Конкурсное задание «Методический семинар»

Конкурсное задание «Методический семинар» Пояснительная записка «Развитие логического мышления в работе с понятиями как важное условие реализации госстандартов второго поколения» (Способ диалектического обучения) Тезисно: Данный опыт имеет своей целью обобщить накопленный материал, представить опыт работы по формированию понятий, метапредметных умений с помощью технологии Способа диалектического обучения у обучающихся при изучении математики, апробированными в учебном процессе. Форма предъявлени...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Пояснительная записка

«Развитие логического мышления в работе с понятиями как важное условие реализации госстандартов второго поколения» (Способ диалектического обучения)


«Новое надо создавать в поте лица, а старое продолжает

существовать и твердо держится на костылях привычки»

О Герцен

Тезисно: Данный опыт имеет своей целью обобщить накопленный материал, представить опыт работы по формированию понятий, метапредметных умений с помощью технологии Способа диалектического обучения у обучающихся при изучении математики, апробированными в учебном процессе.

Форма предъявления педагогического опыта - составление краткого описания предъявленного опыта, участие в конкурсе.

Условия возникновения и становления педагогического опыта. На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: собственное переосмысление педагогической деятельности, приоритетное направление новых образовательных стандартов; изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая и профессиональная переподготовка. Период работы над данной темой: 5 лет.

Актуальностью педагогического опыта является то, что использование Способа диалектического обучения в работе отвечает запросам образовательных стандартов, открывает возможности постоянного совершенствования, оригинален по содержанию, логике, методам и инструментарию, приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты, позволяет диагностировать универсальные учебные действия.

Новизна опыта. Считаю, развитие логического мышления еще не стало объектом широкого теоретико-методологического осознания и адекватного практического обоснования. Причина этого состоит в том, что парадигма логического мышления не нашла собственной смысловой ниши в личностных профессиональных приоритетах большинства педагогов и учителей.

Проблемы. Работая в школе, столкнулась с рядом проблем: низкой мотивацией к обучению, отсутствием познавательного интереса, «западанием» логических операций, но более всего «страдала» работа с математическими понятиями, ввиду их абстрактности. А главное, школьники не могли использовать изученный материал в новой ситуации, где это было бы уместно.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию логического мышления учащихся по математике, усиление их мотивации к ее изучению на основе использования Способа диалектического обучения

Теоретическое обоснование педагогического опыта. Изученная психолого-педагогическая литература, а это труды: Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского; Теория поэтапного формирования умственных действий, исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным; развивающее обучение по системе В.В. Давыдова, А.И. Гончарук, М.И. Ботов, В.Л. Зорина, Способ диалектического обучения; Технология Зайцева Всеволода Николаевича "СОУ" (совершенствование общеучебных умений)

- структурирована по рассматриваемым понятиям и сделаны общие выводы в контексте решения указанных выше проблем. Вот тот «синтез», инновационный потенциал, на который опирается мой педагогический опыт.

Обоснование инструментов развития логического мышления - в основу выбора положено использование инструментария и технологии Способа диалектического обучения, который завораживает уже только своим названием «Способ!», как же это важно, метапредметно и прогностично!

Технологический аспект опыта. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, то есть способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов. Основная цель (функция) логики всегда остается неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно сделать другие. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Поэтому понятно, почему я выбрала такой путь достижения учебных целей и решила сосредоточить свою деятельность на развитии логического мышления, как наиболее полном и разностороннем процессе формировании личности. Моя методика преподавания основывается на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности.

Использую в своей педагогической деятельности следующие формы организации учебного пространства: индивидуальные; работа в парах; групповые (групповое взаимодействие: противоречия, парадоксы); коллективные (дискуссия, диалог, размышление, обобщение).

