Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии  и самореализации. Предлагаем Вашему вниманию разработки внеклассных мероприятий по математике для учащихся 5-7 классов, проведенные на неделе кафедры математики-физики-информатики в школе – лицее №6 г. Экибастуза. Цель данных мероприятий - расширить знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; формировать дружеские, товарищеские отношения, показать необходимость знаний по математике в других науках. Межпредметные связи: физика, логика, русский язык и литература, история.
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

Интеллектуальный час "Чародейка Зима"

"Недаром ребятам смекалка дана, во всём и везде помогает она". Наш интеллектуальный час посвящен чудесному время года - Зиме. Сколько загадок и сказок связанно с ней, сколько стихов и песен написано о ней. Сегодня мы поговорим и попробуем дать ответы на многие вопросы.

Задания.

1.Шесть снежинок надо разместить в клетках квадрата так, чтобы ни по горизонтали, ни
по вертикали, ни по диагонали в одном ряду не оказалось более одной снежинки.

Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

2.Один старик пожил 20 лет одних только пятниц. Сколько лет он прожил?

( 140 лет. В неделю - одна пятница, значит, старик прожил в семь раз больше лет, чем пятниц.)

3.Кто в нашей стране раньше всех встречаем Новый год? (Жители мыса Дежнева).

4. Зимняя викторина

1) Для чего на зиму вставляют вторые рамы? (Для предохранения комнаты от быстрого остывания. Воздух, заключённый между двумя рамами ,плахой проводник тепла.)

2) Почему рыхлый снег предохраняет почву от промерзания лучше, чем утрамбованный?

(Снег порист: между снежинками много воздуха, который, как известно, является плохим проводником тепла. Воздух, содержащийся в снегу, и задерживает тепло, излучаемое землёй. Утрамбованный снег содержит меньше воздуха и поэтому задерживает тепло хуже.)

3) Почему вода в реках и озёрах не промерзает до дна? (Потому что лёд легче воды. Охлаждённые слои воды застывают на её поверхности коркой льда ,а затем лёд и снег на нём предохраняют воду от промерзания.)

4) Почему зимой на внутренней стороне оконных стекол появляются узоры? (Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается, и часть водяных паров из него оседает на стекла в виде кристалликов льда. На углах этих кристалликов образуются рожки, которые начинают ветвиться и разрастаться. Затем кристаллики соединяются между собой и образуют на стёклах самые причудливые узоры.)

5) Почему мокрое белье высыхает на морозе? (Вода, находящаяся в мокром белье, на морозе превращается в мельчайшие кристаллики, которые постепенно выветриваются.)

6) Почему зимнюю одежду стараются делать из меха или шерсти? (Мех и шерсть - плохие проводники тепла, поэтому они лучше всего предохраняют тепло от холода (от потери тепла.))

7) Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли всё равно, что одеяло, они не дают "остывать "земле.)

8) Почему пешеход, идя по глубокому снегу, проваливается, а лыжник нет? (Подошвы пешехода, на которых сосредоточена вся тяжесть его тела, невелики, поэтому он проваливается в снег. На лыжах вес человека распределяется по всей длине лыж, давление в каждой точке гораздо меньше, и снег не проваливается).

9) Почему коньки скользят по льду? (Стоя на коньках, конькобежец давит весом своего тела на очень маленькую площадь льда. Под большим давлением лёд тает, между полозьями коньков и льдом образуется тонкий слой воды, благодаря которому коньки скользят).

10) Почему зимой даже от тщательно замазанного и заклеенного окна всё же немного дует?

(Это объясняется циркуляцией воздуха. Охлаждённый у окна воздух стекает вниз, вытесняя тёплый, затем он сам нагревается, вытесняет более холодный и т.д.).

5. Это задача- шутка. Посмотрите внимательно на рисунок - сумма чисел в левой
колонке равна 19, а в правой -20.Напишете на отдельных бумажках эти цифры и
подумайте, как переместить только две из них, чтобы суммы были равны. (Надо поменять
местами таблички 8 и 9, но при этом 9 повернуть так, чтобы получилось 6).

Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

6. Впишите в клетки пять четырёхбуквенных слов с таким расчётом, чтобы, меняя в
каждом ряду клеток по одой букве, превратить слово "муза" в слово "поэт".

м

у

з

а

л

у

з

а

л

о

з

а

п

о

з

а

п

о

р

а

п

о

э

т

(луза-один из шести сетчатых мешочков под отверстием у бортов бильярдного стола).

7. Русские поэты о зиме.

Из каких произведений взяты эти строки: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит.

(А.С.Пушкин "Зимнее утро"). Метели, снега и туманы Покорны морозу всегда. Пойду на моря - океаны- Построю дворцы изо льда.

(Н.Л.Некрасов "Мороз, Красный нос").

Тройка мчится, тройка скачет,

Рвется снег из-под копыт.

Колокольчик звонко плачет,

То хохочет, то визжит.

