• Преподавателю
  • Математика
  • Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету Социально-ориентированная математика для учащихся 11 класса с (к) школы VIII вида

Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету Социально-ориентированная математика для учащихся 11 класса с (к) школы VIII вида

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОКОУ «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограненными возможностями здоровья, Курчатовского района Курской области»



Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету

«Социально-ориентированная математика»

для учащихся 11 класса

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Составила учитель математики Древоленко Татьяна Алексеевна



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету «Социально-ориентированная математика» составлена на основе программно-методического обеспечения для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, написанного по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» под редакцией А.М. Шербаковой, Н.М.Платоновой, 2006, ВЛАДОС, Москва и программы по СБО под редакцией Воронковой для 10-11 классов .

Программа по социально-ориентированной математике включает материал, направленный на дальнейшее совершенствование ранее приобретенных знаний умений и навыков.

Данная адаптированная рабочая программа будет реализована в 11классе. В 11 классе обучается 6 воспитанников. Уровень усвоения учебного материала средний. Одна ученица программный материал усваивает быстро, после объяснения учителя могут работать самостоятельно. Четверо учеников хорошо усваивают материал, но для выработки умений и навыков им требуется больше времени, упражнений, при минимальной помощи учителя; 1 ученица при усвоении материала нуждаются в помощи учителя, сложные вычисления она выполняет на калькуляторе. Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы, что позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Цели курса:

- углубленная социально-бытовая ориентировка в обществе.

Социально-ориентированная математика в 11 классе специальной (коррекционной) школы носит ярко выраженный прикладной характер. Специальной задачей курса в 11 классе является обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников через такое содержание обучения, которое имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.

Учебный материал данного курса будет дополнять и углублять знания полученные на уроках математики и СБО. Материал дается в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для отработки конкретных социально значимых тем. Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.

Наиболее полно, точно и четко эти темы сформулированы в содержании учебного предмета социально бытовая ориентировка (СБО). Предмет СБО самый значимый для развития адаптивных навыков у умственно отсталых детей, поскольку предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме. Через установление четкой связи с окружающей действительностью ученикам становится понятней смысл их занятий, повышается мотивация к обучению, развиваются познавательные интересы.

Курс социально-ориентированная математика в 11 классе построен в тесной связи с тематикой СБО и математики, а содержании задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. На уроках социально ориентированной математики отрабатываются вычислительные навыки, которые приходится использовать учащимся для освоения социальных знаний. Такое построение курса социально-ориентированной математики можно назвать интегрированным с СБО,

Основные задачи курса:

- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях,

-учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты,

-учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы,

- использовать процесс обучения для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с различной степенью умственной отсталости.

- обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников через такое содержание обучения, которое имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.

-освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Основные направления коррекционной работы

- коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение словарного запаса;

-коррекция внимания;

- коррекция и развитие памяти;

-коррекция и развитие словесно-логического мышления;

-коррекция и развитие мыслительной деятельности;

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально волевой сферы;

-воспитывать умение работать в парах в группе;

-воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

Решение данных задач и такое построение курса социально-адаптированной математики повысят адаптивные возможности выпускников и помогут им более успешно интегрироваться в современном обществе.

Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, по результатам практических работ по решению задач, выполнению тестирования по темам, предусмотренным программой. Знания учащихся оцениваются, как зачет и незачет.

Содержание обучения

За время обучения в 11 классе по интегрированному курсу социально-ориентированной математики учащиеся должны повторить следующие темы:

Чтение и запись чисел в пределах 1 000 000.
Устные вычисления в пределах 100.
Табличное умножение и деление.

Все действия с многозначными числами в пределах 100 000.

Простые дроби: образование, чтение, запись (особое внимание случаям, где знаменатель единица с нулями - 10, 100, 1000).Соотношение со словами: 1/2 -половина, 1/3 -третья часть, ¼ - четвертая часть.

