Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по алгебре и началам анализа по теме "Степенная  функция" соответствует структуре учебника "Алгебра и начала анализа10-11класс" Алимов Ш.А. и др. Содержит различные формы и методы изложения материала, задания расположены с учетом  возрастания сложности, при выполнении заданий требуются умения систематизировать, сравнивать, анализировать предложенную информацию, применять имеющиеся знания и умения в нестандартной ситуации. Помимо заданий в рабочей тетради содержатся и справочные м...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияМинистерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Хабаровский технический колледж»













Рабочая тетрадь

по алгебре и началам анализа

Тема «СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ»


студента (ки) группы_________________________________

Ф.И.О.______________________________________________

















2014


Рабочая тетрадь по алгебре и началам анализа по теме «Степенная функция»

.


Автор тетради Ивашкина Е.С., преподаватель КГБОУ СПО Технический колледж.



Рабочая тетрадь по алгебре и началам анализа по теме «Степенная функция» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин.

Протокол № ___3______ от ____20.10._______ 2014 года.







Рабочая тетрадь по алгебре и началам анализа по теме «Степенная функция» предназначена для студентов, изучающих математику в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего полного образования. Рабочая тетрадь разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика», утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным институтом развития образования в 2008 году.

Рабочая тетрадь содержит основные понятия теории и основные формулы по теме «Степенная функция», а также набор заданий для самостоятельной работы.















Содержание

1.Определение и свойства степенной функции.

2.Иррациональные уравнения.

3.Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными.


4.Контрольная работа.

































1. Определение и свойства степенной функции.


Историческая справка


Учение о степенных функциях развивалось параллельно с расширением понятия степени (начиная со степеней с натуральными показателями и заканчивая понятием степени с любым действительным показателем). Так, равенством а0=1 (где а≠0) пользовался в начале XV в. самаркандский учёный ал-Каши. В XV же веке французский математик Н.Шюке ввел понятие отрицательного показателя степени. Идея введения дробных показателей встречается ещё в XIV в. в работах французского учёного Н.Орема, где в словесной формулировке он описал правила действия со степенями.

Современную символику степеней с нулевым, отрицательным и дробным показателем начал использовать английский математик Д.Валлис (1616-1703), а общепринятой эта символика стала после употребления её И.Ньютоном (1643-1727) в своих работах.

В начале XVIIв., в результате открытия метода координат и аналитической геометрии, появились графический метод исследования функций и графический способ решения уравнений.

Ньютон называл все кривые, задаваемые функцией

у=ах+вх2+сх3+…..+рхn,

параболическими кривыми, хотя традиционно все же этим термином называют графики функций

у= схm,

где с- положительное действительное число, m - положительное рациональное число. Если m< 0, то графики функций называют гиперболическими кривыми.


Определение: Функцию у=хр, где р - заданное действительное число, называют степенной функцией.

Свойство 1: Степенная функция у=хр для любого рРабочая тетрадь по теме Степенная функцияR определена при х>0

Свойство 2: Множество значений степенной функции у=хр при х>0, р≠0 - все положительные числа

Свойство 3: Степенная функция у=хр на интервале х>0 является возрастающей, если р>0, и убывающей, если р<0.

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция





Рабочая тетрадь по теме Степенная функция






Задание 1:Изобразить схематично графики функций:

1)Рабочая тетрадь по теме Степенная функция 2) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция 3) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция 4) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

















2. Решение иррациональных уравнений

Определение: Уравнение называется иррациональным, если хотя бы одно неизвестное находится под знаком радикала.

Задание 1: Выбрать иррациональное уравнение:

1) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция 4) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) 2х+63 =Рабочая тетрадь по теме Степенная функция 5) х2-3Рабочая тетрадь по теме Степенная функциях=4

3) 12-Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=1 6) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Задание 2: Какое из чисел -2;-1;0;1;2 будет являться корнем иррационального уравнения: Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Задание 3: Является ли число х=2 корнем уравнение Рабочая тетрадь по теме Степенная функция, как это проверить.

