Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Разработала учитель математики Валишина Р.Т.

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

-обучающие: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.

-развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Задачи: получить новые знание по теме сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автора ВиленкинаН.Я., презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.

Этапы урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

4 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Вспомните, с чем вы знакомились на прошлых уроках?

Но для начала давайте немножко разомнемся.

(Слайд 3) Ученики под номером 3 возьмите конверт №1 и раздайте всем по одной задачи

-Ребята, вы закончили вычисления?

Встаньте, пожалуйста, все те кто получил ответы 1, 2, 3, 4,5 ,6, 7 займите места за вашим столом, число ответа совпадает с номером стола.

Включаются в деловой ритм урока.



Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий;

повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений

8 мин

  1. Найдите ошибки и отвечают ученики за 5 столом по порядку(слайд 4)

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2) Ответьте на вопросы: (отвечают ученики за столом №4)

-Чем натуральные числа отличаются от дробных?

- Что показывает знаменатель и где его пишут?

- Что показывает числитель и где его пишут?

- Какие дроби называют неправильной?



  1. Сравните дроби: (слайд 5)

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

  1. Ответьте на поставленные вопросы. (Слайд №6)

И И Л И И Л И И И И





Целые числа обозначают целые единицы а дробные -части единиц.

Знаменатель показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой.

Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой.

Неправильной дробью называют , если числитель больше знаменателя.

Работа в парах. Учащихся меняются тетрадями и выполняют проверку оценивая друг друга. (четные и нечетные номера)

Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: контроль иоценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

3.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

8 мин

Ребята посмотрим, что ещё можно выполнит с обыкновенными дробями:

Устанавливает тематические рамки,

Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока.



  1. На доске ( слайд №7) фигуры разделённые на 4,6,8 частей; у учащихся такой же раздаточный материал

    а)-На сколько равных частей разделён прямоугольник? (на 6 частей)
    -Возьмите 2/6 части прямоугольника, а потом ещё 3/6 части прямоугольника.
    - Сколько частей вы взяли? (5/6)

    б)- На сколько равных частей разделён круг? (на 8 частей)
    -Возьмите 3/8 части круга, а потом ещё 4/8 части круга.
    -Сколько частей вы взяли? (7/8)

    в) - На сколько равных частей разделён квадрат? (на 4 части)
    -Возьмите ¼ часть квадрата, а потом ещё 2/4 части квадрата.
    -Сколько частей вы взяли? (3/4)


-Ребята, как вы узнали, сколько частей вы взяли всего?
-Какое действие вы произвели с этими дробями? (сложение)



  1. Предлагаю построить ломаную из трёх отрезков по 2 см каждый и вычислить её длину в см.(слайд 8-10)

Проблемная ситуация;

-Попробуйте вычислите длину ломаной в дм.

Подсказка:

-Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра.

-Каким образом вы смогли вычислить длину в дм?

Решим еще одну задачу: (слайд11)

Андрею пришли друзья, он решил угостить их яблоками положил на тарелку 10 (долей), 4 доли съели сколько долей осталось?

-С помощью какого действия решили задачу? (вычитание)

Кто сможет сказать , чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Вот вы и назвали тему нашего урока: «Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» (слайд12)

Какие цели мы поставим на данном уроке? ( слайд 13-16)

-Цели поставлены.

Работа в тетрадях.
-Открываем тетради . Записываем число, и тему урока

Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем правило сложения и вычитания с помощью букв.(слайд 17-18)


-



Работают в группах















В тетради выполняют рисунок и вычисляют; 2+2+2=6см.

Учащихся сталкиваются с проблемой

2см отдм., 2/10дм.

Отмечают на рисунке и снова вычисляют длину ломаной.

2/10+2/10+2/10=2+2+2/10=6/10

Выполнили сложение дробей.

10/10-4/10=10-4/10=6/10











При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями+ Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями = Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

7 мин

- Итак одну из обучающих целей нашего урока вы выполнили ,выявили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с учебником; (слайд № 19)

1.Стр. 156, №1005.

  • Какова масса помидоров?

  • Какова масса огурцов?

  • Как найти массу салата?

  • Решите.

- Прочитайте ответ.

2. Стр. 156, №1006.

  • Чему равна масса станка?

  • Чему равна масса упаковки?

  • Как найти массу станка с упаковкой?

  • Решите.

- Прочитайте ответ.

3. Стр. 156, №1008.

-Какую массу гвоздей получила первая бригада?

- На сколько тонн меньше получила вторая бригада?

-Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада?

Решение задач по новой теме

№1005

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(кг) салата

Ответ: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(кг).

№1006

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(т) масса станка и упаковке вмести.

Ответ: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(т).

№ 1008

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(т) гвоздей получила вторая бригада.

Ответ:Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(т).

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

2 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

(слайд № 20)Физкультминутка

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

8 мин

-Далее я предлагаю вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно работу

Ученики под номером 2 возьмите конверт под № работаем в группах

Заполняем таблицу1 и таблицу 2

(Слайд 21-22)



Проверяем с помощью слайда

Регулятивные:

осуществление констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные:- умение ориентироваться в системе своих знаний, Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

3 мин

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Кто желает сформулировать правило нахождения вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

(слайд 23)

Учащихся формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятель-

но анализировать правильность выполнения действий и вносить необходи-

мые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

3 мин

(слайд 24)

  • Звездочка - «Я все понял и смогу объяснить другу»

  • квадрат - «Я все понял, но не смогу объяснить другу»

  • треугольник - «Мне нужно еще раз прочитать данную тему»

Учащихся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные:умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Познавательные: рефлексия.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин

Сообщает домашнее задание:

Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158.

Выполнить письменно

№1017, №1019, №1020. (слайд № 25)

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Литература:

1. Виленкин Н.Я., «Математика 5», «Мнемозина», 2007 г.

© 2010-2022