Образовательная программа внеурочной деятельности За страницами учебника математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая образовательная программа внеурочной деятельности по математике разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 64с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [сост. Т.А. Бурмистрова]. М.: Просвещение, 2011. - 64 с.

  3. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011г. №07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».

  4. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31. 01. 2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».

При разработке программы учитывались также следующие научно-методические рекомендации:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.

  3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

  4. Рыжова Т. В. Математика. 5-6 кл. Школьный курс. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе информационных технологий: Электронный образовательный комплекс (ЭОК. - Ульяновск: ИнфоФонд, 2011.

  5. Хисматуллина Р.Р. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Математика. 5-6 кл.: Пособие для учителей ОУ / Р.Р. Хисматуллина, Е.Г. Квашин. - М.: Бизнес-меридиан, 2012. - 128с.

  6. Мухаметзянова Ф.С. Математика. / Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС [Текст]: методические рекомендации. В3-х частях. Часть 2/ под ред. Р.Р. Загидуллина, В.В. Зарубиной, С.Ю. Прохоровой - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 52с.

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» рассчитана на обучающихся 5-6 классов и составлена на основе Фундамен­тального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной про­граммы основного общего образования, представленных в Фе­деральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Также учтены основные идеи и по­ложения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Сознательное овладение учащимися системой арифметиче­ских знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость данного курса обусловлена тем, что её объектом являются коли­чественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Математика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В пер­вую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5 классе, а в дальнейшем и в 6 классе, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические уме­ния и навыки арифметического характера необходимы для тру­довой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике. способству­ет формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адапта­ции в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, кон­центрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятель­ность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критич­ность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать само­стоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

Изучение математики позволяет формиро­вать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпыва­юще, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, акку­ратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса математики являет­ся развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёт­кие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию матема­тики, формируя понимание красоты и изящества математи­ческих рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Содержание разделов Программы внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» направлено на расширение и углубление знаний по предмету «математика». Темы программы непосредственно связаны с основным курсом математики в 5 и 6 классах. Однако в результате занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи.

В стандартах второго поколения определен портрет выпускника основной школы, это - член общества, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, готовый сотрудничать для достижения совместного результата, осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. На занятиях школьники учатся работать с дополнительной литературой и др. образовательными ресурсами, работать в команде, работать над проектами.

Образовательная программа «За страницами учебника математики» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность.

Цели программы:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, повышение уровня их математической культуры;

  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу, формирование универсальных учебных действий;

  • формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности.

Задачи программы:

  • Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами.

  • Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний.

  • Учить работе с дополнительной и справочной литературой

  • Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, заменить одну фигуру на другую, дополнять практические занятия новыми приёмами, варьировать тематику проектной деятельности и т.д.).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«За страницами учебника математики»


В курсе «За страницами учебника математики» для 5-6 классов можно выделить следую­щие основные содержательные линии:

  • арифметика;

  • вероятность и статистика;

  • наглядная геометрия.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дис­циплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию учащихся первичных представлений о гео­метрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Линия «Вероятность и статистика» - обязательный ком­понент образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у школьников функциональной грамот­ности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, про­изводить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотре­ние случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления младших подростков о современной картине мира и методах его исследования, у них формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

МЕСТО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» рассчитана на детей 11-12 лет, реализуется за 2 года. Учебный (образовательный) план на изучение курса в 5 классе основной школы отводит 1 час в неделю (35 занятий); в 6 классе - 1 час в неделю (35 занятий). Всего - 70 часов.

Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

  1. готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  3. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  4. экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

  5. формирование способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений;

у учащихся могут быть сформированы:

  1. первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  2. коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  3. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  4. креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;

  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  5. составлять план и последовательность действий;

  6. осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

  7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  2. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  4. выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  5. концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. использовать общие приёмы решения задач;

  3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  4. осуществлять смысловое чтение;

  5. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  6. самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных математических про­блем;

  7. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  8. понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  9. находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  2. формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентности);

  3. видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  5. планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  7. интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  8. оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);

  9. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  4. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  5. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  6. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

предметные:

учащиеся научатся:

  1. работать с математическим текстом (структу­рирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, симво­лический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

  2. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения не­сложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных мате­риалов, калькулятора и компьютера;

  3. пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения ин­формации;

  4. знать основные способы представления и анализа ста­тистических данных; уметь решать задачи с помощью пере­бора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учеб­ных предметах;

  2. применять изученные понятия, результаты и ме­тоды при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  3. самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Организация учебного процесса

При организации учебного про­цесса необходимо обращать внимание на такую психологическую особенность возраста младших школьников, как из­бирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и вне­классные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.

Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления явля­ется его критичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.

Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравится решать про­блемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому ре­шать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать сваю правоту.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными при­чинами.

Реализация образовательной программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетен­ций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

  • создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирова­ния в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;

  • создание условия для плодотворного участия в работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, исполь­зуя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

На занятиях учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической peчью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собе­седника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефра­зировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познава­тельных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соот­ветствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать вырази­тельные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам внеурочной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.

Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуникативная деятель­ность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источ­ников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиови­зуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таб­лицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познаватель­ной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, крити­ческого оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от против­ного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, поле­мика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уве­ренное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результа­тов познавательной и практической деятельности.

Место проведения занятий

В зависимости от планируемого вида деятельности, занятия проводятся в учебном кабинете, в игровой комнате, в библиотеке и на игровой площадке.

Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, математические игры, решение кроссвордов и ребусов и т.п.), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

Формы подведения итогов (в т.ч. промежуточных) реализации данной программы:

  • Выставки рисунков, моделей с кратким сообщением;

  • Краткие сообщения;

  • Инсценировки, театрализованные представления;

  • Игры, конкурсы;

  • Открытые занятия, концерт для родителей и младших школьников;

  • Интерактивные викторины;

  • Турниры знатоков;

  • Защита проектов.

Учитываются, в большей мере, не учебные достижения обучающихся, а их творческие успехи, уровень их социальной активности. В конце каждого года обучения педагогу рекомендуется проводить показательные мероприятия, используя творчество и фантазию детей.

учебно-методическоЕ и материально-техническое

обеспечение программы


Программа предусматривает следующие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:

  • наглядные пособия, модели геомет­рических тел, таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты;

  • для информационно-компьютерной поддержки используются: компьютер, сканер, интерактивная доска, презентации;

  • программно-педагогические средства, а так­же данная программа, справочная литература, ресурсы Интернета, задания для проектной деятельности.

Информационно-методическое обеспечение

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуе­мых с помощью компьютера:

  • Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». mat.lseptember.ru.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование инфор­мации и материалов следующих интернет-ресурсов:

  • Министерство образования и науки РФ: mon.gov.ru/

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: informika.ru/

  • Тестирование on-line: 5-11 классы: kokch.kts.ru/cdo/

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu. samara.ru/~nauka/

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru/

  • Сайт энциклопедий: encyclopedia.ru/






Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела


Количество часов

Из них

Теоретических

Практических

1

Наука о числах

22

6

18

2

Геометрические фигуры

16

5

11

3

Логические задачи

25

6

19

4

Введение в вероятность

7

2

5

Содержание программы


Глава 1. Наука о числах (22 часа)

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Сложение, вычитание натуральных чисел. (3ч). Занимательные ребусы, головоломки, загадки (3ч.). Развитие вычислительной культуры. Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления (3ч.). Арифметические действия над десятичными обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами (4ч.). Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности (4ч). Математические игры с числами (3ч). Делимость чисел (2 ч).

Планируемые результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;

  • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, вычислять значения степеней, со­четая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

  • формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения, применять их рационализации вычислений;

  • уметь решать задачи на понимание отношений «больше на...», «меньше на...», «больше в...», «меньше в...», а также понимание нестандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», осталось и т.п.; типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

  • знать законы арифметических действий, уметь записывать их с помощью букв и применять их для рационализации вычислений;

Обучающийся получит возможность:

  • познакомиться с римской нумерацией;

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисле­ния, выбирая подходящий для ситуации способ;

  • анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;

  • решать мате­матические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать занимательные задачи.

