Открытый урок по математике в 4 классе по теме: Письменное умножение на двузначное число

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе,
Не забывай дружок!


Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.

Поздоровались с гостями.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем наш урок. Урок математики.

Математика - это одна из самых важных и древних наук. Слово «математика» пришло из древнегреческого языка.

Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, память.

Недаром её называют гимнастикой ума.

- Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?

(внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память)

- Моя цель сегодня на уроке - помочь вам в достижении ваших целей.

- На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, вы помните, как мы с ним работаем.

Давайте повторим:

( 1 уч: если я уверен в своих знаниях по данному заданию, то я ставлю +

2 уч: если я сомневаюсь в своих знаниях по этому заданию, я ставлю +,-

3 уч: если я не уверен в знаниях, ставлю -.)

Не забывайте про лист самооценки, для того чтобы понять как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить вместе со мной.

Ну что, приступим к работе!

Устный счет.

И в начале урока - устный счёт.

Вам сейчас необходимо заполнить табличку, которая начерчена на доске,

1. 320 уменьшить в 8 раз. (40) У

2. Найдите произведение чисел 250 и 0. (0) М

3. Произведение чисел 900 и 9?(8100) Н

4. Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400) О

5. Найдите частное чисел 720 и 9.(80) Ж

6. Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90) Е

7. Найдите разность чисел 500 и 8.(492) Н

8. Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890) И

9. 70 увеличить в 8 раз.(560) Е

А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на слайде, мы узнаем, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.

40

0

8100

2400

80

90

492

890

560



На доске: 40-У, 0-М, 8100-Н, 2400-О, 80-Ж, 90-Е, 492-Н, 890-И, 560-Е (УМНОЖЕНИЕ).

Чем же мы сегодня займёмся на уроке? Хором!

(умножением)

Оцените свою работу по первому заданию в листе самооценки.

2. Актуализация знаний.

Откроем тетради, запишем число и классная работа.

-Кто мне скажет, какое сегодня число? А день недели?

- Чтобы узнать что-то новое сегодня на уроке, что надо сделать сначала?

(Повторить те знания, которые мы проходили на прошлом уроке.)

-Запишите числовое выражение: 25 * 13 =

Найдите значение этого выражения, пользуясь уже полученными на прошлом уроке знаниями.

Ребёнок выходит к доске и решает с комментированием:


  1. Раскладываем второй множитель на сумму разрядных слагаемых;

2. Умножаем первый множитель на каждое слагаемое;

3. Складываем полученные произведения;

4. Читаем ответ).

25*13= 25* (10+3)=250+75=325

Давайте посмотрим на экран и проверим нашу запись.

- Кто мне скажет, какой математический закон использовали?

(Распределительный: заменили множитель 13 суммой разрядных слагаемых 10 и 3, каждое слагаемое умножили первый множитель и результаты сложили )

Оцените свою работу по второму заданию в листе самооценки.

- Как вы думаете, удобно ли выполнять такую запись?

(нет, запись слишком длинная, бывают трудные случаи вычисления)

- Какой способ вы можете ещё предложить?

(выполнить умножение столбиком)

3. Пробные действия. Фиксация затруднения.

- Перед вами карточки с заданием ( ).

Обратите внимание, каким образом записаны числа. Единицы под единицами, десятки под десятками.

-Попробуйте выполнить умножение столбиком.

( Дети выполняют пробное действие на карточках)

-У кого нет решения?

Поднимают руки.

- Что вы не смогли сделать?

(Не смогли умножить числа, сложно).

Если кто-то сделает, то не сможет обосновать.

4. Открытие детьми нового знания.

- Сегодня на уроке нам предстоит поработать над приёмом умножения на двузначное число.

-Как вы думаете, что же предстоит нам с вами сделать сначала?

(построить алгоритм умножения)

- И какая тема нашего урока?

(Письменное умножение на двузначное число)

-Хорошо.

Поставим перед собой цели на сегодняшний урок.

(научиться умножать двузначное число на двузначное.)

-Ребята, а поможет нам при открытии нового знания учебник.

(так как цель научиться умножать, а не вывести алгоритм вычисления , то значит алгоритм должен быть выведен либо под руководством учителя, либо из учебника)

А каким образом нам помогает учебник?