Нахождение части от числа.

Чтение и запись десятичных дробей. Все действия с десятичными дробями.

Именованные числа: меры времени, стоимости, массы, длины, площади (в том числе понятие «сотка»), объема; их соотношения , преобразования. Соотношения объёма и массы (ложка, стакан, банка - граммы, килограммы)

Все действия с именованными числами. Запись мер массы и стоимости в виде десятичных дробей. Преобразование мер массы и стоимости, записанных десятичной дробью в составные именованные числа.

Вычисление площади и периметра прямоугольника.

Зависимость между величинами: ценой, количеством и стоимостью.

Приемы работы с калькулятором. Работа с бытовыми весами. Работа с календарем. Работа с часами. Работа с денежными знаками: размен и замена бумажных купюр и монет разного достоинства.

Решение простых и составных арифметических текстовых задач:

- нахождение суммы, остатка- на разностное сравнение;

- увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз;

- деление на равные части;

- деление по содержанию;

- пропорциональное деление;

- приведение к единице;

- нахождение одной и нескольких частей от числа;

- нахождение одного или нескольких процентов;

- на простое тройное правило: цена, количество, стоимость;

- вычисление времени: начало, окончание, продолжительность.

Примечание.

Для учащихся, которые с трудом усваивают материал по математике, доступны следующие темы:

- нумерация чисел в пределах 1 000,

- вычисления в пределах 100 без перехода через разряд
- таблица умножения (ориентироваться и пользоваться ею),

- чтение и запись десятичных дробей (на мерах стоимости); целые - в пределах 100, доли - десятые и сотые,

- именованные числа: меры стоимости (чтение ценников, кассовых чеков, работа с денежными знаками),

- действия с мерами стоимости в пределах 1 000 без перехода через разряд или с переходом через разряд на калькуляторе,

- меры времени,

- работа с часами и календарем;

- сложение и вычитание мер времени (вычисление срока годности продуктов, срока хранения, даты употребления;

- работа с калькулятором

- работа с посудой разной ёмкости: банки (пол литра, литр, 2 литра, 3 литра), ложки (столовая, чайная), стаканы, пакеты, пластиковые бутылки.

Ожидаемые результаты освоения курса социально-ориентированной математики.

Ученик научится :

- читать, записывать числа от 1 до 1 000 000;

- различать понятия «экономика», «заработная плата» и её виды, «бюджет»;

- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 00 000;

- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями с использование таблицы сложения, вычитания, таблицы умножения;

- единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях ;

- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа;

- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3 арифметических действия;

- решать простые задачи на нахождение начала, продолжительности, окончания события;

-работать с часами и календарем;

-производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление,

- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

  • свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;

  • выполнять арифметические действия единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

  • находить дробь от числа, проценты от числа; число по его части, по одному проценту;

  • решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;

  • решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество - стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;

  • вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;

  • производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

  • различать понятия «экономика», «заработная плата» и её виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счёт чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды.

Программное обеспечение

Оборудование и наглядность: калькуляторы - на каждого; календарь настенный на весь год, маленькие календари - на каждого; ксерокопии купюр и монет различного достоинства - набор каждому; мерная посуда: банки различной емкости (3 л, 2 л 1 л, пол-литра), чайная и столовая ложка, градуированная посуда, стакан; часы (макеты): механические, электронные, будильник; набор тары из-под продуктов, лекарств, косметических средств и т.д.

Таблицы и презентации: «Хлеб: название, вес, цена». «Соотношение объема и веса сыпучих продуктов». «Примерное меню на неделю». «Примерный распорядок дня». Презентация «Культура и досуг». «Калькулятор». «Меры времени, массы, площади, стоимости». «Потребительская корзина». «Примерная потребность в основных продуктах питания». «Купюры и монеты». «Размен и замена». «Товарные чеки». «Прейскуранты (на различные виды бытовых услуг: парикмахерская, прачечная, ксерокопии, химчистка ...)» , квитанции по оплате за газовое отопление, воду, коммунальные услуги, электроэнергию, книги по домашнему консервированию, по кулинарии.

