- Преподавателю
- Математика
- Рабочая тетрадь по теме Степенная функция
Рабочая тетрадь по теме Степенная функция
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ивашкина Е.С. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Хабаровский технический колледж»
Рабочая тетрадь
по алгебре и началам анализа
Тема «СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ»
студента (ки) группы_________________________________
Ф.И.О.______________________________________________
2014
Рабочая тетрадь по алгебре и началам анализа по теме «Степенная функция»
.
Автор тетради Ивашкина Е.С., преподаватель КГБОУ СПО Технический колледж.
Рабочая тетрадь по алгебре и началам анализа по теме «Степенная функция» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Протокол № ___3______ от ____20.10._______ 2014 года.
Рабочая тетрадь по алгебре и началам анализа по теме «Степенная функция» предназначена для студентов, изучающих математику в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего полного образования. Рабочая тетрадь разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика», утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным институтом развития образования в 2008 году.
Рабочая тетрадь содержит основные понятия теории и основные формулы по теме «Степенная функция», а также набор заданий для самостоятельной работы.
Содержание
1.Определение и свойства степенной функции.
2.Иррациональные уравнения.
3.Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными.
4.Контрольная работа.
1. Определение и свойства степенной функции.
Историческая справка
Учение о степенных функциях развивалось параллельно с расширением понятия степени (начиная со степеней с натуральными показателями и заканчивая понятием степени с любым действительным показателем). Так, равенством а0=1 (где а≠0) пользовался в начале XV в. самаркандский учёный ал-Каши. В XV же веке французский математик Н.Шюке ввел понятие отрицательного показателя степени. Идея введения дробных показателей встречается ещё в XIV в. в работах французского учёного Н.Орема, где в словесной формулировке он описал правила действия со степенями.
Современную символику степеней с нулевым, отрицательным и дробным показателем начал использовать английский математик Д.Валлис (1616-1703), а общепринятой эта символика стала после употребления её И.Ньютоном (1643-1727) в своих работах.
В начале XVIIв., в результате открытия метода координат и аналитической геометрии, появились графический метод исследования функций и графический способ решения уравнений.
Ньютон называл все кривые, задаваемые функцией
у=ах+вх2+сх3+…..+рхn,
параболическими кривыми, хотя традиционно все же этим термином называют графики функций
у= схm,
где с- положительное действительное число, m - положительное рациональное число. Если m< 0, то графики функций называют гиперболическими кривыми.
Определение: Функцию у=хр, где р - заданное действительное число, называют степенной функцией.
Свойство 1: Степенная функция у=хр для любого рR определена при х>0
Свойство 2: Множество значений степенной функции у=хр при х>0, р≠0 - все положительные числа
Свойство 3: Степенная функция у=хр на интервале х>0 является возрастающей, если р>0, и убывающей, если р<0.
Задание 1:Изобразить схематично графики функций:
1) 2) 3) 4)
2. Решение иррациональных уравнений
Определение: Уравнение называется иррациональным, если хотя бы одно неизвестное находится под знаком радикала.
Задание 1: Выбрать иррациональное уравнение:
1) 4)
2) 2х+63 = 5) х2-3х=4
3) 12-=1 6)
Задание 2: Какое из чисел -2;-1;0;1;2 будет являться корнем иррационального уравнения:
Задание 3: Является ли число х=2 корнем уравнение , как это проверить.
Задание 4: Методом подстановки найти решение иррационального уравнения:
х=1
х=-7
х=-1
х=7
Правило. Для решения иррационального уравнения необходимо возвести в степень обе части уравнения. Причём необходимо учитывать следующее:
1) если возводим в четную степень, то нужна проверка
2) если возводим в нечетную степень, то проверка не нужна
.
Пример: Решить иррациональное равнение:
1) 2)
Решение: Проверка: Решение: Проверка:
а)
5х+4=9 3=3 х+4=3х-6 б)
5х=9-4 х-3х=-6-4 3=3
5х=5 -2х=-10
х=1 Ответ: х=1 х=5 Ответ: х=5
3)
Решение: Проверка:
х2+4х-8=х2 х=2
х2+4х-8-х2=0 2=2
4х-8=0
4х=0+8
4х=8
х=2 Ответ: х=2
Задание 5: Заполнить таблицу:
№
Уравнение
Возведение в квадрат
Решение уравнения
Проверка
Ответ
1
3х-9=36
3х=36+9
3х=45
х=15
6=6
х=15
2
3
3х+5=х+13
3х-х=13-5
2х=8
х=4
х=4
4
5
Задание 6: Закончить решение:
Решение:
2х2-6х+12=х2+5х-6
2х2-6х+12-х2-5х+6=0
х2-11х+18=0
а=1, b=-11, с=18
х1,2= =
х1= х2=
Проверка:
-
х=9
-
х=2
Ответ: х1=9, х2=….
