Статья Формирование УУД на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД на уроках математики

Современный мир находится в постоянном движении и темп с которым все меняетсяв жизни постоянно увеличивается. Современному человеку необходимо умение коррекции когда-то полученных знаний

Основной задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, которые позволят школьникам овладеть умением учиться, и обеспечат способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем активного изучения математики. При этом на уроках математики мы должны работать по четырем направлениям развития: познавательных УУД, регулятивных УУД, коммуникативных УУД и получение личностных результатов.

Личностные УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа» познание», «Я и Я».

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

· Уровень развития морального сознания

· Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

· Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно - познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Результатом формирования регулятивных действий может стать способность:

· выбирать средства для своего поведения

· планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

· Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут.

Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

· выделять тип задач и способы их решения

· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

· различать обоснованные и необоснованные суждения,

· обосновывать этапы решения учебной задачи,

· производить анализ и преобразование информации

· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)

· устанавливать причинно-следственные связи

· владеть общим приемом решения задач

· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

Коммуникативные УУД - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. «Я и другие люди», «Я и общество».

Результатом формирования коммуникативных действий можно определить коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

· умение вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

· знание и принятие норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

· умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : придумать задание однокласснику; оценивание работы учащегося; групповая работа с выполнением заданий; «составь рассказ…», опиши …», «объясни…»; парный опрос.

Предлагаю к рассмотрению таблицу с перечисленными блоками УУД ,

на каждом уроке все умения развивать не возможно , но по два умения вполне реально.

УУД

Умения

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

УУД

Умения

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

работать индивидуально и в группе, находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

УУД

Умения

Личностные УУД

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

способность ставить цели и строить жизненные планы

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

информационно-коммуникационные компетенции

социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими

УУД

Умения

Познавательные УУД

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

смысловое чтение

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


В заключении хотелось бы отметить: виды и формы работы на уроках могут быть разные , а цель одна- это формирование универсальных учебных действий.


© 2010-2022