Методическое обеспечение

1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2012. - 224 с.

2. Учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.П.Антропов, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот, Москва «Просвещение», 2006.

3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. -4-е изд., перераб. -М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -408 с.: ил. -(коррекционная педагогика).

4. Электронно-образовательные ресурсы и интернет ресурсы

zavuch.info/

stranicdefektolog.blogspot.com/

menobr.ru/about/res_obr/

Тематическое планирование к курсу социально-ориентированная математика (34 ч в год, 1 ч в неделю)

№п/п

Название темы

Количество часов.

1.

Все действия с именованными числами. Тема задач: «Личная гигиена- сравнительная стоимость гигиенических средств по уходу за телом», Сравнительная стоимость косметических средств. Платные общественные места гигиены».

«Одежда и обувь - покупка одежды в различных магазинах и на распродаже, покупка спортивной одежды». Подсчет стоимости услуг по ремонту, чистке и пошиву различных видов одежды».

«Одежда и обувь» - подсчет стоимости средств по уходу за одеждой и обувью». «Медицинская помощь- вычисление стоимости лекарств для лечения больного.

6 ч

2.

Десятичные дроби. Замена составного именованного числа десятичной дробью. Все действия с десятичными дробями. Работа с кассовыми чеками, калькулятором. Тема задач: «Торговля - вычисление стоимости покупки, получения сдачи».«Служба быта - виды услуг по бытовому обслуживанию и их стоимость»; «Жилище - подсчет суммы оплаты за расход электроэнергии», Подсчет суммы оплаты за телефон в зависимости от его вида». «Семья - расчет стоимости блюд по рецепту, в зависимости от членов семьи». «Одежда и обувь» покупка модной и праздничной одежды». «Покупка одежды, обуви, головных уборов по сезону».

3.

Проценты. Тема задач: «Жилище - подсчет коммунальных платежей с учетом льгот начисления. Подсчет стоимости покупки товара в кредит под проценты, без процентов», «Культура и досуг - подсчет стоимости путевки для поездки на отдых, «Торговля - сравнение цен на товары до и во время распродажи в зависимости от % скидки», подсчет стоимости товара с использованием дисконтных карт. «Трудоустройство» - Больничный лист , его оплата в зависимости от рабочего стажа.

8 ч

4.

Меры массы. Все действия с мерами массы. Работа с мерной посудой, бытовыми весами. «Питание- подсчет стоимости основных продуктов «продовольственной корзины», расход на приготовления быстрого обеда из полуфабрикатов на 1-3 человека»

2 ч

5.

Меры площади. Нахождение площади прямоугольника. Тема задач: «Жилище» - набор мебели для кухни в зависимости от её площади. «Жилище»- подсчет стоимости косметического ремонта квартиры».

2 ч

6.

Меры времени, работа с календарем. Тема задач: «Торговля» - вычисление окончания срока гарантии для товаров, вычисление срока годности товаров, лекарственных средств. «Средства связи» - сроки доставки почтовых отправлений в зависимости от расстояния, расчет времени отправления для своевременного вручения». «Трудоустройство - вычисление окончания рабочего дня по его началу и разной продолжительности. «Семья» - продолжительность рабочего дня кормящей матери, время больничного листа по уходу за ребенком»

5 ч

7.

Обыкновенные дроби образование, чтение, запись, соотношение со словами: 1/2 - половина, 1/3 -третья часть, 1/4 - четвертая часть. Соотношение объёма и массы (ложка, стакан, банка - граммы, Тема задач: «Питание - подсчет веса или объёма продуктов для приготовления блюда из круп».

2 ч

8.

Резервный урок.

1 ч



Календарно- тематическое планирование

(33 ч в год, 1 час в неделю)

№ п/п

Название раздела.