Чаще всего использую методы по источникам знаний: практические; по степени взаимодействия учителя и учащегося: самостоятельная работа; по характеру познавательной деятельности: проблемное изложение; частично - поисковый, исследовательский; по характеру движения мысли: индуктивный, дедуктивный; по принципу освоения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Представляю способы, приемы, используемые мною в работе:

1. «Математика - гимнастика ума, а вычислительные навыки - гимнастика мышления», более того вычислительные навыки относятся к общеучебным умениям!

Способ организации упражнений на время (1мин), который позволяет увеличить уровень вычислительных навыков учеников без перегрузки учителя подготовительной и проверочной работой по технологии Зайцева Всеволода Николаевича. Для этой цели я разработала комплект карточек. Отличие данной технологии В.Н.Зайцева от обычных методик - более строгий учет психолого-дидактических закономерностей и результатов диагностики. Это и позволило мне получить хорошие результаты при меньших затратах времени и труда.

2. Мотивация (афоризм "Представь, что твой лечащий врач учился как и ты. Страшно?") Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. Считаю этот этап важным, это либо:

- проблемная ситуация, например, понятие «Степень числа» - Как вы думаете, как записать короче произведение, в котором все множители равны? 2*2*2*2*2, 5*5*5 (Проблемная ситуация) - Несколько разных мнений. (Осознание противоречия),- Так чего мы ещё не знаем? - Как короче записывать произведение? (Фиксирую на доске вопрос).

- либо загадка, например: «Сер, да не волк; длинноух, да не заяц; с копытами, да не лошадь; кто это?», «Четырехугольник, да не трапеция; параллелограмм, да не прямоугольник; с равными сторонами, да не ромб; что это?» После подвожу к обобщенному способу построения загадок, построенных на отрицании:

а) относиться к загадке, как к логической задаче;

б) решать такую загадку, значить доказывать от противного;

в) сопоставить разные, но в чем-то похожие предметы, выделить сходство;

г) методом исключения найти правильный ответ.

3. Логические операции с понятиями. Они, конечно, очень разнообразны. Приведу лишь общие приемы учебной деятельности по усвоению математических понятий: анализ, сравнение, заключение по аналогии, синтез, обобщение, ограничение понятия, формулирование проблемных вопросов - А - вопрос - понятие,- Б - вопрос - суждение, выражение отношений между понятиями; нахождение противоположностей; выявление противоречий; выведение следствий из определения, подведение под понятие, классификация, деление понятий. Трудности усвоения понятий учащимися психологи объясняют неумением выделять существенные признаки предметов. Например, учащиеся не узнают квадрат, если его стороны расположены под углом к горизонтали.

В таких случаях опять же использую обобщенный способ, разработанный Е. Н. Кабановой-Меллер, - так называемая противопоставляющая абстракция:

а) Вспомнить существенные признаки вводимого понятия, указанные в определении, и несущественные признаки; указать, как могут варьироваться несущественные признаки;

б) Найти в заданном материале существенные и несущественные признаки объектов и противопоставить их; выделить объекты, соответствующие вводимому понятию по существенным признакам, и отметить в них несущественные признаки. Эти операции предполагают, что одновременно одни признаки понятия замечаются, осознаются как существенные, другие как несущественные. Например, при формировании понятия «прямоугольник» учащиеся осознают два существенных признака:

а) фигура является четырехугольником; б) у фигуры все углы прямые.

Несущественные признаки: всевозможные длины сторон, цвет, любое положение на плоскости.

Отдельно остановлюсь на выявлении противоречий, у учеников они вызывают затруднение - здесь привожу такой аргумент. Сущность способа СДО определена так: «разрешение противоречий, вытекающих из единства противоположностей». Принцип «единства противоположностей» - ключевая идея философии Гегеля. Пример: противоположные числа - это положительные и отрицательные, а противоречием выступает нуль. Или правильные и неправильные дроби, а противоречием является смешанное число.