Задание 4: Методом подстановки найти решение иррационального уравнения:

х=1

х=-7


х=-1

х=7


Правило. Для решения иррационального уравнения необходимо возвести в степень обе части уравнения. Причём необходимо учитывать следующее:

1) если возводим в четную степень, то нужна проверка

2) если возводим в нечетную степень, то проверка не нужна

.

Пример: Решить иррациональное равнение:

1) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция 2)Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение: Проверка: Решение: Проверка:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция а)Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

5х+4=9 3=3 х+4=3х-6 б)Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

5х=9-4 х-3х=-6-4 3=3

5х=5 -2х=-10

х=1 Ответ: х=1 х=5 Ответ: х=5

3) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение: Проверка:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция

х2+4х-8=х2 х=2

х2+4х-8-х2=0 2=2

4х-8=0

4х=0+8

4х=8

х=2 Ответ: х=2

Задание 5: Заполнить таблицу:

Уравнение

Возведение в квадрат

Решение уравнения

Проверка

Ответ

1

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

3х-9=36

3х=36+9

3х=45

х=15

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

6=6



х=15

2

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция







3

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

3х+5=х+13

3х-х=13-5

2х=8

х=4

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

х=4

4

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция



5

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция




Задание 6: Закончить решение:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2-6х+12=х2+5х-6

2-6х+12-х2-5х+6=0

х2-11х+18=0

а=1, b=-11, с=18

х1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


х1=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция х2=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


Проверка:

  1. х=9

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

  1. х=2

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Ответ: х1=9, х2=….

2) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

х2-5х+15=9

х2-5х+15-9=0

х2-5х+6=0

а=1, b=-5, с=6

х1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


х1=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция х2=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Проверка:


Задание 7: Найти ошибку:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


Решение:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2-2х+1=2х2-6х+13

2-2х+1-2х2+6х-13=0

х2+4х-12=0

а=1, b=4, с=-12

х1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


х1=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция х2=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Проверка:

  1. х=2

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

  1. х=-6

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

  1. х=-6 -посторонний корень

Ответ: х=2


Задание 8: Найти сумму корней иррационального уравнения:

1) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


1). Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:

























2) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:
































Формулы сокращенного умножения


квадрат суммы: ( а + в )² = а² + 2ав + в²

квадрат разности: ( а - в )² = а² - 2ав + в²

разность квадратов: а² - в² = ( а - в )( а + в)

куб суммы: ( а + в )³ = а³ + 3а² в + 3ав² + в³

куб разности: ( а - в )³ = а³ - 3а² в + 3ав² - в³

разность кубов: а³ - в³ = ( а - в)( а² + ав + в² )

сумма кубов: а³ + в³ = ( а + в)( а² - ав + в² )

Задание 9: Заполнить таблицу:

многочлен

формула

упрощение

результат

1

(2х+3)2

Квадрат суммы


(2х)² + 2·2х·3 + 3²

2+12х+9

2

(4х-1)2


3

(2х-2)3


4

(х+5)3


5

(х+6)2



Пример: Решить иррациональное уравнение:

х-6 =Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:

(х-6)2 =(Рабочая тетрадь по теме Степенная функция)2

(х)2-2·х·6+62=2х+12

х2-12х+36=2х+12

х2-12х+36-2х-12=0

х2-14х+24=0

а=1, b=-14, с=24

х1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция

х1= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция х2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Проверка:

1) х=12 2) х=2

12-6=6 2-6 =-4

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция6 Рабочая тетрадь по теме Степенная функция4

6=6 -4≠4

х=2- посторонний корень

Ответ: х=12



Задание 10: Проверить решение и найти ошибку:

х+1 =Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:

(х+1)2 =(Рабочая тетрадь по теме Степенная функция)2

(х)2+2·х·1+12=-1-х

х2+2х+1=-1-х

х2+2х+1+1+х=0

х2+3х+2=0

а=1, b=3, с=2

х1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция

х1= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция х2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Проверка:

