- Преподавателю
- Математика
- Планирование. Рабочая прогамма по математике. Алгебра иначала анализа. 11 класс
Планирование. Рабочая прогамма по математике. Алгебра иначала анализа. 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондаренко Л.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №2»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
_______ Н.Б.Радченко
Приказ№185
«1 »сентября 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
директора по УВР
_______ Н.В. Москалец
«31 »августа 2015 г.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол № 1 от «28 »августа2015 г.
рук. МО______БондаренкоЛ.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
МАТЕМАТИКА
(геометрия)
11 класс
Количество часов: 68 (2 часа в неделю).
Уровень: базовый
Составитель: Бондаренко Любовь Владимировна
учитель математики
высшей квалификационной категории
Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе примерной программы основного общего образования по математике (геометрия); авторской программы общеобразовательных учреждений: Геометрия 10-11 классы, М.Просвещение, 2009, составитель Т.А.Бурмистрова.
Используемый учебник:
. Геометрия,10-11 кл: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, с 2014 г.
2015/ 2016 учебный год
1.Пояснительная записка
-
Нормативно-правовое обеспечение программы
Рабочая программа класса составлена на основе следующих документов:
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
-
Программы общеобразовательных учреждений.Геометрия10-11классы / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. ; составитель Т.А.Бурмистрова - М.: Просвещение, 2009;
-
Письмо КРИППО об особенностях преподавания предмета в 2015-2016 учебном году
-
Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях (Приложение 1 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 № 2/2).
-
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (Приложение 2 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 №2/2).
-
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 уч. год. (Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256)
-
Образовательная программа среднего общего образования, утвержденная педсоветом Протокол №1 от 27.08.2015.
Учебный предмет «Геометрия» входит в образовательную область
«Математика
При изучении курса математики на базовом уровне в 10 классе продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
-
Цели и задачи.
Целями и задачами данной программы обучения являются:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
1.3. Срок реализации программы 1год.
1.4.Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится не менее 100 часов из расчета 1,5 часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
В данной рабочей программе на изучение геометрии в 11 классе отводится 68 ч (2 часа в неделю).
1.5.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии на базовом уровне выпускник должен
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
2.Содержание тем учебного курса.
Координаты и векторы(15часов) Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.
Тела и поверхности вращения(14часов). Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей(22часа). Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Повторение(17часов)
3.Тематическое и календарно-поурочное планирование.
3.1Учебно-тематическое планирование.
Раздел, тема.
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
План
Факт
Метод координат в пространстве
15
2
Цилиндр, конус и шар.
14
1
Объёмы тел.
22
2
Повторение за курс 10-11 классов
17
0
Всего
68
5
3.Календарно-тематическое планирование.
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Учебник
(пункт)
План
Факт
Глава \/
Метод координат в пространстве
15
§1. Координаты точки и координаты вектора
7
1
1
Прямоугольная система координат в пространстве
1
Сентябрь
03
1, п.46
2
2
Координаты вектора.
1
08
1, п. 47
3
3
Решение задач на применение координат вектора
1
10
1, п. 47
4
4
Связь между координатами векторов и координатами точек
1
15
1, п.48
5
5
Простейшие задачи в координатах.
1
17
1, п.49
6
6
Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах»
1
22
1, п.49
7
7
Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора»
1
29
1, пп.46-49
§2. Скалярное произведение векторов
4
8
1
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
1
Октябрь
01
1, пп.50,51
9
2
Решение задач на применение 3скалярного произведения векторов.
1
06
1, пп.50,51
10
3
Вычисление углов между прямыми и плоскостями
1
08
1, п.52
11
4
Повторение вопросов теории и решение задач. Самостоятельная работа.
1
13
пп.50-52
§3. Движения.
4
12
1
Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия.
1
15
1,
пп. 54-56
13
2
Параллельный перенос
1
20
1, п.57
14
3
Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения»
1
22
1,
пп. 50-57
15
4
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Метод координат в пространстве»
1
27
1,
пп. 46-57
Глава \/I.
Цилиндр, конус и шар.
14
§1. Цилиндр.
3
16
1
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Самостоятельная работа.
1
29
1,
пп. 59,60
17
2
Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра»
1
Ноябрь
10
1,
пп. 59,60
18
3
Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности цилиндра»
1
12
1,
пп. 59,60
§2. Конус.
3
19
1
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса.
1
17
1,
пп. 61,62
20
2
Усечённый конус.
1
19
1, п. 63
21
3
Решение задач по теме «Конус»
1
24
1,
пп. 61-63
§3. Сфера.
8
22
1
Сфера и шар. Уравнение сферы.
1
26
1,
пп. 64,65
23
2
Взаимное расположение сферы и плоскости.
1
Декбрь
01
1,
п. 66
24
3
Касательная плоскость к сфере.
1
03
1, п. 67
25
4
Площадь сферы.
