Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №46

Тема: «Неполные квадратные уравнения».

Цели:

  1. ввести понятия квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения;

  2. формировать умения записывать квадратное уравнение в общем виде, различать его коэффициенты;

  3. формировать умения решать неполные квадратные уравнения различных видов;

  4. формировать умения решать задачи с использованием неполных квадратных уравнений;

  5. развивать память, внимание и логическое мышление обучающихся;

  6. вырабатывать трудолюбие и целеустремленность обучающихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.


  1. Актуализация знаний и умений обучающихся.

Устная работа.

1. Является ли число а корнем уравнения:

а) 2х - 7 = 8, а = 7,5;

б) х2 - х - 20 = 0, а = 5;

в) (х3 + 12) (х2 - 8) = 0, а = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

2. Найдите корни уравнения:

а) (х - 3 ) (х + 12) = 0;

б) (6х - 5) (х + 5) = 0;

в) (х - 8) (х + 2) (х2 + 25) = 0.

III. Объяснение нового материала.

Для введения понятия квадратного уравнения используется задача, при решении которой возникает уравнение, еще не известное обучающимся. Возникает проблемная ситуация: мы не можем решить практическую задачу, так как пока не умеем решать уравнения нового вида.

На доску выносится запись:

Уравнение вида ах2 + bx + c = 0, где a, b, c -
числа, а ≠ 0, называется квадратным.

Далее рассматривается вопрос о коэффициентах квадратного уравнения. Число а называется первым коэффициентом, число b - вторым коэффициентом и число с - свободный член. Особое внимание обращаем, что число а не может быть равным нулю, так как в этом случае уравнение примет вид bх + с = 0, а это линейное уравнение.

Числа b и с, в отличие от а, могут быть и равными нулю. Если хотя бы одно из них равно нулю, то уравнение называется неполным. Можно предложить учащимся самостоятельно выписать виды неполных квадратных уравнений:

b

с

Уравнение

0

Х

ах2 + с = 0

Х

0

ах2 + bх = 0

0

0

ах2 = 0

Для усвоения понятия квадратного уравнения и его коэффициентов следует предложить учащимся задание:

- Укажите, какие из данных уравнений являются квадратными, объясните ответ:

а) 2х2 + 7х - 3 = 0; д) Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнениях2 - 6х + 1 = 0;

б) 5х - 7 = 0; е) 7х2 + 5х = 0;

в) -х2 - 5х - 1 = 0; ж) 4х2 + 1 = 0;

г) Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения + 3х + 4 = 0; з) х2 - Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения = 0.

Затем определяется, какое квадратное уравнение называется приведенным, приводятся примеры.

Решение неполных квадратных уравнений.

Для осознанного восприятия приёмов решения неполных квадратных уравнений объяснение проводим на конкретных примерах с последующим составлением алгоритмов решения.

1. № 514 (устно).

2. Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

П р и м е р 1. 3,8х2 = 0.

Р е ш е н и е

- Разделим обе части уравнения на 3,8 (число, не равное нулю) и получим уравнение, равносильное исходному:

х2 = 0.

Мы знаем, что существует только одно число - нуль, квадрат которого равен нулю, следовательно, уравнение имеет единственный корень х0 = 0.

О т в е т: 0.

В ы в о д: уравнение вида ах2 = 0 (а ≠ 0) имеет единственный корень х0 = 0.

3. Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

П р и м е р 2. -3х2 + 21 = 0.

Р е ш е н и е

- Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на -3:

-3х2 = -21;

х2 = 7.

Отсюда х = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения или х = -Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

О т в е т: х = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения; х = -Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

П р и м е р 3. 4х2 + 6 = 0.

Р е ш е н и е

- Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на 4:

2 = -6;

х2 = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то уравнение не имеет корней.

О т в е т: нет корней.

В ы в о д: для решения уравнения вида ах2 + с = 0 (с ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:

1) Перенесём свободный член с в правую часть уравнения.

2) Делим обе части уравнения на а (с ≠ 0, а ≠ 0), получаем уравнение х2 = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

3) Если Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения > 0, то уравнение имеет два корня:

Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

Если Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения < 0, то уравнение не имеет корней.

4. Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

П р и м е р 4. 5х2 + 7х = 0.

Р е ш е н и е

- Разложим левую часть уравнения на множители:

х (5х + 7) = 0.

Отсюда: х = 0 или 5х + 7 = 0;

5х = -7;

х = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения;

х = -1,4.

О т в е т: 0; -1,4.

В ы в о д: для решения уравнения вида ах2 + bx = 0 (b ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:

1) Разложим левую часть уравнения на множители, получим x (ax +
+ b) = 0.

2) Решаем уравнение ах + b = 0; х = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

3) Уравнение имеет два корня: Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

5. Приведённые примеры показывают учащимся, что неполное квадратное уравнение может иметь один или два корня, а может и не иметь корней. В дальнейшем возможно обобщение этого вывода для любых квадратных уравнений.