1) х=1 2) х=-2

1+1=2 -2+1=1

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция( по определению Рабочая тетрадь по теме Степенная функция, а≥0 ) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

1=1

х=1- посторонний корень

Ответ: х=-2


Задание 11: Решить иррациональное уравнение:

1) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) х-2 =Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

3) х+3 =Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


  1. Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:



















2) х-2 =Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение























3) х+3 =Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение



















Задание 12: Найти сумму корней иррационального уравнения:

1) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция 2) х+4 = Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

а) 4 б) 5 в)6

































Пример. Решить уравнение: Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:

Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы из сомножителей равен нулю.






















Ответ: Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


Пример: Решить иррациональное уравнение:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Решение:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

а=6, b=-7, с=2

х1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция

х1= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция х2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Проверка:

  1. х=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) х=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция( по определению Рабочая тетрадь по теме Степенная функция, а≥0 )

х=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция- посторонний корень

Ответ: х=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция


Задание 13:Закончить решение уравнения: Рабочая тетрадь по теме Степенная функция.

Решение:

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция




























Ответ:


Задание 14: Решить иррациональное уравнение:

1)Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция











































Проверь себя!


Решить иррациональное уравнение:


  1. Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

  1. Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

  1. Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

  1. Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

  1. Рабочая тетрадь по теме Степенная функция






























































3. Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными

Историческая справка

Ещё со времен вавилонян и древних индусов считается, что одной из основных целей алгебры является решение уравнений и их систем.

В древнем Вавилоне более 4000 лет назад умели решать уравнения первой, второй и некоторые уравнения третьей степени. Однако, общей теории уравнений в те времена ещё не было.

Приведём задачу, найденную в папирусе Кахуна (XVIII- XVI вв. до н.э.). Задача сформулирована в современных обозначениях и сводится по существу к решению системы уравнений: «Найдите числа ч и у, для которых х22 =100 и Рабочая тетрадь по теме Степенная функция». В папирусе решена задача методом «ложного положения». «Положим х=1, тогда у=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция и х22=Рабочая тетрадь по теме Степенная функция. Но в условии х22=102, значит, в качестве х нужно брать не 1, а 10:Рабочая тетрадь по теме Степенная функция. Тогда у=6».

В древности уравнениям придавалась геометрическая форма. Сегодня напоминания о «геометрической алгебре» встречается , например, в терминах «квадрат числа», «куб числа» и др.

Известно, что впервые правила преобразования уравнений, обосновав их, правда, геометрически, разработал выдающийся узбекский ученый первой половины IX в. Аль-Хорезми. В XII в. труды аль-Хорезми были переведены на латинский язык и долгое время в Европе являлись основным руководством по алгебре. Арабское название операции «восполнение» (перенесение отрицательных членов уравнения в другую часть) звучало как «ал-джебер», что и дало название разделу математики, занимающемуся решением уравнений, - «алгебра».

Начало освобождения алгебры о геометрической формы в III в. связывают с именем древнегреческого учёного Диофанта. Однако лишь после того, как французский математик Ф.Виет (1540-1603) ввел буквенные обозначения для неизвестных и известных величин, и после появления трудов Р.Декарта (1596-1650) и других европейских учёных XVI-XVII вв. процесс освобождения алгебры от геометрической терминологии был завершён. Этот процесс способствовал расцвету алгебры и развитию различных её направлений: теориям уравнений, многочленов, функций и пр.
















Задание 1: Показать номер той пары чисел, которая является решением системы уравнений (методом подстановки):

х=-1, у=1

х=1, у=-1

х-у=0

х·у=1



х=-1, у=-1

х=1, у=1




Задание 2: Закончить составление системы, решением которой является пара чисел х=-3, у=2

1) х+у=….. 2) х22=……

х·у=….. х+у=…..


Существует ли ещё пара чисел, удовлетворяющая данной системе?