Глава 2. Геометрические фигуры ( 16 часов)

Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Измерение геометрических величин. Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства. Геометрические головоломки (7ч.). Параллельность и перпендикулярность прямых. Топологические опыты (3ч). Построение с помощью циркуля и линейки (4ч). Оригами - геометрия клетчатой бумаги (2ч)

Планируемые результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

  • измерять с помощью транспортира и срав­нивать величины углов.

  • строить углы заданной величины с помощью транспортира.

  • выражать одни единицы измерения углов через другие;

  • вычислять площадь треугольника;

  • применять понятие масштаб;

  • изображать геометрические фигуры и их конфигурации с использованием чертёжных инструмен­тов;

  • применять циркуль и линейку для геометрических построений;

Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о геометрических фигурах, их свойствах

  • изучить исторические сведения по теме;

  • решать занимательные задачи;

  • познакомится с основами оригами.

Глава 3. Логические задачи ( 25 часов)

Задачи на «переливание». Задачи на взвешивание. Задачи на "движение"(6ч). Решение логических задач с помощью таблиц. Решение логических задач с помощью графов. Решение задач с помощью кругов Эйлера (6ч). Задачи международного математического конкурса «Кенгуру» (4ч). Олимпиадные задачи различного уровня (5ч). Решение задач на проценты (4ч).

Планируемые результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

  • решать задачи на дроби, на все действия с дробями, на совместную работу; движение;

  • применять различные методы для решения логических задач;

  • находить рациональный способ решения задач;

  • переводить информацию на математический язык;

Обучающийся получит возможность:

  • применять различные методы для решения логических задач на переливание, взвешивание; логические задачи с помощью таблиц, графов, кругов Эйлера;

  • углубить и развить представления о способах решения задач;

  • изучить исторические сведения по теме;

  • решать исторические, занимательные задачи.

Глава 4. Введение в вероятность ( 7 часов)

Простейшие комбинаторные задачи. Логика перебора. ( 3ч). Правило умножения. Сравнение шансов. (2ч). Эксперименты со случайными исходами ( 2ч).

Планируемые результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

  • понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • понимать, что вероятность наступления некоторых событий изменяется в зависимости от условий, в которых они рассматриваются;

  • находить в простейших случаях вероятности случайных событий.

Обучающийся получит возможность:

  • выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций.















Календарно-тематическое планирование


5 класс

№ п/п

Дата

Разделы программы и темы занятий


Кол-во час

теорет

практ

Глава 1. Наука о числах (16 ч).



1

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Викторина « Мир чисел».

1


2-3

Сложение, вычитание натуральных чисел. Игра « Кто быстрее»


2

4-5

Занимательные ребусы, головоломки, загадки


2

6-7

Приемы устного счета.

1

1

8-9

Арифметические действия над десятичными дробями. Игра « Десятичные дроби»

1

1

10

Арифметические действия над обыкновенными дробями.


1

11-12

Метрическая система мер. Старые русские меры.

1

1

13

Как измеряли в древности. Конкурс ребусов.


1

14

Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.

1

1

15-16

Математические игры с числами. « Математический бой»


1

Глава 2. Геометрические фигуры ( 9 часов)


17

Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Кроссворд « Геометрия в нашей жизни»

1


18

Геометрические фигуры - прямоугольник, квадрат


1

19-20

Геометрические фигуры - треугольник

1

1

21

Параллельность и перпендикулярность прямых.


1

22-23

Что может циркуль и линейка?


2

24-25

Геометрические головоломки. Конкурс сказок « Из жизни геометрических фигур».


2

Глава 3. Логические задачи ( 10 часов)


26-27

Переливаем жидкости. Моя тема проекта.

1

1

28

Взвешивание.


1

29

Движение


1

30-31

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру»


2

32-33

Логические задачи и таблицы

1

1

34-35

Графы и логика. Защита проектов.