(П.А.Вяземский " Тройка").

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой ,она.

(М.Ю.Лермонтов " На севере диком стоит одиноко... ").

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

(А.С.Пушкин "Евгений Онегин").

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А.Некрасов "Мороз, Красный нос".)

Чародейкою зимой

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижную, немою

Чудной жизнью он блестит.

(Ф.И.Тютчев " Чародейкою зимой".)

8. Задачи- шутки.

а) электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В этом же направлении-с востока на запад - дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (электропоезд бездымен).

б) Связали вместе две верёвки в 4м. и 3м., какой длины получилась связанная веревка? (меньше 7.)

в) Заглавие каких литературных произведений начинается с чисел 3, 20, 80000, 12? (" Три мушкетёра ", " Три толстяка ". " 20 лет спустя ", " 80000 лье под водой ", " 12 месяцев"....).

9. какой год на календаре, если от начала летоисчисления до этого года пройдёт полных 2005 лет.(2006год).

- С Новым годом!

Интеллектуальный час «Пятиборье за столом»

Цель: расширить знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; формировать дружеские, товарищеские отношения, показать необходимость знаний по математике в других науках.

-Уважаемые участники встречи! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальном часе. «Пятиборье за столом». Девиз нашей встречи «Математика без границ».

Сегодня с нами те,

Кто хочет учиться с увлечением,

Все, кто любит тайны, загадки, приключения,

Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!

Участники встречи - учащиеся 7А и 7Б класса.

Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость. А смелость говорят, города берёт, и тогда победа всегда будет за вами. Успехов вам. Начинаем игру.

I тур «Великие ученные - математики»

вопрос 1 Древнегреческий ученый философ, живший в 6 веке до н.э., которому приписывается высказывание «Всё есть число». Согласно философскому мировоззрению этого ученного и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе. И являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа - 1,2,3,4 - означали: огонь, землю/воду и воздух. Сумма этих чисел - число 10 - изображало весь мир. Ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он? (Пифагор)

вопрос 2

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен,

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

…………………………………………..

Прошли столетий вереницы,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает кто убийца,

Но знают все кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей».

(Греческий учёный, математик, Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда и т.д. Это он определил значение числа П. Осталось имя Архимеда и в физике: закон Архимеда, винт Архимеда. А кто не помнит его знаменитое восклицание «Эврика!»). Вопрос 3

У этого крупнейшего математика 19 века рано появились математические дарования, рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он заметил ошибку в расчётах отца. В 7 лет он пошёл в школу. В это время в одной комнате занимались ученики разных классов, чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа, от 1 до 100 включительно. Не успев отойти от них, он увидел, как маленький мальчик положил грифельную доску с записанным числом 5050 и никаких вычислений. С сожалением учитель посмотрел на ученика, было ясно, что за такой срок он не смог сделать 99 сложений. Остальные ученики терпеливо складывали числа, сбивались, стирали написанное и снова складывали. Назовите имя будущего великого математика.

(Немецкий математик, король математики Карл Гаусс. Это ему принадлежат слова «Математика- царица всех наук»).

Математическая пауза.

1.Фокус «На сколько частей»

Для показа требуется несколько полосок бумаги. Каждая полоска должна иметь по два надреза.

- Вот передо мной полоска бумаги. Вы видите, она надрезана в двух местах. Попрошу кого-нибудь ко мне подойти. Кто хочет?

- Возьми полоску двумя руками за концы, вот так (показывает). Скажите, ребята, если быстро дёрнуть за концы, на сколько частей разорвётся полоска. (Обычно отвечают на три). Давайте попробуем! Дёргай! Полоска разорвалась на две части. А как разорвать её на три части с одного раза? Возьми вторую бумажку. Попробуй потянуть за концы медленно, может быть, получится. Опять на две! Берётся ли кто-нибудь разорвать полоску на три части?

- Вот так, ребята, на три части никому разорвать не удаётся. Почему? (Даже если надрезы кажутся совсем-совсем одинаковыми, всё равно один из них хоть на сколько-нибудь больше другого, а где тонко, там и рвётся, говорит русская пословица.)

II тур «Логика в математике».

Тропинка к истине сложна,

И потому в мышлении чистом

Отвага дерзкая нужна

Не менее чем альпинистам.

  1. Я полагаю, что на всех чертежах изображены отрезки АВ и CD равной длины. Так ли это?

Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

2) Мне кажется, что все записанные выражения имеют смысл. Как вы думаете, права ли я?

1) 0,5*(3+2)*0 3) 10

7+3 8*0,5 - 4

3) (-2)*(-1)*0*1*…….*7*8 4) (144-Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов)Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

3) На сковороде могут одновременно жариться 2 котлеты. Каждую котлету нужно обжарить с двух сторон, при этом для обжаривания требуется две минуты. За какое наименьшее время можно поджарить три котлеты? (За 6 минут)

Математическая пауза

Уважаемые игроки. Как вы думаете, совместимы ли юмор и логика? Оказывается, да. Иногда юмористический эффект создаётся за счет логики.