Для систематизации знаний, полученных на уроке, можно предложить учащимся составить следующую таблицу:

Коэффициент,

равный нулю

b = 0;
c = 0

b = 0

c = 0

Вид

2 = 0

2 + c = 0

2 + bх = 0

Решение

х2 = 0

2 = -c

х2 = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

х (aх + b) = 0

х = 0 или
aх + b = 0

Корни

х = 0

Если Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения > 0, то х1, 2 = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

Если Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения < 0, то корней нет

х1 = 0,

х2 = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

V. Формирование умений и навыков.

На первых порах желательно, чтобы учащиеся перед решением неполных квадратных уравнений вслух проговаривали их вид и алгоритм решения, пока не будет сформирован устойчивый навык.

№ 515 (а, в, д), № 517 (а, в, е), № 519 (устно), № 523 (а, в).

Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений.

З а д а ч и, решаемые на этом уроке, можно разбить на две группы:

1) Уравнения, сводящиеся к неполным квадратным путём преобразований.

2) Текстовые задачи, решаемые алгебраическим методом с помощью неполных квадратных уравнений.

1-я г р у п п а.

1) Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения = 2.

Р е ш е н и е

- Умножив обе части уравнения на 4, получим:

(х - 2)2 + 2(х + 1)2 = 8.

После преобразований имеем уравнение:

2 - 2 = 0;

х2 = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения;

х =Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

О т в е т: Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

2. Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

Р е ш е н и е

- Умножив обе части уравнения на 12, получим:

12х2 + 12 - 4 (х2 + 3) = 6 (х2 + 2) - 3(х2 + 4);

12х2 + 12 - 4х2 - 12 = 6х2 + 12 - 3х2 - 12;

2 = 0;

х = 0.

О т в е т: 0.

3. Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения = (2 - х) (х + 5).

Р е ш е н и е

- Умножив обе части уравнения на 3, получим:

(х - 5)2 - 6х + 5 = 3 (2 - х) (х + 5);

х2 - 10х + 25 - 6х + 5 = 6х + 30 - 3х2 - 15х;

2 - 7х = 0;

х (4х - 7) = 0;

х = 0 или 4х - 7 = 0;

х = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

О т в е т: 0; Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения.

2-я г р у п п а.

Прежде чем перейти к решению задач, необходимо, чтобы учащиеся проговорили, какие этапы включает в себя решение любой задачи алгебраическим методом.

1. № 524.

Р е ш е н и е

- Последовательные целые числа отличаются на единицу (последующее больше предыдущего).

Пусть х - меньшее целое число, тогда (х + 1) - последующее целое число (большее). Произведение этих чисел равно х (х + 1), что составляет х2 + х. Зная, что произведение в 1,5 раза больше квадрата меньшего числа, составим уравнение:

х2 + х = 1,5х2;

-0,5х2 + х = 0;

х (-0,5х + 1) = 0;

х = 0 или -0,5х + 1 = 0;

х = 2.

Очевидно, что х = 0 противоречит условию задачи (произведение чисел будет равно квадрату меньшего числа). Значит, эти числа 2 и 3.

О т в е т: 2; 3.

2. № 526.

Р е ш е н и е

Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

Площадь квадрата составляет 59 + 85 = 144 см2. Пусть х см - сторона квадрата, тогда х2 см2 - его площадь. Получаем уравнение:

х2 = 144;

х = ±12.

Так как длина стороны квадрата выражается положительным числом, то х = -12 - не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: 12 см.

3. № 527.

Р е ш е н и е

Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения

Пусть t ч - время, через которое расстояние между туристами будет 16 км. За это время один турист прошёл на север 4t км, а второй на запад 5t км. Расстояние между ними равно длине отрезка ЗС и вычисляется по теореме Пифагора: (ЗС)2 = (0З)2 + (0С)2. Зная, что длина отрезка ЗС равна 16 км, составляем уравнение:

(16)2 = (5t)2 + (4t)2;

256 = 25t2 + 16t2;

41t2 = 256;

t2 = Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения;

t = ±Разработка урока по теме Неполные квадратные уравнения;

t ≈ ±2,5.

Так как время выражается положительным числом, то t ≈ -2,5 не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: ≈ 2,5 ч.

4. Для сильных в учебе учащихся можно предложить задачу повышенной сложности.

№ 530.

Согласно условию, отношение длины экрана к его ширине равно 4 : 3, это значит, что можно обозначить 4х и 3х длину и ширину экрана соответственно (в дюймах). Диагональ вычисляется по теореме Пифагора:

(25)2 = (4х)2 + (3х)2;

625 = 16х2 + 9х2;

25х2 = 625;

х2 = 25;

х = ±5.

х = -5 - не удовлетворяет условию задачи. Длина экрана равна 4 · 5 = 20 дюймов, а ширина равна 3 · 5 = 15 дюймов. В сантиметрах эти величины составляют 20 · 2,54 = 50,8 и 15 · 2,54 = 38,1 соответственно.

О т в е т: 20; 15; 50,8; 38,1.

VI. Итоги урока.

Вопросы обучающимся:

- Какое квадратное уравнение называется неполным?

- Какие существуют виды неполных квадратных уравнений?

- Какие корни имеет уравнение вида ах2 = 0?

- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициенты b = 0, с ≠ 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?

- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициенты b ≠ 0, с = 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?

- Какие этапы выделяются при решении задачи алгебраическим методом?


  1. Домашнее задание: прочитать п. ; № 515 (б, г, е), № 518 (а, г, д, е), № 521 (а, в), № 520, № 529




© 2010-2022