Тема практических задач.

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Формы контроля

Оборудование, программное обеспечение.

1 ЧЕТВЕРТЬ - 8 ч

Все действия с именованными числами.

6 ч


1.

Решение задач на вычисление стоимости гигиенических средств по уходу за телом»,

1 ч

07.09

Повторение и закрепление знаний.

Беседа, индивидуальный опрос.

Прейскурант стоимости гигиенических средств.

2

Решение задач на вычисление стоимости косметических средств.

1 ч

14.09

Практическая работа.

Тестовые задания.

Прейскурант стоимости косметических средств, возможные скидки, тесты.

3.

Решение задач на вычисление стоимости одежды в различных магазинах и на распродаже, покупка спортивной одежды».

1 ч

21.09

Повторение и закрепление знаний и умений.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практическая работа.

Рекламные буклеты на скидки, калькуляторы

4.

Решение задач на подсчет стоимости услуг по ремонту, чистке и пошиву различных видов одежды».

1 ч

28.09

Повторение и закрепление знаний и выработка умений.

Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа.

Прейскурант стоимости услуг.

5.

Решение задач на обсчет стоимости- средств по уходу за одеждой и обувью.

1 ч

05.10

Закрепление знаний и выработка умений и навыков..

Беседа, индивидуальный опрос.

Прейскурант стоимости товаров калькуляторы.

6.

Решение задач на вычисление стоимости лекарств, для лечения больного.

1 ч

12.10

Формирование умений и навыков.

Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа.

Стоимость лекарственных средств, домашняя аптечка.


Десятичные дроби-7 ч

7

Замена составного именованного числа десятичной дробью. Работа с кассовыми чеками, калькулятором. Вычисление стоимости покупки, получения сдачи

1 ч

19.10

Повторение и закрепление знаний, практическая работа.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Образец записи именованного числа в виде десятичной дроби, кассовые чеки, калькуляторы.

8

Виды услуг по бытовому обслуживанию и их стоимость»;

1 ч

26.10

Повторение и закрепление знаний и умений..

Беседа, самостоятельная работа.

Прейскурант цен, товарные чеки, калькуляторы.

2 четверть - 7 ч

1.

Подсчет суммы оплаты за расход электроэнергии»

1 ч

09.11

Практическая работа.

Беседа, индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

Стоимость товаров, квитанции по электроэнергии.

2.

Подсчет суммы оплаты за телефон в зависимости от его вида».

1 ч

16.11

Закрепление знаний и выработка умений и навыков.

Беседа, тестовые задания.

Калькуляторы, тесты.

3.

Расчет стоимости блюд по рецепту, в зависимости от членов семьи».

1 ч

23.11

Практическая работа.

Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Кулинарная книга, рецепт приготовления блюда.

4.

Подсчет стоимости покупки модной и праздничной одежды.

1 ч

30.11

Закрепление знаний и выработка умений и навыков.

Тесты, беседа, самостоятельная работа.

Калькуляторы.

5.

Подсчет стоимости покупки одежды, обуви, головных уборов по сезону».

1 ч

07.12

Формирование умений и навыков.

Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Прейскурант цен, калькуляторы.

Проценты -8 ч

6.

Жилище - подсчет коммунальных платежей с учетом льгот населения.

1 ч

21.12

Повторение и закрепление знаний и умений.

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Квитанции коммунальных платежей.

7.

Подсчет стоимости покупки товара в кредит под проценты, без процентов. Больничный лист , его оплата в зависимости от рабочего стажа

1 ч



28.12

Закрепление знаний и выработка умений.

Беседе, индивидуальный опрос.

Рекламные буклеты, калькуляторы.

3 ЧЕТВЕРТЬ - 9 ч

1.

Подсчет стоимости путевки для поездки на отдых.

1 ч

18.01

Практическая работа.

Беседе, индивидуальный опрос.

Карточки с заданиями.

2.

