Урок по математике в 5 классе Простые и составные числа

В ходе данного урока были использованы следующиеМодули «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня: «Обучение критическому мышлению» - на этапе актуализации знаний   прием « тонких» и « толстых» вопросов, прием « верное и неверное утверждение», на этапе создания и разрешения проблемной ситуации (стратегия «Идеал»), при работе над теоретическим материалом ( стратегия «Инсерт») ;    «Оценивание для обучения и оценивание обучения» - при критериальном оценивании индивидуальной, парной и групповой работы, при проведении эмоциональной рефлексии ;   «Новые подходы в обучении» - через исследовательскую беседу и   диалогическое взаимодействие учащихся в парах и  группах; «Обучение талантливых и одаренных» - через опережающее задание на уроке и дифференцированное домашнее задание;      «Лидерство в обучении» - при  ролевом взаимодействии в  группе;  «Использование ИКТ в преподавании и обучении»- через использование слайдовой презентации и  интерактивной доски на всех этапах урока;    «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников»- через подбор  заданий и форм  работы в соответствии с возрастными особенностями учеников, обеспечение условий, которые помогают детям понимать собственный мыслительный процесс и способны помочь им контролировать или овладевать организацией собственного обучения. Также важна не только содержательная часть учебного процесса, но и внешняя. Урок выстроен в соответствии с  современными подходами в обучении. Активные стратегии  и методы позволяют учащимся формировать и развивать собственное мышление, самостоятельно добывать знания, учиться критически мыслить, оценивать себя и других, использовать новые информационные технологии.
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема занятия:

Простые и составные числа.


Ссылка:

Учебная программа, календарно-тематический план, среднесрочное планирование


Общие цели:

  • Ввести понятия «простое число», «составное число».

  • Научить учащихся выделять простые и составные числа, обосновывая доказательно свой выбор в соответствии с определениями данных понятий, пользоваться таблицей простых чисел.

  • Создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, через работу в парах и группах.

Результаты обучения:

Учащиеся знают:

основные понятия по теме «Простые и составные числа».

Учащиеся умеют:

  • определять простые и составные числа,

  • пользоваться таблицей простых чисел,

  • работать в паре и группе,

  • выполнять различные виды и приемы оценивания.


Ключевые идеи:

Освоение учащимися понятий «простое число» и «составное число» способствует формированию целостного представления понятия «натуральное число».

Применение технологии критического мышления позволит учащимся научиться рассуждать и размышлять над практическим опытом.

Использование диалоговое взаимодействие со своими сверстниками и учителями способствует развитию умений учеников исследовать и размышлять критически.


№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Модули

Стратегии

1

Организационный момент






1.Эмоционально-психологический настрой.

(1 мин)

«Поделись частичкой тепла»

Встали дети дружно в круг.

Справа -друг и слева-друг.

Улыбнулись, подмигнули,

дружелюбно маякнули

Лицо к знаньям повернули.

Организует эмоционально-психологичес-кий настрой.

Участвуют в игре.

Новые подходы в обучении.


Прием «Поделись частичкой тепла»

2. Деление на группы

(2 мин)

Для деления на группы используются разноцветные стикеры (бабочки), размещенные на дереве.

Организует деление на группы.

Делятся на группы и рассаживаются за столы.

Новые подходы в обучении.



2

Актуализация знаний (создание ситуации успеха)

(7 мин)

1.Обращение к учебной задаче, самостоятельно поставленной детьми на предыдущем уроке.

2.Задание № 1

Игра «Учитель против пятого класса»

  • Работая индивидуально, выполните задание,

  • представленное на слайде:

12 кратно…

5- делитель …

3 и 4- делители …

Числа 10,20,30 кратны…

  • Работая в паре, обсудите ответы и выберите правильные на ваш взгляд ответы.

Найдите ошибку:

7 не делитель 22,31,54,56,12

35 не кратно 5,10,15,20,25

6-самый большой делитель 12,6,66

Все числа имеют делителем число 10.

  • Заполнение оценочных листов.

  • Рефлексия данного этапа по результатам заполнения оценочных листов.



Наблюдает, направляет индивидуальную работу учащихся и работу пар, используя возможности слайдовой программы.


Выполняют задание индивидуально.


Обсуждают решение в паре, выбирают по их мнению правильное решение.

Проверяют выполнение задания и по итогам осуществляют самооценку,

заполняя оценочный лист

(приложение №1).

Новые подходы в обучении.

Использование ИКТ.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.




Метод «тонких» и «толстых» вопросов

Прием

«Верные и неверные утвержде-ния»


Метод саморегуляции

3

Создание проблемной ситуации.

(8 мин)

1.Задание № 2

Работая в группе, выполните следующие задания:

1.Заполните следующую таблицу

Натураль-ное

Делители числа

Количество

делителей

19



27



18



53



32



11



2.Разбейте данные числа на две группы. Обоснуйте ваш подход к разбиению.

3.Обсуждение работы групп, выход на понимание существования натуральных чисел, которые имеют только два делителя (простые числа) и более двух делителей (составные числа).

4. «Конструирование» новых понятий и фиксация их в тетради.

Формулировка учащимися темы занятия.

Приведение детьми собственных примеров простых и составных чисел.

Организует взаимодействие групп с одинаковым заданием.

Организует работу группы по типу ролевого и индивидуально-группового взаимодействия.

обсуждение.

По итогам работы групп организует обсуждение через исследовательскую беседу.