1
08
1, п. 68
26
5
Решение задач на различные комбинации тел.
1
10
1,
пп. 59-68
27
6
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.
1
15
1,
пп. 59-68
28
7
Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
17
1,
пп. 59-68
29
8
Контрольная работа №3
«Цилиндр, конус, шар»
1
22
1,
пп. 59-68
Глава \/II
Объёмы тел.
22
§1. Объём прямоугольного параллелепипеда.
3
30
1
Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда.
1
24
1.
пп. 74,75
31
2
Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»
1
Январь
12
1.
пп. 74,75
32
3
Самостоятельная работа по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда».
1
14
1.
пп. 74,75
§2. Объём прямой призмы и цилиндра.
3
33
1
Объём прямой призмы.
1
19
1,п. 76
34
2
Объём цилиндра.
1
21
1,п. 77
35
3
Решение задач на вычисление объёмов прямой призмы и цилиндра
1
26
1.
пп. 76,77
§3. Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса.
8
36
1
Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла
1
28
1, п.78
37
2
Объём наклонной призмы.
1
Февраль
02
1,п. 79
38
3
Объём пирамиды.
1
04
1, п.80
39
4
Решение задач на вычисление объёма пирамиды
1
09
1, п.80
40
5
Объём усечённой пирамиды
1
11
1, п.80
41
6
Объём конуса
1
16
1, п.81
42
7
Объём усечённого конуса
1
18
1, п.81
43
8
Контрольная работа №4 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса»
1
25
1.
пп. 74-81
§4. Объём шара и площадь сферы.
8
44
1
Объём шара.
1
Март
01
1, п.82
45
2
Решение задач на вычисление объёма шара
1
03
1, п.82
46
3
Объёмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.
1
10
1, п.83
47
4
Площадь сферы.
1
15
1, п.84
48
4
Решение задач на вычисление площади сферы
1
17
1,п.84
49
6
Повторительно-обобщающий урок по теме «Объём шара и площадь сферы»
1
22
1,
пп.82-84
50
7
Контрольная работа №5 «Объём шара и площадь сферы»
1
24
1,
пп.82-84
51
8
Повторительно-обобщающий урок по теме «Объёмы тел»
1
Апрель
05
Повторение за курс 10-11 классов.
(Материалы по организации заключительного повторения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии)
17
52
1
Аксиомы стереометрии и их следствия. Решение задач.
1
07
1, Введение
53
2
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Решение задач.
1
12
1,§1
54
3
Угол между прямыми. Решение задач.
1
14
1,§2
55
4
Параллельность плоскостей. Решение задач.
1
19
1,§3
56
4
Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде
1
21
1,§4
57
6
Теорема о трёх перпендикулярах. Решение задач.
1
26
1,§1
58
7
Площадь поверхности и объём призмы. Решение задач.
1
28
1,§1
59
8
Площадь поверхности и объём пирамиды. Решение задач.
1
Май
03
1,§1
60
9
Площадь поверхности и объём цилиндра. Решение задач.
1
05
1,§1
61
10
Площадь поверхности и объём конуса. Решение задач.
1
10
1,§1
62
11
Площадь поверхности сферы и объём шара. Решение задач.
1
12
1,§1
63
12
Векторы в пространстве. Решение задач.
1
17
1,§1
64
13
Метод координат в пространстве. Решение задач.
1
19
1,Гл. \/
65-68
14-17
Решение задач по материалам ЕГЭ
3
24,26,31
4.Контроль и оценка достижения обучающимися планируемых результатов.
Контрольных работ 5
Для выявления и сравнения результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются данной программой, будет проводиться контроль знаний и умений учащихся. Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматриваются недостатки в осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений учащихся.
Контроль знаний учащихся осуществляется в виде:
-
контрольных работ - используются при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы;
-
устного опроса - проводится преимущественно на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний учащихся;
-
тестов - задания свободного выбора ответа и задания, где ввод ответа определенным образом ограничен. Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижения учащегося, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.;
-
зачетов - проверяется знание учащимися теории;
-
математических диктантов;
-
самостоятельных работ.
Отметки учащимся ставятся за работу на уроке, за выполнение различных проверочных работ, домашних заданий. Четвертные отметки ставятся как среднее арифметическое всех отметок за четверть. Годовая оценка - совокупность оценок за четверть с учетом годовой контрольной работы.
Экзамен - проверка знаний и умений учащегося, приобретенных им за год обучения.
Оценка письменных работ обучающихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задача, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «требования к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Ометка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
3.Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
-
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы при решении задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
-
К негрубым ошибкам относятся:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.Учебно-методическое обеспечение
1.«Программа для общеобразовательных учреждений: Геометрия. Сборник рабочих программ. 10 - 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/составитель Т. А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011.
2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004.
2.. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2013;
5. Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,
6.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Геометрия 10-11класс. ООО Издательство «Экзамен»
10