу необходимо продолжить дома.
-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали на 99%. Напомните мне: «Гений - это 1%...»
Поработаем над этим…
- Дифференцированное д/з (на доске О № )
Дифференцированное домашнее задание:
П 1. Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники - 21 год?
М 2. Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное - океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7,4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, дорогами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разреженной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходиться на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?
Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них.
П 3. Рассчитай выгоду по данной рекламе, если вы кладете в банк 1000 рублей. Какую сумму вы получите дополнительно к вашим деньгам при данных условиях?
Таланта.
Дома.
Выбирают в зависимости от уровня подготовленности.
-
Рефлексия
Предлагает по готовой карточке с заданием «Продолжить фразу»:
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
-
Я могу…
-
Завтра на уроке я хочу …
Спасибо за урок! Сдаем тетради и листы самооценки.
Подходим за д/з.
Записывают в тетрадь.