(мы прочитаем правило в учебнике и по каждому пункту сделаем вывод)

- Хорошо, открываем учебник на стр. 44

- Я предлагаю поработать в парах, но перед работой вспомним правила работы в парах:

А теперь мы работаем по учебнику по плану:

1. Прочитать правило на стр. 44

2. Сделать вывод по каждому пункту.

-Приступим к работе.

-Прочитайте правило в учебнике.

-Какой же алгоритм получился?

Памятка.

  1. Умножу первый множитель на число единиц.

  2. Получу первое неполное произведение.

  3. Умножу первый множитель на число десятков.

  4. Получу второе неполное произведение.

  5. Сложу неполные произведения.

  6. Читаю ответ.



Оцените свою работу по третьему заданию в листе самооценки.

- Вернёмся к нашему примеру. Теперь вы сможете выполнить умножение письменно.

Один ученик записывает решение на доске (по алгоритму, с комментированием)

( ) .Обратите внимание, что второе неполное произведение начинаем записывать под десятками. Т.к. умножаем на десятки??????

- Вы смогли справиться с затруднением?

(да)

- Что помогло нам?

(алгоритм)

Оцените свою работу по четвёртому заданию в листе самооценки.

-Давайте закрепим наши новые знания.

5. Первичное закрепление.

Фронтальная работа:

-Пользуясь алгоритмом и схемой, поупражняемся в умножении на двузначное число столбиком.

-Кто хочет пойти к доске? Запишем пример:

42*14=588

Проверка решения на слайде.

Оцените свою работу по пятому заданию в листе самооценки.

  1. Физкультминутка под музыку.


  1. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

А сейчас потренируемся в решении задач.

Прочитайте задачу:

Расстояние между городами 180 км. Из этих городов одновременно навстречу друг другу выехали грузовик и автобус. Скорость грузовика 40 км/ч, а скорость автобуса 50 км/ч. Через сколько часов произойдет встреча?

-Что нам известно в этой задаче?

(путь, скорость грузовика и автобуса, направление движения)

-А что нужно найти в задаче?

(время, через которое произойдёт встреча)

-Давайте вспомним, как связаны между собой величины? Запишите формулу.

( )

-Что такое S?

(путь, пройденный телом)

-Что такое ?

(расстояние, пройденное телом за единицу времени)

Что такое время?

(Время - это продолжительность, длительность чего-нибудь.)

-Как из этой формулы найти время ( t )?

t = S U

- Что поможет решить задачу?

(чертёж)

-Составьте схему к задаче.

Вызвать ребёнка к доске

50 км/ч

40 км/ч

180 км



(Чертим отрезок произвольной длины, это путь, он равен 180 км).

Грузовик и автобус двигались навстречу друг другу. Обозначим стрелками.

- Что мы знаем про автобус?

(Его скорость: она равна 50км/ч, обозначим над стрелкой).

- Что знаем про грузовик?

(Что его скорость 40 км/ч).

- Что нужно найти?

(время, через которое встретятся автобус и грузовик).

Место встречи обозначим флажком.

Чтобы найти время, что необходимо вначале найти?

(скорость сближения)

- Каким образом?

(складывая скорость автобуса и грузовика)

-Далее находим?

(время)

-Решите самостоятельно. (1 учащийся за доской).

Проверка.

  1. 50 + 40 = 90 (км/ч) - скорость сближения.

  2. 180 : 90 = 2 (ч)

Ответ: через 2 часа произойдёт встреча.

-Поменяйтесь тетрадями. Проверим.

Если верно решили поставьте себе + в лист самооценки.

Оцените свою работу по шестому заданию в листе самооценки.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, ребята, какой новый способ решения мы узнали сегодня на уроке?

(Письменное умножение на двузначное число.)

-Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

(научиться самим письменно умножать на двузначное число)

-Мы смогли научиться этому?

(да)

- Нам удалось достичь цели?

(да)

- Каким же образом умножают многозначное число на двузначное число?

(используя алгоритм)

-Давайте повторим с вами алгоритм письменного вычисления

Памятка.

  1. Умножу первый множитель на число единиц.

  2. Получу первое неполное произведение.

  3. Умножу первый множитель на число десятков.

  4. Получу второе неполное произведение.

  5. Сложу неполные произведения.

  6. Читаю ответ.



Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке.

Обсуждение домашнего задания.

(Задание на карточках.)


© 2010-2022