Доклад на тему Использование тестовой методики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ







Выполнила: Садовская

Ирина Геннадьевна,

учитель математики















г. Омск - 2009

Глава 1. Использование тестовой методики

Введение

В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992) под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней.

Образовательные уровни определяются на основе разрабатываемых и вводимых государственных образовательных стандартов, а констатация опирается на результаты аттестационных мероприятий.

Образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования и процедуры его оценки.

Перед педагогами школ поставлена задача подготовки детей к тестированию. Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях. Этот метод диагностики качества обученности, по мнению многих авторов, один из наиболее достоверных и объективных. Объективность достигается путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Форма оценки, используемая при тестировании, позволяет соотнести уровень их достижений по предмету с требованиями ГОС. Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую) тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование наряду с традиционными методами контроля используется в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга.

1.1. Из истории тестирования

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Ввели его в конце XIX и начале XX веков психологи для определения физических, физиологических и психических особенностей человека. Слово "тест" английского происхождения, означает измерение. Англичанин Френсис Гальтон определил основные принципы в развитии теории тестов.

  1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

  2. Статистическая обработка результатов.

  3. Выделение эталонов оценки.

Французский психолог Альфред Бине считается родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта.

Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года вышли такие тесты, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: С. Г. Геллерштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, А. М. Шуберт.

В 1927 году вышла книга С. М. Василевского "Введение в теорию и технику психологического, психотехнического исследования", где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов. Это был первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов, методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента.

В Ленинградском научно-педагогическом институте разрабатывались тесты на одаренность и тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ. В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками.

По мнению П. П. Блонского огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика "Так мне кажется" заменить словами "Я это знаю" или "Я это не знаю".

1.2. Классификация тестов.

"Тест - стандартизированное задание по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках"(В. И. Лизинский).

Существует два подхода в классификации тестов. Тесты, ориентированные на критерий (критериально-ориентированные) и тесты, ориентированные на норму (нормативно-ориентированные).

Кроме приведенных подходов, тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.

Во-первых, по процедуре создания: могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты. Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые приводят к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности, как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.

Не стандартизированные тесты для целей итоговой аттестации обучающихся использовать не рекомендуется.

Во-вторых, по средствам предъявления:

- бланковые

с использованием тестовых тетрадей

с использованием бланков

- предметные

- результативность их выполнения зависит от скорости и правильности выполнения задания.

- аппаратурные

- тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.

- практические

- компьютерные

В-третьих, по направленности тесты бывают:

- тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

- личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;

- тесты достижений.

В-четвертых, по характеру действий:

- вербальные;

- невербальные.

В-пятых, по ведущей ориентации:

- тесты скорости;

- тесты мощности;

- смешанные тесты.

В-шестых, по степени однородности задач:

- гомогенные включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

- гетерогенные позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию;

- интегративный направлен на оценку "общей подготовленности выпускника образовательного учреждения".

В-седьмых, широкоориентированные тесты позволяют оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей.

В-восьмых, узкоориентированные тесты направлены на выявление достижений обучающихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем.

В-девятых, по целям использования:

- предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний;

- формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);

- диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках;

- суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

В-десятых, по широте использования:

- для использования учителем;

- для использования группой учителей или администрацией ОУ;

- для аттестации учащихся.

При подготовке к аттестации используют тесты учебных достижений. Такие тестовые задания носят "базовый" характер. Основное требование к тестовым заданиям: оно должно иметь однозначный правильный ответ. Существует два типа тестовых заданий, которые объединяют шесть видов. Типы и виды тестовых заданий представлены на таблице 1. Так же многими авторами предлагаются тестовые задания, применяемые в тестах достижений, где задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Обучающийся должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых только один правильный.

Доклад на тему Использование тестовой методики



1.3. Тестовый контроль - оперативная проверка качества

усвоения знаний обучающимся

Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся - важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности.

Система опроса учащихся играет важную роль. Чем больше учащихся удается опросить на уроке, тем лучше. Частый опрос помогает не только более объективно выставить итоговые оценки, но и позволяет учителю своевременно реагировать на пробелы в знаниях учащихся. Методика быстрой проверки качества знаний учащихся позволяет сделать так, чтобы каждый ученик был опрошен на уроке и тут же узнал свою оценку, для учителя же проверка работ не является утомительным послеурочным занятием.

В условиях постоянного временного дефицита сложно осуществлять контроль знаний. С целью решения проблемы глубокого и прочного усвоения программы каждым ребенком учителю необходимо отходить от традиционной структуры занятий, строить их творчески, добиваться усвоения знаний учащимися непосредственно на уроке, исключая, таким образом, возможность перегрузки домашними заданиями.

В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые побуждают к творческой работе. Один из них - тестовый контроль. Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Таким образом, выполнение учащимися тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.

В структуре проверки знаний на уроках математики тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, обобщающими, итоговыми. Так же в зависимости от используемого вида теста варьируются и временные рамки, но все же оптимальным временем для работы с тестом является 10-15 минут.

Среди всего многообразия тестов можно выделить следующие:

  • задания закрытого типа с выбором ответа;

  • задания на установление соответствия;

  • задания на установление логической последовательности;

  • задания открытого типа;

  • задания свободной формы;

  • комбинированные задания.

Кратко рассмотрим особенности каждого вида тестов. Задания закрытого типа с выбором ответа предоставляют возможность учащемуся выбрать правильный ответ (несколько верных ответов) из предложенных вариантов, количество которых может варьироваться, но целесообразно включение 3-5 вариантов в одно тестовое задание. В случае использования меньшего количества вариантов ответов увеличивается вероятность угадывания верного. При включении большего количества вариантов происходят неоправданные затраты времени на ознакомление с заданием, оно становится очень массивным. Предлагаемые ответы должны направлять учащихся на анализ, продумывание и выбор правильного ответа. В качестве неверных ответов могут использоваться ошибочные ответы самих учащихся, которые обнаруживаются учителем. Обучение на примере чужих ошибок развивает способность к быстрой ориентации для выполнения правильного действия. Среди заданий данного типа выделяются следующие:

1. Задания, имеющие утвердительную формулировку.