4. Описание алгоритмов учебной деятельности школьников. Используя метапредмет «Знание» преследую одновременно три цели - развитие у детей мышления, которое связано с формированием у них понятийной формы, развитие знаний, объективно существующих в культуре, а также как универсальный способ введения учащихся в культуру работы с понятиями, который отражается в следующих этапах:

  • этап формирования у детей различений и различительной способности. На этапе различений происходит работа с коммуникативными и мыслекоммуникативными способностями детей;

  • этап обучения, их идеированию и работе с идеализациями. Идеализация - это такая идеальная конструкция, которая лежит в основе понятия, где указано родовой и видовые признаки;

  • этап обучения их построению понятий. Схема работы с учащимся на данном этапе состоит в том, что его идеализация постоянно соотносится с разными этапами становления понятия;

  • этап, связанного с осмыслением генезиса систем и теорий, с формированием способности систематизации, т.е. надо найти место данному понятию в классификации.

Также использую обобщенный способ действий, предложенный преподавателями ИПК СДО:

Шаг 1. Определите, что именно надо классифицировать.

Шаг 2. Выберите признаки (если они не даны), на основе которых необходимо сделать классификацию.

Шаг 3. «Возьмите» первый признак и посмотрите, какие из объектов обладают им. Образуйте первую группу.

Шаг 4. «Возьмите» второй признак и посмотрите, какие из объектов обладают им. Образуйте вторую

Шаг 5. Каждой группе дайте название.

5. Диагностику результатов УУД ежегодно провожу в виде стартового и итогового тестирования в «своих» классах по тестам, разработанным в системе Способа диалектического обучения, они состоят из 6 суб-тестов. Например: Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1.

Под статистикой понимается:

A - практическая деятельность по сбору и анализу

количественных данных ;

B - массовые явления и процессы любой природы, в том числе и в экономике;

C - наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе.

1 б.

2.

К статистическим характеристикам относятся

A - мода, медиана и размах;

B -мода, размах, медиана, среднее арифметическое ;

C - мода, размах, медиана, количество, среднее арифметическое.

1 б.

3.

Характеристики среднего - это характеристики:

A - описывающие положение всего числового ряда в целом на числовой прямой; B - показывающие, насколько значения ряда различаются между собой; C -показывающие, как сильно значения ряда разбросаны, рассеяны вокруг средних .

1 б.

4.

Медиана соответствующего упорядоченного ряда делится на медианы упорядоченного ряда чисел с нечетным числом и с четным числом

A - по структуре; B -по назначению ; C - по признаку делимости на 2.

1 б.

5.

Набор чисел - это:

A - неупорядоченное множество чисел;

B - неупорядоченное неповторяющееся множество чисел;

C - упорядоченное множество чисел.

1 б.

6.

При подсчете доходов россиян Правительственная администрация выберет среднее значение, оппозиционная - значение медианы, олигарх - значение противоположное моде. Кто хочет показать реальные факты о доходах россиян?

A - олигарх; B - правительственная администрация; C - оппозиционная.

1 б.

Итого: 6 баллов.

6. Могу добавить, что практика показывает, что наибольший педагогический эффект дают те уроки, при построении которых планируется не менее трех и не более шести приемов обучения; более активное усвоение учениками знаний обеспечивается при условии, когда продолжительные (более трудоемкие) приемы работы применяются в начале урока, а менее продолжительные - к концу.

Результат Таким образом, данный опыт соответствует идеям современной педагогической науки и практической деятельности, ФГОС в области образования. Результативность (см. слайды) выражается: в уровне обученности учащихся; в успешной сдачи ГИА; в личностном развитии учащихся.

Литература

  1. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить// Наука и жизнь. - 1984. - № 8. - С. 14-20

  2. М.И. Ковель, Г.В. Глинкина, В.Л. Зорина «О роли тестового контроля на основе способа диалектического обучения в формировании оценки и самооценки»

  3. Зорина, В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения [Текст]: монография /В. Л. Зорина, В.С. Нургалеев. - 3-е изд., испр. и доп. - Красноярск: СибГТУ, 2005. - 168 с.

  4. Рыманова Т. Е. Проблема метапредметности в математическом образовании

  5. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения

© 2010-2022