- Преподавателю
- Математика
- Конспект открытого урока по математике
Конспект открытого урока по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мальцева О.А. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов Советского городского округа»
Конспект урока математики в 5 классе на тему:
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Выполнила: учитель математики
МБОУ СОШ №4 с УИОП
Советского городского округа
Мальцева Оксана Андреевна
Г.Советск
2012 год
Аннотация урока.
Класс - 5 «а»
Учебник - «Математика» 5, авторы - Н.Я. Виленкин и др.
Тип урока - урок формирования знаний (урок 1-ый из 5 по данной теме)
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель урока:
-
Научить учеников складывать и вычитать десятичные дроби.
-
Убедить учеников в практической значимости теории десятичных дробей.
-
Продолжить развитие математической речи учащихся и умение использовать мультимедийное оборудование
Задачи урока:
-
отработать умение правильно записывать и вычислять сумму и разность десятичных дробей;
-
развивать зрительное восприятие, память, интерес к предмету, математическую речь;
-
воспитывать сознательное отношение к учебному труду, самостоятельность.
Методы обучения: словесные, репродуктивные, практические, наглядные, самостоятельной работы.
Формы организации работы учащихся:
-
фронтальная;
-
индивидуальная;
-
групповая.
Технические условия: урок проводится в кабинете с компьютерным оборудованием:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер;
Используемые ЦОРы, созданные автором разработки:
-
анимированная презентация «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
Структура урока:
-
Организационный этап (1 мин.)
-
Вступительное слово учителя, сообщение темы урока(3)
-
Устная работа (5 мин.)
-
Объяснение нового материала(10 мин.)
-
Решение задач на закрепление (18 мин.)
-
Подведение итогов урока (2 мин.)
-
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя, сообщение темы урока.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Тема нашего урока - « Сложение и вычитание десятичных дробей».
Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица: « Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы учащихся).
Итак, задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать, познакомимся с историей десятичных дробей.
Буду рада вашим хорошим ответам.
3. Устная работа.
1. На доске записаны дроби, под ними буквы.
3,5;
0,375;
110,67;
61,981;
3,6;
3,705;
0,8;
6,19
а
у
м
а
ч
и
д
в
-
Прочитайте дроби.
-
Назовите целую часть второй дроби.
-
Назовите дробную часть первой, последней дроби.
-
Назовите наименьшую и наибольшую десятичную дробь.
-
Расположите дроби в порядке возрастания и прочитайте напутствие на сегодняшний урок.
∗ Рассказ.
Клоун, чтобы посмешить публику рассказал одну историю о том, как он ходил на рыбалку. В этой истории он нарочно перепутал все единицы измерения.
« Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое: 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 литров. Пришел закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину весом 3,7 километров в час, а затем вторую - весом 2,651 километров в час. Отличная получилась уха!»
- Найдите все ошибки, допущенные клоуном в рассказе.
- Перескажите его историю, правильно расставив единицы измерения.
3.Объяснение нового материала.
- Какие десятичные числа встречаются в истории?
3,7 и 2,651.
- Что они означают в рассказе клоуна? (Массу каждой рыбы.)
- Как можно найти массу всей пойманной рыбы? ( Сложить.)
- Что мы не знаем, чтобы ответить на вопрос? ( Как складывать десятичные числа.)
Итак, сложим десятичные дроби 3,7 и 2,561. Сначала уравняем количество цифр после запятой, приписав к первой дроби два нуля справа: 3,7-3,700. Потом запишем числа в смешанной форме:
3,700= , 2,651=
Значит,
3,7+2,561=+=
Тот же ответ можно получить иначе, сложив числа 3,7 и 2,561 «столбиком»:
3,700
2,651
6,561
Теперь найдем разность тех же чисел:
3,7-2,561=-==1,49
И здесь ответ можно получить короче:
3,700
2,561
1,049
Итак, давайте попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Правило.
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях количество цифр
после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы каждый разряд был под своим разрядом,
а запятая под запятой;
3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4) поставить в ответе запятую под запятыми в данных дробях.
Сотые доли складываются с сотыми, десятые доли - с десятыми, единицы - с единицами, десятки - с десятками.
4.Решение задач на закрепление.
№1. Выполните сложение или вычитание.
а) 0,769 + 42,389;
б) 95,381 + 3,219;
в) 5,8 + 22, 191;
г) 9,4 - 7,3;
д) 7,79 - 3,79;
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Учащиеся получают карточки с примерами, в которых нужно выбрать правильный ответ из предложенных и записать на доске соответствующую букву.
-
3,52+2,57
М) 6,09 К) 6,27 С) 5,109
2) 4,18+5,42
М) 9,81 Т) 9,54 А) 9,6
3) 4,11-1,23
Т) 2,88 А) 2,60 П) 3,12
4) 8,563-2,521
Е) 6,042 У) 6,453 С)6,743
5) 7,982+3,457
М) 11,439 А) 12,405 В)10,245
6) 5,64-2,11
А) 3,53 В)4,12 Г) 3,46
7) 1,678+2,005
Т) 3,683 О) 3,546 К) 4,251
8) 7,81-2,07
И) 5,74 Р) 5,11 К) 4,67
9) 5,005+5,005
К) 10,01 Р) 10,055 П) 10,505
10) 13,657-12,552
А) 1,105 Р) 1,231 С) 0,567
В время оставшаяся часть класса решает задачи у доски.
1) На пальто израсходовали 3,2 метра ткани, а на костюм- 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе? Решите задачу сложением десятичных дробей и путем перехода к сантиметрам (2 человека).
2) В одном пакете 3,4 кг конфет, а в другом на 1,75 кг меньше.
Сколько килограммов конфет в двух пакетах вместе?
1) 3,4 - 1,75 = 1,65 (кг) во втором пакете
2) 3,4 +1,65 = 5,05 (кг) в двух пакетах вместе
Ответ: 5,05 кг
7. Работа в парах.
На каждую парту раздаются задания: восстановить цепочку вычислений и ответить на вопрос.
Вариант 1. Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?
Вариант 2. Какой кошке поклонялись древние индейцы?
Решить уравнения:
Задания на смекалку:
Где поставить запятую, чтобы
равенство было верным:
52 + 18 = 7
3 + 108 = 408
63 - 27 = 603
20 - 48 = 152
60 - 73 = 527
Ответы:
5,2 + 1,8 = 7
3 + 1,08 = 4,08
63 - 2,7 = 60,3
20 - 4,8 = 15,2
60 - 7,3 = 52,7
Итог урока.
Урок подходит к концу.
- Какую задачу мы ставили на уроке?
- Выполнили мы ее?
- Чем заинтересовал вас урок?
-
Рефлексия
Продолжите одно из предложений :
Самым интересным для меня…
Сегодня на уроке я …
Урок мне …
Спасибо за урок. Урок окончен
Домашнее задание (карточки):
-
В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по
любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма
чисел была равна 3.
1,3
0,6
1,1
0,8
1
0,9
-
Винни - Пух вместе с Кроликом весит 22,4 кг, Пятачок с
Вини - Пухом весят 23,5 кг. А все вместе они весят 26,7 кг. Какова масса каждого в отдельности?