- Преподавателю
- Математика
- Интеграция учебных процессов в обучении
Интеграция учебных процессов в обучении
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Журкова В.П. |
Дата | 02.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интеграция учебных процессов.
Проблема интеграции естественно научных предметов - есть перспективное направление в развитии образования. Ее необходимость доказана рядом обстоятельств:
-
Реализация интегрального подхода, способного увеличить вариативности выбора модели образования. Это особенно важно на старшей ступени образования, где отсутствие непрофилирующих интегрированных курсов естествознания существенно сдерживает развитие школ гуманитарной направленности.
-
Развитие содержания образования интеграция учебных процессов выступает как основной резерв нормализации учебной нагрузки и повышение качества знаний школьника.
-
Интеграция естественно научных предметов преследует цель усилить общекультурную направленность образования на основе целостного подхода к формированию единой научной картины мира.
-
Благоприятные условия для реализации интегрированных подходов в преподавании создаются в результате развития системы вариативного образования.
Возможность выбрать спецкурс по математике или биологии, заниматься по индивидуальной программе, получить квалифицированную консультацию учителя, выбрать тот или иной профиль обучения на старшей ступени- все эти возможности, которые реально обеспечивают учебный базисный план, позволяют сгладить возможные отрицательные последствия интеграции.
Наличие тех или иных предметов в учебном плане определяется целями и задачами целостной системы образования. Построение учебного процесса вокруг широких проблем приводит к более заинтересованному, личностно- значимому и осмысленному восприятию, что ведет в целом к возрастанию мотивации. Интегрированное преподавание позволяет более эффектно использовать учебное время за счет исключения и повторов, неизбежных при преподавании разрозненных предметов.
Систематическое и органическое при интегрированном преподавании подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию более устойчивого умения переноса знаний к большей эффективности обучения. Появляется возможность по-иному организовать и учебное время.
Отсутствие в настоящее время четкой концепции объединения хоть и родственных, но все- таки различных наук на протяжении всего срока обучения на этой ступени, связанная с теоретической не разработкой идейных основ такой интеграции, ограничивает возможность ее осуществления в ближайшей перспективе либо более узкими предметными рамками ( физики и астрономии, геометрии и астрономии, которая более предпочтительна, чем интеграция астрономии и физической географии) либо временным фактором, предполагающим изложение основ науки в
сжатые сроки. Последний вариант, обладая определенными достоинствами: глубиной погружения в предмет, обеспечением большой мобильности системы образования - имеет серьезный недостаток, который на практике может привести к несуразному интегральному обучению, где каждая наука исчерпывается прежде, успели приступить к другой.
Теоретическая и практическая разработанность общего курса на всей ступени обучения, которая бы удовлетворяла целям и задачам школы, не доказывает, однако, неправомерность такого подхода в целом. Напротив: создание такого курса могло бы способствовать практической реализации одного из важнейших направлений перестройки естественно научного образования: его гуманизации, усилению общекультурной направленности образования, устранялось бы дублирование учебного материала, минизация числа изучаемых в школе предметов.
Особенность такого подхода к построению системы естественно научного образования заключается в том, что полная интеграция всех дисциплин на
второй ступени обучения отодвигает начало изучения систематических курсов физики, химии или биологии на более старший возраст; более глубокое проникновение учащихся в традиционные предметные области наук связываются при таком подходе с началом профильного обучения и становится основной функцией профильной специализации и углубленного
изучения областей знаний и практической деятельности на старшей ступени школы и напрямую связывается с проявлением интереса подростка к более глубокому постижению избранной отрасли знания, с наличием сознательного положительного отношения к ее изучению.
Преимущество интеграции естественно научных дисциплин заключается в том, что выбранная ведущая идея интеграции может способствовать реализации возрастных психологических особенностей развития учащихся.
Такой подход более всего способен увлечь подростка, сделать его участником и соавтором научного открытия, способствовать развитию творческих способностей детей, их интереса к изучению дисциплин.
Учитывая возможный выигрыш, который может быть получен в случаи успеха, для формирования ответственной и инициативной, социально активной, творческой личности попытаться, безусловно, стоит( выпуск такого класса: из23 выпускников-21 поступили в технические ВУЗы, работают в творческих лабораториях 60%)
Учебный план, по моему мнению, не должен являться препятствием на пути осуществления этих попыток, ни к внедрению такого курса в случае успешного их окончания. В любом случае учебный план должен позволять компенсировать ее недостатки. В этих целях целесообразно использовать часы школьного компонента. В случае интегрального построения системы естественно научного образования в качестве курсов, предназначенных для обязательного выбора учащихся, целесообразно предложить систематические курсы математики- физики, химии, биологии, рассчитанные на 1-2 года, факультативный спецкурс.
Одним из элементов, наиболее значимых в школьном обучении, являются интегрированные уроки. Они имеют формы обмена знаниями ,взаимопроверки научного поиска, защиты творческих работ, собеседование по проблеме, обобщение изученного материала. Учащиеся овладевают приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время. Интегрированный урок дает целостное представление о мире, способность видеть его своеобразно. Интегрированный урок- это творчество,
Нестандартный подход к занятиям. Уроки интересны ученикам и учителям.
Пример. Математика и информатика.
Тема «Исследование функции и построение графика».
Язык программирования, символика, графики, для исследования: теория по математике и информатике.
Пример простой репродуктивной задачи интегративного характера..
Учитель «Ребята, прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3…4? 5! 6?! 7, 8, 9. Сосчитайте их сумму. Как это сделать быстро и рационально. Умножить полученное число на 2 и прибавить 10. Сколько у вас получилось? Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. А как это звучит в английском? С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется?
В названия каких литературных произведений входит это слово?».