Статья. Элементы технологии модульного обучения на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Н. КОПАЛИАНИ

УЧИТЕЛЬ

Г. РОССОШЬ, МКОУ СОШ № 25 С УИОП

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Век информации и глобализации требует от школы формирования у старшеклассников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.

Основная цель современной школы - создать систему обучения, которая мотивирует образовательные потребности каждого ученика, обеспечивает и при этом учитывает индивидуальные возможности. Одной из технологий, позволяющих решить эти задачи, является модульное обучение. Суть модульной системы состоит в следующем: в преподаваемом учебном предмете выделяется блок (модуль), по завершении которого ученик сдает промежуточные (модульные) зачеты. Каждый модуль включает ряд тем, связанных между собой смысловым содержанием. Изучение модуля идет поэтапно.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы с модулем самостоятельно, с определенной помощью учителя решает конкретные цели учебно-познавательной деятельности. Модуль содержит программу действия, необходимую информацию и методическое руководство по достижению целей. Основное время ученик работает самостоятельно, учится ставить перед собой конкретные цели, планировать их достижение, организовывать свою работу в соответствии с составленным планом, контролировать достигнутые результаты, оценивать свою работу. Все это позволяет самостоятельно определить уровень усвоения знаний; видеть пробелы в знаниях и умениях, глубоко осознать учебное содержание. Учитель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью через модуль и консуль­тации.

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них - создание комфортного темпа работы для каждого ученика. Каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.

Самым главным отличием технологии является применении принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика.
Сначала определяются цели для учащихся, то есть устанавливается, кто хочет знать не более того, что требуется государственным стандартом, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует получить высокую оценку. После того как учащиеся определись со своими целями, учитель выстраивает своё целеполагание, определяя содержание и объём педагогической помощи учащимся.

Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.

Прочитав указания учителя и используя обучающие модули, ученик выполняет самостоятельную работу и проверяет её по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы. Ученик сравнивает свои ответы с эталонными и исправляет ошибки. Если он получил меньше указанного в инструкции количества баллов, то должен набрать дополнительные баллы в корректирующих заданиях. При защите ученик доказывает, что работа выполнена самостоятельно и данная тема усвоена. После защиты выставляется окончательная оценка за данный модуль. Оценка за весь модуль зависит от суммы набранных баллов по всем учебным элементам.

Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой.

Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности - описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом).

При составлении плана модульного урока, учитель, на мой взгляд, может придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулировка темы урока.

2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Определение способов учебной деятельности учеников.

6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.

7. Составление модуля данного урока.

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута.

Учебных элементов на модульном уроке не должно быть много (на мой взгляд не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:

- УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;

- УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;

- УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала.

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Ещё одно преимущество - наглядность результатов - у каждого учащегося имеется «листок активности и результативности», в который выставлены все текущие оценки.

Развиваемая сегодня в условиях реализации ФГОС технология модульного обучения совмещает проблемный подход и творческое отношение обучаемого к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики. Её использование позволит сформировать у обучающихся прочные, осознанные знания и умения, развить познавательные способности и создать условия для самореализации личности каждого ученика.

Литература.

1. Зуб М. А. Модульное обучение//Специалист.- 2006 г.

2. Соколова С. В. Организационно-дидактическая модель модульного обучения// Профессионал.- 2005 г.

3. Шумилова Н. Н. Технология проблемно-модульного обучения// Специалист.- 2004 г.



© 2010-2022