- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения
Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кублик Г.Е. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок №46
Тема: «Неполные квадратные уравнения».
Цели:
-
ввести понятия квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения;
-
формировать умения записывать квадратное уравнение в общем виде, различать его коэффициенты;
-
формировать умения решать неполные квадратные уравнения различных видов;
-
формировать умения решать задачи с использованием неполных квадратных уравнений;
-
развивать память, внимание и логическое мышление обучающихся;
-
вырабатывать трудолюбие и целеустремленность обучающихся.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
-
Актуализация знаний и умений обучающихся.
Устная работа.
1. Является ли число а корнем уравнения:
а) 2х - 7 = 8, а = 7,5;
б) х2 - х - 20 = 0, а = 5;
в) (х3 + 12) (х2 - 8) = 0, а = .
2. Найдите корни уравнения:
а) (х - 3 ) (х + 12) = 0;
б) (6х - 5) (х + 5) = 0;
в) (х - 8) (х + 2) (х2 + 25) = 0.
III. Объяснение нового материала.
Для введения понятия квадратного уравнения используется задача, при решении которой возникает уравнение, еще не известное обучающимся. Возникает проблемная ситуация: мы не можем решить практическую задачу, так как пока не умеем решать уравнения нового вида.
На доску выносится запись:
Уравнение вида ах2 + bx + c = 0, где a, b, c -
числа, а ≠ 0, называется квадратным.
Далее рассматривается вопрос о коэффициентах квадратного уравнения. Число а называется первым коэффициентом, число b - вторым коэффициентом и число с - свободный член. Особое внимание обращаем, что число а не может быть равным нулю, так как в этом случае уравнение примет вид bх + с = 0, а это линейное уравнение.
Числа b и с, в отличие от а, могут быть и равными нулю. Если хотя бы одно из них равно нулю, то уравнение называется неполным. Можно предложить учащимся самостоятельно выписать виды неполных квадратных уравнений:
b
с
Уравнение
0
Х
ах2 + с = 0
Х
0
ах2 + bх = 0
0
0
ах2 = 0
Для усвоения понятия квадратного уравнения и его коэффициентов следует предложить учащимся задание:
- Укажите, какие из данных уравнений являются квадратными, объясните ответ:
а) 2х2 + 7х - 3 = 0; д) х2 - 6х + 1 = 0;
б) 5х - 7 = 0; е) 7х2 + 5х = 0;
в) -х2 - 5х - 1 = 0; ж) 4х2 + 1 = 0;
г) + 3х + 4 = 0; з) х2 - = 0.
Затем определяется, какое квадратное уравнение называется приведенным, приводятся примеры.
Решение неполных квадратных уравнений.
Для осознанного восприятия приёмов решения неполных квадратных уравнений объяснение проводим на конкретных примерах с последующим составлением алгоритмов решения.
1. № 514 (устно).
2.
П р и м е р 1. 3,8х2 = 0.
Р е ш е н и е
- Разделим обе части уравнения на 3,8 (число, не равное нулю) и получим уравнение, равносильное исходному:
х2 = 0.
Мы знаем, что существует только одно число - нуль, квадрат которого равен нулю, следовательно, уравнение имеет единственный корень х0 = 0.
О т в е т: 0.
В ы в о д: уравнение вида ах2 = 0 (а ≠ 0) имеет единственный корень х0 = 0.
3.
П р и м е р 2. -3х2 + 21 = 0.
Р е ш е н и е
- Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на -3:
-3х2 = -21;
х2 = 7.
Отсюда х = или х = -.
О т в е т: х = ; х = -.
П р и м е р 3. 4х2 + 6 = 0.
Р е ш е н и е
- Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на 4:
4х2 = -6;
х2 = .
Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то уравнение не имеет корней.
О т в е т: нет корней.
В ы в о д: для решения уравнения вида ах2 + с = 0 (с ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:
1) Перенесём свободный член с в правую часть уравнения.
2) Делим обе части уравнения на а (с ≠ 0, а ≠ 0), получаем уравнение х2 = .
3) Если > 0, то уравнение имеет два корня:
.
Если < 0, то уравнение не имеет корней.
4.
П р и м е р 4. 5х2 + 7х = 0.
Р е ш е н и е
- Разложим левую часть уравнения на множители:
х (5х + 7) = 0.
Отсюда: х = 0 или 5х + 7 = 0;
5х = -7;
х = ;
х = -1,4.
О т в е т: 0; -1,4.
В ы в о д: для решения уравнения вида ах2 + bx = 0 (b ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:
1) Разложим левую часть уравнения на множители, получим x (ax +
+ b) = 0.
2) Решаем уравнение ах + b = 0; х = .
3) Уравнение имеет два корня: .
5. Приведённые примеры показывают учащимся, что неполное квадратное уравнение может иметь один или два корня, а может и не иметь корней. В дальнейшем возможно обобщение этого вывода для любых квадратных уравнений.
