Мастер класс для молодых специалистов ГБОУ школа № 814 в рамках ФГОС

В 2012 году я проводила мастер класс для учителей ЗАО, и эти материалы я уже публиковала на сайте. Однако теперь у нас ФГОСЫ, по которым мы учимся работать, а точнее пытаемся привыкнуть к новой терминологии. Но привыкают к ней только учителя со стажем, молодые ребята приходят уже готовые к работе по ФГОСАМ, так как тому их учат уже в ВУЗе, поэтому при проведении мастер класса и приходится учитывать новую лексику, новые термины. Поэтому данный мастер-класс по своей сути мало чем отличается от уже...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте.

Одной из основных задач современного школьного обучения является развитие мышления учащихся.

Есть много различных определений понятия мышления. Давайте будем считать, что Мышление есть активный процесс отражения объективного мира в сознании человека.

Одной из форм мышления выступает Понятие.

Понятие - форма мышления, в которой отражены существенные (отличительные) свойства объектов изучения. Понятие считается правильным, если, оно верно отражает реально существующие объекты.

Внимание на экран …..

Как мне кажется, иногда на уроках мы оказываемся в ситуации капитана Врунгеля. Увлеченно рассказывая школьникам что-то в рамках урока, мы бываем абсолютно уверены, что те понятия, которые мы употребляем, для школьников имеют те же значения, что и для нас. Однако потом, неожиданно начинает выяснять, что это не так. Ну, у Врунгеля была ситуация лучше. Как он из нее вышел? Он прикрепил к каждому объекту корабля карту и стал отдавать команды называя вместо морских терминов масть и ранг карты. У нас с вами ситуация иная. Я как математик не могу назвать допустим функцию «айпадом» или чем-то аналогичным. Хотя лукавлю, когда мы изучаем производную и задачи связанные с ней, то функция это «лошадь», а производная это «след лошади», по которому мы часто не видя лошадь должны сказать как она выглядит.

Кстати о функции. Мне кажется, что какие-то представления у Вас должны были сохраниться, ведь все Вы изучали ее в школе.

Давайте попробуем: Только не математики. Что такое функция?

Обычно я получаю ответы: это график, это таблица, это точки.

(Тогда задаю вопрос про апельсин. Что такое апельсин? …….)

Это понятие оказывается несформированным у школьников. И поэтому, очень часто в дальнейшем при решении, даже простых задач, возникает проблема. Просто потому, что они не осознали это понятие.

Именно поэтому я назвала свой Мастер-класс: «СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ». Так как по-моему учитель бывает счастлив именно тогда, когда его понимают его ученики.

Сегодня я хочу попробовать показать вам две технологии, позволяющие некоторым образом решать данную задачу.

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

И в их рамках рассмотреть игровые технологии.

  1. А также Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса,

И в их рамках групповые технологии.

Лучше всего данные технологии применять на уроке Комплексного применения знаний и умений (урок закрепление)

Если вы помните, то одним из этапов этого урока является;

- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание).

Итак, у нас урок закрепление 5 класс. Тема «основные геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч. Их свойства».

К этому уроку школьники уже получили определенные представления о том, что такое точка, прямая, отрезок, луч. Решали задачи, связанные с ними. Однако проверяя их домашнее задание, вижу много ошибок в чертежах, неаккуратность в изображении, например, в конце прямой ставится точка, и т.п. И это очень естественно, дети в окружающем мире редко сталкиваются с геометрическими понятиями, хотя объекты геометрии повсюду.

Итак, за основу берется детская игра «Крокодил». Помним ее правила: Первое надо разбиться на команды.

Вариантов несколько:

- школьники разбиваются на команды сами, что нежелательно, так как команды могут получиться неравномерными по силе знаний учащихся, могут быть обиженные дети..

- учитель разбивает ребят сам.

Мы с Вами разобьемся на ….. команды с помощью разрезанных бумажек. Тяните. И теперь задача найти оставшуюся часть своей открытки. Прошу. И так, команды получились.

Команде дается возможность выбрать капитана, или же учитель назначает его сам.(в зависимости от ситуации).

Объясняем правила игры. Каждая команда получает задание, распечатанное на листочке. Там два задания. Какое-то математическое понятие. И свойство. Задача команды. Сделать так, чтобы соперники узнали, что это за понятие, и сформулировали определение. И угадали, что за свойство показано, и сформулировали его.

запрещается

  • писать и рисовать;

  • произносить слоги и буквы (даже без звука, одними губами);

  • показывать буквы или передавать буквы языком глухонемых;

  • выкрикивать решение с места

  • прерывать выступающих до конца их показа.

можно

- использовать подручные материалы: линейку, фломастеры.

Выигрывает та команда, которая лучше всех показала, и больше всех угадала. Выкрики с места штрафуются. Для привлечения внимания учителя можно поднять руку.

Попробуем?

Понятия:

Прямая. (То, что у прямой нет определения, дети обычно запоминают хорошо. А вот какими свойствами она характеризуется есть возможность показать.)

У прямой нет ни начала, ни конца. Она бесконечна. Ее нельзя измерить.

Отрезок - это часть прямой, ограниченная двумя точками.

Луч - это часть прямой, имеющая начало и не имеющая конца.

Свойства

Существуют точки, принадлежащие прямой и не принадлежащие прямой.

Две прямые могут пересекаться в одной точке. Две прямые могут не пересекаться.

Через две точки можно провести прямую и притом только одну.

Подводим итог. Что дает использование данных технологий?

Дело в том, что чтобы что-то изобразить ты должен понять, что ты показываешь. Таким образом, в результате внешнего действия (игры) показанное понятие становится достоянием психики ребенка. Происходит говоря научным языком интериоризация (присвоение) обыгранного понятия психике ребенка. Благодаря интериоризации психика школьника приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Интериоризация (от фр. intériorisation - переход извне внутрь и лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Кроме того, групповая работа позволяет ребятам учиться строить не только дружеские, но и деловые отношения, многие из них раскрываются в такой работе совершенно другой стороны, и очень часто учащийся, который на уроке казался пассивным, не заинтересованным, показывает удивительные актерские способности в этой игре, что позволяет ему почувствовать себя успешным. Увидеть, что его любят, а самое главное неожиданно открыть для себя, что ты тоже может полюбить этот сложный предмет. Ведь как говорил Конфуций: «Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты». Было бы хорошо, чтобы наши ученики на наших уроках чувствовали себя по-настоящему счастливыми.



© 2010-2022