Распределив роли,

составляют план работы в группе по успешному выполнению предложенного задания.

Каждый ребенок выполняет часть задания самостоятельно, предлагает его на обсуждение.

Выдвигают общий ответ.

Докладчик озвучивает результаты работы группы.

Дети формулируют определение новых понятий и приводят примеры.

Новые подходы в обучении.

Управление и лидерство в обучении.

Обучение критическому мышлению.

Использование ИКТ.

Обучение талантливых и одаренных учеников.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.


Стратегия «идеал»



Исследова-тельская беседа

Моделиро-вание нового понятия

4

Постановка учебной задачи (цели)

(1 мин)

Уметь определять какие из натуральных чисел являются простыми, а какие - составными.

Наблюдает, направляет

Самостоятельно формулируют учебную задачу (цель) на данный урок.

Новые подходы в обучении.

Самостоя-тельное целеполагание

5

Физминутка

(2 мин)

На слайде демонстрируется двигающийся под музыку «мышонок».

Руки плавно опустили, Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять

Всем улыбки подарили.


Организует физминутку.

Выполняют упражнения.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

6

Введение новой темы (процесс освоения новых знаний)

(17 мин)

Задание № 3

  • Работая в группе обсудите, какие из предложенных чисел простые и какие составные:

31,24,2,4,13,1,15,509.

  • Обсуждение работы групп и выделение проблемы:

Каким числом простым или составным является число 1?

Обращение внимание детей к числу 2,как единственному четному простому числу.

Выделение трудностей при определении простого и составного числа. Выход на таблицу простых чисел и решето Эратосфена.


  • Представление информации «Решето Эратосфена» .


  • Ознакомление с таблицей простых чисел.

По итогам работы в группе(задание №2,№3) заполнение оценочных листов (приложение №2).Рефлексия результатов работы в группе по результатам оценочных листов.

Задание №4

Работая в паре, выполните задания:

  • Устно №241

  • письменно №242 и №258

Обсуждение выполнения заданий и сравнение с образцом.

Задание №5

Маркировка текста(чтение учебного материала по данной теме стр.66-67)

«ü» - уже знал (красный стикер)

«+» - новое (зеленый стикер)

«-» - думал иначе (желтый стикер)

«?» - есть вопросы (синий стикер)

Организует:

работу групп;

обсуждение итогов работы групп.






Наблюдает, направляет работу учащихся.



Организует работу учащихся с текстом учебника, инструктирует.

Выполняют задание через индивидуально- групповое взаимодействие.

Выделяют проблемы по отношению к числу 1 и испытывают трудности с определением «статуса» числа 509.

Подготовлено способным учеником сообщение и презентация.


Заполняют оценочные листы.


Выполняют задания.

Одна из пар представляет результаты №258 на интерактивной доске

Выполняют задание в соответствии с инструкцией.



Новые подходы в обучении.

Обучение критическому мышлению.

Управление и лидерство в обучении.

Использование ИКТ.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Обучение талантливых и одаренных учеников.


Оценивание для обучения и оценивание обучения


Обучение критическому мышлению.

Стратегия «идеал»


Исследова-тельская беседа


Опережающее

задание


Метод саморегуля-ции


Прием сравнения с эталоном

( с образцом)

Стратегия «Инсерт»


7

Постановка учебных задач на последующий урок

(2 мин)

Учебная задача: «Учиться уверенно определять и доказывать какие натуральные числа простые ,какие -составные. Какие числа являются числами- близнецами, совершенными числами?»

Направляет деятельность учащихся.

Самостоятельно формулируют учебную задачу.

Новые подходы в обучении.

Самостоя-тельное целеполагание

8

Рефлексия

(3 мин)

Эмоциональная рефлексия

«Мое отношение к уроку…»


Организует и направляет деятельность учащихся.

На цветных стикерах, полученных в начале урока записывают свое отношение к данному уроку и прикрепляют на древо.

Новые подходы в обучении.

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Метод саморегуля-ции

9

Запись домашнего задания

(2 мин)

1.стр.66-65 читать,

составить 5-6 вопросов и уметь на них отвечать

2.№244,251

3.Узнать какие числа совершенные, какие-числа-близнецы.

4.Для учащихся, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам поинтересоваться другими «необычными» натуральными числами и подготовить о них сообщение (дружественные числа, фигурные числа: треугольные, квадратные, пятиугольные и др.) .

5. Подумать и предложить идеи по представлению натуральных чисел (простых, составных и др.)

в виде каких - либо « образов» и «моделей».

Организует обеспечение учащимися текстом домашнего задания, напечатанного на цветных листочках, консультирует по его выполнению.

Знакомятся с заданием, фиксируют домашнее задание.

Обучение талантливых и одаренных учеников.

Обучение критическому мышлению.

Метод «тонких» и «толстых» вопросов

Дифферен

цирован-ный подход





Оценочный лист учащегося ФИ



Задания

1

2

3

4

№1


№2


Верно - « + », неверно -« - »

8 правильных ответов - отлично усвоил тему

7-6 правильных ответов - хорошо усвоил тему, но еще есть над чем поработать

5-4 правильных ответов - слабо усвоил тему, необходимо вернуться к изученному материалу

3-0 правильных ответов - не усвоил тему , требуется незамедлительно приступить к повторному изучению темы

Оценочный лист группы


Имена участников группы


Верно найдены все делители числа


Активно выдвигал

идеи


Представлял результаты группы


«+»-да,«-»-нет


© 2010-2022