Для систематизации знаний, полученных на уроке, можно предложить учащимся составить следующую таблицу:
Коэффициент,
равный нулю
b = 0;
c = 0
b = 0
c = 0
Вид
aх2 = 0
aх2 + c = 0
aх2 + bх = 0
Решение
х2 = 0
aх2 = -c
х2 =
х (aх + b) = 0
х = 0 или
aх + b = 0
Корни
х = 0
Если > 0, то х1, 2 =
Если < 0, то корней нет
х1 = 0,
х2 =
V. Формирование умений и навыков.
На первых порах желательно, чтобы учащиеся перед решением неполных квадратных уравнений вслух проговаривали их вид и алгоритм решения, пока не будет сформирован устойчивый навык.
№ 515 (а, в, д), № 517 (а, в, е), № 519 (устно), № 523 (а, в).
Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений.
З а д а ч и, решаемые на этом уроке, можно разбить на две группы:
1) Уравнения, сводящиеся к неполным квадратным путём преобразований.
2) Текстовые задачи, решаемые алгебраическим методом с помощью неполных квадратных уравнений.
1-я г р у п п а.
1) = 2.
Р е ш е н и е
- Умножив обе части уравнения на 4, получим:
(х - 2)2 + 2(х + 1)2 = 8.
После преобразований имеем уравнение:
3х2 - 2 = 0;
х2 = ;
х =.
О т в е т: .
2. .
Р е ш е н и е
- Умножив обе части уравнения на 12, получим:
12х2 + 12 - 4 (х2 + 3) = 6 (х2 + 2) - 3(х2 + 4);
12х2 + 12 - 4х2 - 12 = 6х2 + 12 - 3х2 - 12;
5х2 = 0;
х = 0.
О т в е т: 0.
3. = (2 - х) (х + 5).
Р е ш е н и е
- Умножив обе части уравнения на 3, получим:
(х - 5)2 - 6х + 5 = 3 (2 - х) (х + 5);
х2 - 10х + 25 - 6х + 5 = 6х + 30 - 3х2 - 15х;
4х2 - 7х = 0;
х (4х - 7) = 0;
х = 0 или 4х - 7 = 0;
х = .
О т в е т: 0; .
2-я г р у п п а.
Прежде чем перейти к решению задач, необходимо, чтобы учащиеся проговорили, какие этапы включает в себя решение любой задачи алгебраическим методом.
1. № 524.
Р е ш е н и е
- Последовательные целые числа отличаются на единицу (последующее больше предыдущего).
Пусть х - меньшее целое число, тогда (х + 1) - последующее целое число (большее). Произведение этих чисел равно х (х + 1), что составляет х2 + х. Зная, что произведение в 1,5 раза больше квадрата меньшего числа, составим уравнение:
х2 + х = 1,5х2;
-0,5х2 + х = 0;
х (-0,5х + 1) = 0;
х = 0 или -0,5х + 1 = 0;
х = 2.
Очевидно, что х = 0 противоречит условию задачи (произведение чисел будет равно квадрату меньшего числа). Значит, эти числа 2 и 3.
О т в е т: 2; 3.
2. № 526.
Р е ш е н и е
Площадь квадрата составляет 59 + 85 = 144 см2. Пусть х см - сторона квадрата, тогда х2 см2 - его площадь. Получаем уравнение:
х2 = 144;
х = ±12.
Так как длина стороны квадрата выражается положительным числом, то х = -12 - не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 12 см.
3. № 527.
Р е ш е н и е
Пусть t ч - время, через которое расстояние между туристами будет 16 км. За это время один турист прошёл на север 4t км, а второй на запад 5t км. Расстояние между ними равно длине отрезка ЗС и вычисляется по теореме Пифагора: (ЗС)2 = (0З)2 + (0С)2. Зная, что длина отрезка ЗС равна 16 км, составляем уравнение:
(16)2 = (5t)2 + (4t)2;
256 = 25t2 + 16t2;
41t2 = 256;
t2 = ;
t = ±;
t ≈ ±2,5.
Так как время выражается положительным числом, то t ≈ -2,5 не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: ≈ 2,5 ч.
4. Для сильных в учебе учащихся можно предложить задачу повышенной сложности.
№ 530.
Согласно условию, отношение длины экрана к его ширине равно 4 : 3, это значит, что можно обозначить 4х и 3х длину и ширину экрана соответственно (в дюймах). Диагональ вычисляется по теореме Пифагора:
(25)2 = (4х)2 + (3х)2;
625 = 16х2 + 9х2;
25х2 = 625;
х2 = 25;
х = ±5.
х = -5 - не удовлетворяет условию задачи. Длина экрана равна 4 · 5 = 20 дюймов, а ширина равна 3 · 5 = 15 дюймов. В сантиметрах эти величины составляют 20 · 2,54 = 50,8 и 15 · 2,54 = 38,1 соответственно.
О т в е т: 20; 15; 50,8; 38,1.
VI. Итоги урока.
Вопросы обучающимся:
- Какое квадратное уравнение называется неполным?
- Какие существуют виды неполных квадратных уравнений?
- Какие корни имеет уравнение вида ах2 = 0?
- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициенты b = 0, с ≠ 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?
- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициенты b ≠ 0, с = 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?
- Какие этапы выделяются при решении задачи алгебраическим методом?
-
Домашнее задание: прочитать п. ; № 515 (б, г, е), № 518 (а, г, д, е), № 521 (а, в), № 520, № 529