2)
Решение:
х2-5х+15=9
х2-5х+15-9=0
х2-5х+6=0
а=1, b=-5, с=6
х1,2= =
х1= х2=
Проверка:
Задание 7: Найти ошибку:
Решение:
3х2-2х+1=2х2-6х+13
3х2-2х+1-2х2+6х-13=0
х2+4х-12=0
а=1, b=4, с=-12
х1,2= =
х1= х2=
Проверка:
-
х=2
-
х=-6
-
х=-6 -посторонний корень
Ответ: х=2
Задание 8: Найти сумму корней иррационального уравнения:
1)
2)
1).
Решение:
2)
Решение:
Формулы сокращенного умножения
квадрат суммы: ( а + в )² = а² + 2ав + в²
квадрат разности: ( а - в )² = а² - 2ав + в²
разность квадратов: а² - в² = ( а - в )( а + в)
куб суммы: ( а + в )³ = а³ + 3а² в + 3ав² + в³
куб разности: ( а - в )³ = а³ - 3а² в + 3ав² - в³
разность кубов: а³ - в³ = ( а - в)( а² + ав + в² )
сумма кубов: а³ + в³ = ( а + в)( а² - ав + в² )
Задание 9: Заполнить таблицу:
№
многочлен
формула
упрощение
результат
1
(2х+3)2
Квадрат суммы
(2х)² + 2·2х·3 + 3²
4х2+12х+9
2
(4х-1)2
3
(2х-2)3
4
(х+5)3
5
(х+6)2
Пример: Решить иррациональное уравнение:
х-6 =
Решение:
(х-6)2 =()2
(х)2-2·х·6+62=2х+12
х2-12х+36=2х+12
х2-12х+36-2х-12=0
х2-14х+24=0
а=1, b=-14, с=24
х1,2= =
х1= х2=
Проверка:
1) х=12 2) х=2
12-6=6 2-6 =-4
6 4
6=6 -4≠4
х=2- посторонний корень
Ответ: х=12
Задание 10: Проверить решение и найти ошибку:
х+1 =
Решение:
(х+1)2 =()2
(х)2+2·х·1+12=-1-х
х2+2х+1=-1-х
х2+2х+1+1+х=0
х2+3х+2=0
а=1, b=3, с=2
х1,2= =
х1= х2=
Проверка:
1) х=1 2) х=-2
1+1=2 -2+1=1
( по определению , а≥0 )
1=1
х=1- посторонний корень
Ответ: х=-2
Задание 11: Решить иррациональное уравнение:
1)
2) х-2 =
3) х+3 =
Решение:
2) х-2 =
Решение
3) х+3 =
Решение
Задание 12: Найти сумму корней иррационального уравнения:
1) 2) х+4 =
а) 4 б) 5 в)6
Пример. Решить уравнение:
Решение:
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы из сомножителей равен нулю.
Ответ:
Пример: Решить иррациональное уравнение:
Решение:
а=6, b=-7, с=2
х1,2= =
х1= х2=
Проверка:
-
х=
2) х=
( по определению , а≥0 )
х=- посторонний корень
Ответ: х=
Задание 13:Закончить решение уравнения: .
Решение:
Ответ:
Задание 14: Решить иррациональное уравнение:
1)
2)
Проверь себя!
Решить иррациональное уравнение:
3. Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными
Историческая справка
Ещё со времен вавилонян и древних индусов считается, что одной из основных целей алгебры является решение уравнений и их систем.
В древнем Вавилоне более 4000 лет назад умели решать уравнения первой, второй и некоторые уравнения третьей степени. Однако, общей теории уравнений в те времена ещё не было.
Приведём задачу, найденную в папирусе Кахуна (XVIII- XVI вв. до н.э.). Задача сформулирована в современных обозначениях и сводится по существу к решению системы уравнений: «Найдите числа ч и у, для которых х2 +у2 =100 и ». В папирусе решена задача методом «ложного положения». «Положим х=1, тогда у= и х2 +у2=. Но в условии х2 +у2=102, значит, в качестве х нужно брать не 1, а 10:. Тогда у=6».
В древности уравнениям придавалась геометрическая форма. Сегодня напоминания о «геометрической алгебре» встречается , например, в терминах «квадрат числа», «куб числа» и др.
Известно, что впервые правила преобразования уравнений, обосновав их, правда, геометрически, разработал выдающийся узбекский ученый первой половины IX в. Аль-Хорезми. В XII в. труды аль-Хорезми были переведены на латинский язык и долгое время в Европе являлись основным руководством по алгебре. Арабское название операции «восполнение» (перенесение отрицательных членов уравнения в другую часть) звучало как «ал-джебер», что и дало название разделу математики, занимающемуся решением уравнений, - «алгебра».