1

1



6 класс

№ п/п

Дата

Разделы программы и темы занятий


Кол-во час

теорет

практ

Глава 1. Наука о числах (6часов)


1

Занимательные ребусы, головоломки, загадки


1

2

Индивидуальные сообщения « Рациональное вычисление»


1

3

Положительные и отрицательные числа вокруг нас.


1

4-5

Делимость чисел

1

1

6

Признаки делимости


1

Глава 2. Геометрические фигуры ( 7 часов)

7

Геометрические фигуры - окружность, круг

Конкурс презентаций


1

8-9

Возможности циркуля и линейки

1

1

10-11

Топологические опыты

1

1

12-13

Оригами - геометрия клетчатой бумаги

1

1

Глава 3. Логические задачи ( 15 часов)

14

И снова взвешиваем. Выбираем тему проекта


1

15

Движение по реке


1

16-17

Круги Эйлера и логика. Сообщение « Великий математик - Л. Эйлер»

1

1

18-19

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру»


2

20-21

Проценты.

1

1

22-23

Проценты в нашей жизни. Конкурс творческих работ по теме « Проценты вокруг нас».


2

24-25

Совместная работа в олимпиадных заданиях

1

1

26-27

Готовимся к олимпиаде по математике


2

28

Защита проектов


1

Глава 4. Введение в вероятность ( 7 часов)


29

Простейшие комбинаторные задачи.


1

30

Логика перебора


1

31

Правило умножения


1

32-33

Сравнение шансов

1

1

34-35

Эксперименты со случайными исходами

1

1










ЛИТЕРАТУРА


Литература для учителя:

  1. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010

  2. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: "Аким", 1996

  3. Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007

  4. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012

  5. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 2009

  6. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010

  7. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

  8. Депман И.Я. Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 2011

  9. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии», ВАКО 2009

  10. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М., Омега, 2012

  11. Козлова Е.Г. «Сказки и подсказки», М., 2011

  12. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.- М.: МЦНМО, 2004

  13. Кононов А.Я. «Математическая мозаика», М., 2013

  14. Лихтарников Л.М. «Занимательные задачи по математике», М., 2013

  15. Мухаметзянова Ф.С. Математика. / Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС [Текст]: методические рекомендации. В3-х частях. Часть 2/ под ред. Р.Р. Загидуллина, В.В. Зарубиной, С.Ю. Прохоровой - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 52с.

  16. Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2012

  17. Рыжова Т. В. Математика. 5-6 кл. Школьный курс. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе информационных технологий: Электронный образовательный комплекс (ЭОК. - Ульяновск: ИнфоФонд, 2011.

  18. .«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 2010

  19. Хисматуллина Р.Р. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Математика. 5-6 кл.: Пособие для учителей ОУ / Р.Р. Хисматуллина, Е.Г. Квашин. - М.: Бизнес-меридиан, 2012. - 128с.

  20. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 классы.- М.: Просвещение, 2000

  21. Ященко И.В. «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2010 г.

  22. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79с. - (Стандарты второго поколения).

  23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.







Литература для обучающихся и их родителей:


  1. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010

  2. Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007

  3. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012

  4. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 2009

  5. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010

  6. Депман И.Я. Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для

  7. учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 2011

  8. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы,

  9. парадоксы. - М., Омега, 2012

  10. Козлова Е.Г. «Сказки и подсказки», М., 2011

  11. Кононов А.Я. «Математическая мозаика», М., 2013

  12. Лихтарников Л.М. «Занимательные задачи по математике», М., 2013

  13. Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.

  14. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2012

  15. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 2010

  16. Ященко И.В. «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2010



Электронные ресурсы, сайты:

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуе­мых с помощью компьютера:

• Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». mat.lseptember.ru.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование инфор­мации и материалов следующих интернет-ресурсов:

  • Министерство образования и науки РФ: mon.gov.ru/

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: informika.ru/

  • Тестирование on-line: 5-11 классы: kokch.kts.ru/cdo/

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu. samara.ru/~nauka/

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru/

  • Сайт энциклопедий: encyclopedia.ru/


© 2010-2022