Вам предлагается, следуя простейшим законам логики, закончить такой анекдот:

«Сын приносит из школы домой новую книжку.

-Это премия, - сказал он.

-Премия? За что, дорогой? - спрашивает мама

-Нас спросили, сколько ног у страуса, и я ответил: «Три»

-Но ведь у страуса только две ноги?

-Да, но остальные ученики сказали...»

(Сказали, что четыре ноги)

III тур «В лабиринтах мысли»

В «черном» ящике находится предмет, связанный с математикой. Я буду задавать наводящие девять вопросов - подсказок относительно предмета, находящегося в ящике. Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает на 10 очков: с 80 (первый вопрос), затем 70 и т.д. До 0 очков (последний вопрос)

Вопросы - подсказки:

1.(80 очков) Древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне, правда, «размеры» данного изобретения были «несколько короче», нежели сейчас.

2.(70 очков) То, что лежит в этом ящике, много раз на протяжении тысячелетий претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это во внимание и запомнило

3.(60 очков) Даты этих изменений известны; в первый раз 46 год до н.э.; во второй раз 1582год

4.(50 очков) Эти даты связанны с именем известнейших людей: великого императора и папы римского.

5.(40 очков) Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени, основанной на периодичности видимых движений небесных тел.

6.(30 очков) Изобретение это строго дискретно. В переводе с латинского языка это «долговая книга»

7.(20 очков) Имена тех, с кем связывают данное изобретение, Юлий Цезарь и папа римский Григорий XIII

8.(10 очков) До октябрьской революций в России использовали первую модификацию этого изобретения, а с 14.02.18г. И по сегодняшний день имеет место вторая модификация.

9.(0 очков) Худеет с каждым днем толстяк и не поправится никак.

Что ни день, по одежке

Отдает нам Сережка,

А с последней расстался-

Сам куда-то девался

Комментарии.

Речь идет о календаре. Его изобрели давным-давно астрономы, наблюдая за движением Солнца и Луны. В древности год длился 10 месяцев, он был короче, начинался с марта, что приводило к всевозможным несоответствиям и путаницам. Юлий Цезарь

(в его честь назван месяц июль) в 45году до н.э. И 1582году папа римский Григорий XIII начинали новое летоисчисление. Надо отметить, что Юлий Цезарь воспользовался советом египетского астронома Созигена, а папа римский, по советам итальянского врача и астронома Лимио. Существуют юлианский календарь и григорианский. В России до революции - юлианский период (счет времени по старому стилю), с 14.02.18 год - григорианский период(т.е. счет времени идет по новому стилю.) Счет времени по старому и по новому стилю отличается на 13 суток.Петр I своим указом повелевал 1 января 1700 года в Москве все дома украсить елкой и поздравить друг друга с новым годом и столетием.

Сейчас XXI век, который начался 1 января 2001 года и день недели в этот день - понедельник.

4 тур. Софизмы в математике.

«Софизм» слово греческого происхождения и в переводе означает головоломка, хитроумную выдумку. Математические софизмы являются примерами таких ошибок в математических рассуждениях, когда при очевидной неправильности результата, ошибка, приводящая к нему, хорошо замаскирована.

Докажем, что 2=1.

Пусть Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов =Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов. Обе части умножаем на а:

Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов=Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

Вычитаем Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов :

Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов-Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов=Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классовb -Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

(Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов -Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов)(Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов+Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов)=Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов(Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов-Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов)

Обе части разделим на Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов -Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов=Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

Но ведьРазработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов=Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов Значит, Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов +Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов=Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов, т.е. 2Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов=Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов

Разделим на Разработка внеклассных мероприятий по математике «Интеллектуальный час» для учащихся 5-7 классов , получим: 2=1.

-Кто объяснит невероятное?

Математическая пауза.

Игра-шутка:

- Я произнесу одну за другой три фразы. Каждую фразу вы должны за мной хорошо повторить. Сумеете?

- Сумеем!

- А я думаю, что нет. Давайте проверим, кто из нас окажется прав.

- Сегодня хорошая погода. (Ребята хорошо повторяют).

- Мы любим весёлые игры. (Ребята повторяют).

- Проиграли, вы уже проиграли!- восклицает руководитель. ???

- Ничего подобного. Моя третья фраза была «Проиграли, вы уже проиграли.» Её и надо было повторить.

5 тур. Обгонялки.

1. Число десятков в тысяче (10)

2. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (сто).

3. Наименьшее семизначное число. (Миллион)

4. Автор учебника «Алгебра», по которому вы занимаетесь?

5. Часть прямой (Отрезок).

6. Сотая часть числа (Процент).

7. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «никакая»? (Нуль).

Подведение итогов.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился,

И в турнире отличился?

© 2010-2022