Правило: Для решения системы двух уравнений с двумя неизвестными (методом подстановки), необходимо из одного уравнения системы выразить одно неизвестное через другое, а затем подставить полученное выражение в другое уравнение системы. Ответ записывается в виде (х;у).

Задание 3: Решить систему уравнений:

х+у=5

х·у=6


Решение:


х+у=5 х·у=6

Выразим х через у: х=5-у, подставим во 2 уравнение: (5-у)·у=6

5у-у2 -6=0

2+5у-6=0 : (-1)

у2-5у+6=0

а=1,b=-5, с=6

у1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция

у1= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция у2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

у1=3 у2=2

х1=5-у=5-3=2 х2= 5-у =5-2=3


Ответ: (2;3), (3;2)

Задание 4: Закончить решение

х-у=2

х·у=8

Решение:

х-у=2 х·у=8

Выразим х через у: х=2+у, подставим во 2 уравнение: (2+у)·у=8

2у+у2 -8=0

у2+2у-8=0

у1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция

у1= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция у2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

у1=2 у2=-4

х1=2+у=2+2=4 х2= 2+у =……………

Ответ: (4;2), (….;-4)

Задание 5: Решить систему и стрелками указать те пары чисел, которые будут являться решениями:

(-2;-5)

(3;2)

х-у=2

х·у=8

х-у=3

х·у=10

(-2;-4)

(4;2)

х-у=1

х·у=6

(-2;-3)

(5;2)















Пример: Решить систему уравнений:


х22=200

х+у=20

Решение:

(х-у)·(х+у)=200

х+у=20 (разделим первое уравнение системы на второе уравнение)

Рабочая тетрадь по теме Степенная функция , получим: х-у=10

х=10+у, (подставим во второе уравнение системы)

(10+у)+у=20

2у=20-10

2у=10

у=5, х=10+у=10+5=15

Ответ: (15;5)



Пример: Решить систему уравнений:

х+х·у+у=-1

х-х·у+у=3

Решение:

Сложим первое и второе уравнение системы: (х+х·у+у)+( х+х·у+у)=-1+3

х+у+х+у=2

2х+2у=2

2(х+у)=2

х+у=1, х=1-у

Подставим выражение для х в первое уравнение системы:

(1-у)+(1-у)·у+у=-1

1-у+у-у2+у=-1

2+у+1+1=0

2+у+2=0

у2-у-2=0

а=1,b=-1, с=-2

у1,2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция=Рабочая тетрадь по теме Степенная функцияРабочая тетрадь по теме Степенная функция

у1= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция у2= Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

у1=2 у2=-1

х1=1-у=1-2=-1 х2= 1-у =1-(-1)=2


Ответ: (-1;2), (2;-1)


Задание 6: Решить самостоятельно :

1) х-у=6 2) х22=27 3) х-х·у+у=7

х·у=-5 х+у=-3 х+х·у+у=5

Ответ записать в виде таблицы:

Задание

1

2

3

Ответ












































Проверь себя!

I.Решить систему уравнений:


  1. х-у=2

х22=12

  1. х-у=1

х∙у=6

  1. ху=6

х22=13

II. Разность двух чисел в 24 раза меньше их произведения, а сумма этих чисел в 5 раз больше их разности. Найти эти числа

4. Контрольная работа

Уровень А:

1) Решить иррациональное уравнение:

а) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

б) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

в) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

г) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) Решить систему уравнений:

а) х-у=3 б) х·у=-2

х·у=10 2х+у=0

Уровень В:

1) Решить иррациональное уравнение:

а) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

б) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) Решить систему уравнений:

а) х-2у=-7 б) х22=9

х·у=-6 х-у=1

Уровень С:

1) Решить иррациональное уравнение:

а) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

б) Рабочая тетрадь по теме Степенная функция

2) Решить систему уравнений:

х-х·у+у=-7

х+х·у+у=1








































































© 2010-2022