2. Задания, имеющие вопросительную формулировку, требующие утвердительного ответа на вопрос.

3. Задания, формулировка которых содержит отрицание. Следует отметить, что они сложнее предыдущих, поскольку ориентируются на более высокий уровень умственной деятельности.

4. Задания, среди вариантов ответов которого необходимо выбрать тот, который наиболее четко и полно характеризует понятие.

Суть заданий на установление соответствий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Количество элементов в двух рядах может быть как равным, так и различным. Соответствующие элементы выписываются отдельно.

В задании на установление логической последовательности, как правило, необходимо восполнить пробелы или расположить понятия в определенной последовательности.

Задания открытого типа предоставляют учащемуся самостоятельно конструировать ответ, вставляя или удаляя необходимые слова или словосочетания.

В задания свободной формы возможно составление схем, указание "лишнего" слова из перечня предложенных и пр.

Комбинированные тестовые задания могут включать элементы различных типов тестов.

По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть различной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей.

Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.

Тестовый контроль позволяет активизировать учебный процесс. Задания для проверки знаний должны составляться с максимальным использованием проблемного подхода - взаимосвязью между поставленными вопросами, не нарушающими логику сравнения бессмысленными ответами. Правильно составленные задания и умелое их применение на занятиях, а именно в сочетании тестового контроля с традиционными методами, приучают учащихся к логике мышления, активной творческой работе, вырабатывают внимательность. Тестовые задания вызывают интерес у детей, следовательно, оказывают стимулирующее действие.

Учащиеся приучаются рассуждать, сопоставлять, анализировать, самостоятельно добывать знания. Подобные методы контроля результатов обучения, выполнение которых требует различного поворота мысли, обдумывания, самостоятельности, значительно повышают умственную деятельность и способствуют активизации учебного процесса.

Во-первых, с помощью тестового контроля можно проверять в большей степени знание фактов, теории, законов, понятий, в меньшей - практические умения и навыки. Не по всем изучаемым темам возможен тестовый контроль. Он уместен там, где надо проверить, насколько прочно усвоен материал.

Во-вторых, частое применение контролирующих программ ограничивает возможности общения с учеником, тормозит у учащегося развитие таких качеств, как умение логично и последовательно излагать свои мысли, планировать ответ, выделять главное, мало развивает речь.

Однако при всем положительном, тестовый контроль имеет свои ограничения. Избежать эти недостатки возможно следующим образом.

Все вопросы в задании должны быть связаны с ранее изученным материалом. Необходима взаимосвязь между заданиями, что способствует формированию у обучающихся представления об изученном предмете как едином целом. Учитывая все сказанное, можно добиться хороших результатов в учебном процессе. Наличие готового ответа приучает к шаблону и не развивает способность мыслить. Однако не все зависит от качества теста. Учащийся, анализируя ответы, должен задуматься, осмыслить изученный материал.

В заключении следует отметить, что, безусловно, тестовый контроль не безупречен, имеет существенные недостатки. Но знание методики составления тестовых заданий и правильное их применение позволяет учесть и исправить недостатки, поскольку методика обучения нуждается не в "опровержении" этого способа контроля, а в его усовершенствовании, чтобы присущие недостатки меньше сказывались на результате преподавания.

1.4. Плюсы и минусы тестового контроля.

Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Тестирование вполне соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.

Тесты - более емкий инструмент. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков обучающихся, а не на констатацию наличия определенной совокупности усвоенных знаний.

Тесты - более объемный инструмент. Каждый испытуемый выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривает учебная программа.

Тесты - широкий инструмент. Он дает возможность обучающемуся показать свои достижения на широком поле материала.

Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности (единая процедура проведения, единые критерии оценки).

Недостаток тестового контроля - в отсутствии информации о ходе размышлений ученика и в возможности прямой подстановки вариантов ответов без решения поставленной задачи.

При применении тестов не учитывается скорость мышления обучающихся, легко можно подобрать правильный ответ или даже его просто угадать.

Однако, большое разнообразие тестовых заданий дает возможность учителю выявить результаты усвоения обучающимися разных компонентов содержания математического образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.

Таким образом, тестовый контроль при грамотном использовании является одним из инструментов управления учебным процессом, позволяя определить достижение каждым учащимся обязательного уровня овладения учебным материалом, а также его готовности к дальнейшему изучению последующих разделов программы по математике.




Глава 2. Анализ собственной деятельности в тест - классах

В течение трех лет я работаю с обучающимися 5 - х классов по заданиям тест - классов. Работа с заданиями тест - классов помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают "приблизительными", но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и проверить свои знания.

Я считаю, что в работе с заданиями тест - классов у обучающихся совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник или справочник и сопоставить свои ответы с информацией в книге. Такой подход к занятиям способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе закрепления учебного материала на текущем занятии ученик может пользоваться книгами. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания.

Тесты предлагаются для учащихся отдельно, что способствует организации индивидуальной работы на занятиях. При возникновении затруднений в той или иной теме я, использую, групповая деятельность учащихся. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Я думаю, что это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.

Используя на занятиях тестовый контроль, я считаю, что он помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, следовательно, активизирует познавательный интерес. Однако при всем положительном, тестовый контроль имеет свои ограничения, о которых сказано выше.

Анализ работы учителей математики и личный мой опыт использования заданий тест - классов показывают, что систематический учет знаний по тестовой методике в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований и письменных вычислений.


© 2010-2022