Расчет сравнительной стоимости путевок при полной оплате и скидок за счет фондов социального страхования.

1 ч

25.01

Закрепление знаний и выработка умений и навыков..

Фронтальный опрос, практическая работа.

Карточки с заданиями, калькуляторы.

3.

Покупка товаров со скидкой, использование дисконтных карт.

1 ч

01.02

Закрепление знаний и формирование умений и навыков.

Беседа, индивидуальный опрос.

Дисконтные карты. Карточки с заданиями.

4.

Сравнение цен на товары до и во время распродажи в зависимости от скидки.

1 ч

08.02

Формирование умений и навыков.

Беседа, индивидуальный опрос, тестовые задания.

Карточки с заданиями.

5.

Больничный лист , его оплата в зависимости от рабочего стажа.

1 ч

15.02

Закрепление знаний.

Беседа, практическая работа.

Карточки с заданиями.

6.

Решение задач на приобретение бытовой техники в кредит.

1 ч

22.02

Практическая работа.

Беседа, индивидуальный опрос.

Карточки с заданиями.

Меры массы -2 ч

7.

Меры массы. Все действия с мерами массы. Работа с мерной посудой. Работа с бытовыми весами.

1 ч

29.02

Повторение материала. Практическая работа.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Мерная посуда: банки различной емкости (3 л, 2 л 1 л, пол-литра), чайная и столовая ложка, градуированная посуда, стакан.

8.

Подсчет стоимости основных продуктов «продовольственной корзины», расход на приготовления быстрого обеда из полуфабрикатов на 1-3 человека»

1 ч

07.03

Закрепление знаний и умений.

Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа.

Бытовые весы. Прейскурант цент на продукты, возможные скидки, калькуляторы.

Меры площади -2 ч

9.

Меры площади. Вычисление площади прямоугольника, площади квартиры. Набор мебели для кухни в зависимости от её площади.

1 ч

14.03

Повторение материала.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Формулы вычисления площади. Таблица мер площади.

4 ЧЕТВЕРТЬ - 9 ч

1.

Подсчет стоимости косметического ремонта квартиры».

1 ч

28.03

Закрепление знаний и выработка умений.

Фронтальный опрос, практическая работа.

Стоимость обоев, строительного материала.

Меры времени, работа с календарем- 5 ч

2-3

Вычисление окончания срока гарантии для товаров. Вычисление срока годности товаров, лекарственных средств.

2 ч

04.04

11.04

Закрепление знаний и выработка умений.


Фронтальный опрос, практическая работа.

Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.

4.

Продолжительность рабочего дня кормящей матери, время больничного листа по уходу за ребенком»

1 ч

18.04

Закрепление знаний и выработка умений.


Беседа, индивидуальный опрос.

Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.

5.

Вычисление окончания рабочего дня по его началу и разной продолжительности.

1 ч

29.04

Закрепление знаний и выработка умений и навыков.

Фронтальный опрос, тестовые задания.

Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого, тесты.

6.

Вычисление времени и окончания отпуска по его началу и разной продолжительности

1 ч

25.04

Закрепление знаний и выработка умений и навыков.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практическая работа.

Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.

Обыкновенные дроби.

2 ч

7.

Обыкновенные дроби, соотношение со словами:1/2-половина, 1/3 -третья часть,1/4 - четвертая часть, сравнительная таблица веса или объёма продуктов.

1 ч

16.05

Комбинированный.

Фронтальный опрос, практическая работа.

Сравнительная таблица веса или объёма продуктов на каждого.

8.

Подсчет веса или объёма продуктов для приготовления блюда по рецепту».

1 ч

20.05

Закрепление знаний и умений.

Фронтальный опрос, практическая работа.

Книга рецептов. Ксерокопия рецепта на каждого.

9.

Обобщение по курсу

1 ч

27.05

Контроль и коррекция знаний.

Тесты.

Тестовые задания.

Итого:

33 ч




© 2010-2022