Геометрическое конструирование. Из опыта преподавания наглядной геометрии

    В настоящее время во всех школьных учебниках присутствует геометрический материал. В основном в виде отдельных геометрических сведений, равномерно включенных в основной курс математики 5-6 класса. Предварительное ознакомление учащихся с геометрическими объектами и их свойствами необходимо и  обосновывается теми трудностями, которые традиционно возникают в 7 классе при изучении геометрии.    Принимая во внимание данные факторы, мною  разработан блок занятий с целью изучения плоских фигур, на ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Геометрическое конструирование. Из опыта преподавания наглядной геометрии.


Мироновская Татьяна Викторовна,

учитель математики высшей категории МБОУ «Гимназия № 7»

Ново-Савиновского района г. Казани


В настоящее время во всех школьных учебниках присутствует геометрический материал. В основном в виде отдельных геометрических сведений, равномерно включенных в основной курс математики 5-6 класса.

Предварительное ознакомление учащихся с геометрическими объектами и их свойствами необходимо и обосновывается теми трудностями, которые традиционно возникают в 7 классе при изучении геометрии.

Поскольку в 5-6 классах у детей ведущий способ познания мира - деятельностный, то педагогический процесс, основанный на деятельностно-компетентностном подходе является содержательным, занимательным и результативным. Известно, что овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. Это особенно актуально при изучении и преподавании геометрии.

Основной задачей преподавания наглядной геометрии является развитие и обогащение наглядно-образного мышления учащихся, что обеспечивает подготовку к изучению систематического курса геометрии в 7-11 классах. Учитель должен дать детям как можно больше систематизированных зрительных впечатлений, связанных с практикой измерения, построения, конструирования геометрических объектов. Это соответствует таким особенностям детской психики как острота восприятия, активное воображение, моторная и зрительная память, но в тоже время слабо развитое логическое мышление. Преподавание наглядной геометрии подразумевает использование различных видов моделирования, доступных детям: перекраивание фигур, построение фигур путем перегибания листа бумаги, конструирование подвижных бумажных моделей, построение всевозможных фигур из частей квадрата. Составляя комбинации фигур, дети учатся различать их, называть элементы, находить равные углы и стороны, составлять из острых углов прямые, конструировать заданные фигуры.

Принимая во внимание данные факторы, мною разработан блок занятий с целью изучения плоских фигур, на основе на предметной деятельности учащихся. Проект предполагает изучение плоских фигур, основанное на предметной деятельности учащихся.

Методические материалы содержат: подробные разработки 8 занятий, 8 презентаций, связанных с главной, раздаточный материал, индивидуальную рабочую тетрадь. Работа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Каждое занятие сопровождается презентацией, что вызывает интерес учащихся, обеспечивает наглядность, доступность, развивает внимание и воображение. Все слайды выполнены в едином стиле, без излишеств. Но, учитывая возрастные особенности, содержат небольшие анимированные фрагменты; кроме того, фигуры каждого занятия окрашены в определенный цвет. Проект может быть использован в качестве дополнения к курсу наглядной геометрии по любому действующему учебнику или на кружковых занятиях как самостоятельный комплекс. Индивидуальная рабочая тетрадь может использоваться как на занятии, так при самостоятельном изучении материала. Занятия проводятся в форме практической работы с элементами исследования при помощи готового раздаточного материала. Учащиеся при помощи наглядной пошаговой инструкции самостоятельно изготавливают геометрические головоломки, выполняют исследовательские, творческие задания. Работа организуется как индивидуально, так и в парах, группах. Каждое занятие имеет определенную структуру:

  1. Изготовление квадрата, разрезание его на определенные части.

  2. Описание его частей (геометрических фигур, из которых он состоит).

  3. Моделирование из его частей основных геометрических фигур.

  4. Перекраивание квадрата.

  5. Моделирование авторских (сюжетных) фигур из частей квадрата.

Проект используется в настоящее время в качестве специфического компонента при изучении математики в 5 классе (1группа) в рамках внедрения поточно-группового метода обучения в МБОУ «Гимназия №7» г. Казань. Учителю для работы с проектом необходимо изучить предложенные материалы и выбрать подходящий способ организации своих занятий. Родителю для самостоятельных занятий с ребенком может быть достаточно и индивидуальной рабочей тетради. Для проведения занятий необходимо наличие цветного картона, клея, ножниц, линейки и карандаша.

Кроме этого, использование на уроке геометрических головоломок как готовых, так и изготовленных самостоятельно повышает интерес к процессу обучения. Дети сталкиваются с тем, что при работе со знакомой с детства головоломкой можно выполнить много различных геометрических заданий, причем не всегда таких легких как казалось вначале. Ребята замечают некоторые закономерности в расположении фигур, их количестве, размерах, длинах сторон. Составляют собственные задания и игры с геометрическими объектами-деталями головоломок.

Можно говорить о достижении метапредметных результатов. Это формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных УУД: работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательных УУД: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя, осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, давать определения понятиям.

Коммуникативных УУД: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе, учиться критично относиться к своему мнению и корректировать его.

Ожидаемые и имеющиеся результаты: создание широкого круга представлений о геометрических объектах, их свойствах, развитие пространственного и наглядно-действенного воображения, геометрической зоркости, навыков конструирования геометрических объектов. В результате, в 7 классе учащиеся не только уверенно различают элементы геометрических фигур, но и устанавливают отношения между ними и между отдельными фигурами. Повышается качество усвоения геометрического содержания, так как «чтение» чертежей происходит быстрее, осмысленнее (появляется возможность решить за урок больше задач). Можно отметить повышение интереса учащихся к геометрии и математике в целом, что отражается в увеличении количества ребят, принимающих участие в различных математических олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях. Причем участвуют ученики с работами - исследованиями геометрических объектов таких как куб, фрактал. В процессе выполнения работы данные ученики заинтересовывают своих одноклассников и привлекают их к исследованиям и изготовлению геометрических объектов. Эти работы неизменно привлекают внимание участников конференций и всегда занимают призовые места на республиканских и всероссийских конференциях исследовательских работ учащихся.

Список литературы:

  1. Кордемский Б.А., Русалв Н. В. Удивительный квадрат.- Оникс, Москва, 2000.

  2. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. - М.: АСТ - Астрель, 2004

  3. Рослова Л. О. Методика преподавания наглядной геометрии. Математика. №17-21. - М.: ИД «Первое сентября», 2009.

  4. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. - М.: 1995.


© 2010-2022