Начало освобождения алгебры о геометрической формы в III в. связывают с именем древнегреческого учёного Диофанта. Однако лишь после того, как французский математик Ф.Виет (1540-1603) ввел буквенные обозначения для неизвестных и известных величин, и после появления трудов Р.Декарта (1596-1650) и других европейских учёных XVI-XVII вв. процесс освобождения алгебры от геометрической терминологии был завершён. Этот процесс способствовал расцвету алгебры и развитию различных её направлений: теориям уравнений, многочленов, функций и пр.
Задание 1: Показать номер той пары чисел, которая является решением системы уравнений (методом подстановки):
х=-1, у=1
х=1, у=-1
х-у=0
х·у=1
х=-1, у=-1
х=1, у=1
Задание 2: Закончить составление системы, решением которой является пара чисел х=-3, у=2
1) х+у=….. 2) х2-у2=……
х·у=….. х+у=…..
Существует ли ещё пара чисел, удовлетворяющая данной системе?
Правило: Для решения системы двух уравнений с двумя неизвестными (методом подстановки), необходимо из одного уравнения системы выразить одно неизвестное через другое, а затем подставить полученное выражение в другое уравнение системы. Ответ записывается в виде (х;у).
Задание 3: Решить систему уравнений:
х+у=5
х·у=6
Решение:
х+у=5 х·у=6
Выразим х через у: х=5-у, подставим во 2 уравнение: (5-у)·у=6
5у-у2 -6=0
-у2+5у-6=0 : (-1)
у2-5у+6=0
а=1,b=-5, с=6
у1,2= =
у1= у2=
у1=3 у2=2
х1=5-у=5-3=2 х2= 5-у =5-2=3
Ответ: (2;3), (3;2)
Задание 4: Закончить решение
х-у=2
х·у=8
Решение:
х-у=2 х·у=8
Выразим х через у: х=2+у, подставим во 2 уравнение: (2+у)·у=8
2у+у2 -8=0
у2+2у-8=0
у1,2= =
у1= у2=
у1=2 у2=-4
х1=2+у=2+2=4 х2= 2+у =……………
Ответ: (4;2), (….;-4)
Задание 5: Решить систему и стрелками указать те пары чисел, которые будут являться решениями:
(-2;-5)
(3;2)
х-у=2
х·у=8
х-у=3
х·у=10
(-2;-4)
(4;2)
х-у=1
х·у=6
(-2;-3)
(5;2)
Пример: Решить систему уравнений:
х2-у2=200
х+у=20
Решение:
(х-у)·(х+у)=200
х+у=20 (разделим первое уравнение системы на второе уравнение)
, получим: х-у=10
х=10+у, (подставим во второе уравнение системы)
(10+у)+у=20
2у=20-10
2у=10
у=5, х=10+у=10+5=15
Ответ: (15;5)
Пример: Решить систему уравнений:
х+х·у+у=-1
х-х·у+у=3
Решение:
Сложим первое и второе уравнение системы: (х+х·у+у)+( х+х·у+у)=-1+3
х+у+х+у=2
2х+2у=2
2(х+у)=2
х+у=1, х=1-у
Подставим выражение для х в первое уравнение системы:
(1-у)+(1-у)·у+у=-1
1-у+у-у2+у=-1
-у2+у+1+1=0
-у2+у+2=0
у2-у-2=0
а=1,b=-1, с=-2
у1,2= =
у1= у2=
у1=2 у2=-1
х1=1-у=1-2=-1 х2= 1-у =1-(-1)=2
Ответ: (-1;2), (2;-1)
Задание 6: Решить самостоятельно :
1) х-у=6 2) х2-у2=27 3) х-х·у+у=7
х·у=-5 х+у=-3 х+х·у+у=5
Ответ записать в виде таблицы:
Задание
1
2
3
Ответ
Проверь себя!
I.Решить систему уравнений:
-
х-у=2
х2-у2=12
-
х-у=1
х∙у=6
-
ху=6
х2-у2=13
II. Разность двух чисел в 24 раза меньше их произведения, а сумма этих чисел в 5 раз больше их разности. Найти эти числа
4. Контрольная работа
Уровень А:
1) Решить иррациональное уравнение:
а)
б)
в)
г)
2) Решить систему уравнений:
а) х-у=3 б) х·у=-2
х·у=10 2х+у=0
Уровень В:
1) Решить иррациональное уравнение:
а)
б)
2) Решить систему уравнений:
а) х-2у=-7 б) х2-у2=9
х·у=-6 х-у=1
Уровень С:
1) Решить иррациональное уравнение:
а)
б)
2) Решить систему уравнений:
х-х·у+у=-7
х+х·у+у=1