- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа курса Наглядная геометрия для обучающихся 5-6 классов
Рабочая программа курса Наглядная геометрия для обучающихся 5-6 классов
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соловьева С.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 2» Энгельсского муниципального района
_________________/Дакирова К.С../
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ООШ №2»
Энгельсского муниципального района
___________________/Лихачева О.Н./
Приказ № ______от_____________
Рабочая учебная программа
по учебному курсу
«Наглядная геометрия»
для обучающихся 5 «а» класса
МБОУ «ООШ № 2»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Соловьева Светлана Николаевна
учитель
математики и физики
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная программа по математике адресована обучающимся основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Программа по математике адресована обучающимся 5 класса МБОУ «ООШ№2», которые имеют высокую мотивацию к изучению данного предмета.
Рабочая учебная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и авторской программе И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой.
Рабочая учебная программа соответствует государственному образовательному стандарту (2004 г.)
Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели:
- пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);
- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;
- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;
- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу,
полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;
- развитие логического мышления, пространственных представлений;
- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование
геометрического понятийного аппарата;
- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой
культуры и истории;
- формирование математической речи;
- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.
Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:
- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- усвоение геометрической терминологии и символики;
- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;
- сравнение и измерение геометрических величин;
- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
При изучении математики используются следующие образовательные технологии: исследовательская деятельность, проектная деятельность, информационные технологии; технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др).
С целью реализации учебных задач используются такие формы уроков, как защита проектов практикумы, уроки контроля, презентации, мини-лекции, и др.
В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:
- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
- изображать знакомые фигуры по их описанию;
- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
- пользоваться геометрической символикой;
- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам
Основные умения и навыки:
- владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;
- умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;
- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);
- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;
- умение анализировать свойства геометрических фигур;
- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;
- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;
- конструирование объемных фигур;
- умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;
- построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;
- использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;
- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;
- умение использовать теоретические знания в практической работе.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тематический блок
Кол-во
часов
Использова
ние ИКТ
Использова
ние
проектной деятельности
Использова
ние
исследовательской деятельности
1
Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности.
2
1
2
Пространство и размерность.
Простейшие геометрические фигуры.
6
2
2
1
3
Куб и его свойства.
3
1
1
4
Задачи на разрезание и складывание фигур.
2
1
5
Виды треугольников
4
1
2
6
Правильные многогранники
2
1
7
Геометрические головоломки
2
1
8
Измерение длины
2
9
Вычисление длины и площади, объема тел
4
1
1
1
10
Окружность
3
1
1
1
11
Решение занимательных геометрических задач
5
1
2
1
Итого
35
7
10
7
Содержание тематического плана 5кл
№
п/п
Тематический блок
Кол-во
часов
Форма учебного занятия
Уроки контроля
1
Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности.
2
Мини-лекции, уроки с использованием ИКТ
2
Пространство и размерность.
Простейшие геометрические фигуры.
6
Практикумы, уроки с использованием ИКТ, урок ЗП
Тест «Геометрические фигуры»
3
Куб и его свойства.
3
Уроки с использованием ИКТ, практикумы Мини-лекции
Практическая работа «Развертка куба»
4
Задачи на разрезание и складывание фигур.
2
Практикумы, уроки с использованием ИКТ
Мини-лекции
5
Виды треугольников
4
Уроки с использованием ИКТ, практикумы Мини-лекции
Тест «Свойства треугольников»
6
Правильные многогранники
2
Практикумы, уроки с использованием ИКТ, урок ЗП
Практическая работа «Развертки многогранников»
7
Геометрические головоломки
2
Уроки с использованием ИКТ, практикумы Мини-лекции
8
Измерение длины
2
Уроки с использованием ИКТ, практикумы
Тест «Измерение величин»
9
Вычисление длины и площади, объема тел
4
Уроки с использованием ИКТ, практикумы,
Мини-лекции
Практическая работа « Вычисление площади и объема тел»
10
Окружность
3
Уроки с использованием ИКТ, практикумы,
Мини-лекции
11
Решение занимательных геометрических задач
5
Уроки с использованием ИКТ, практикумы,
Мини-лекции
Итоговый тест
Итого
35
Календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе
№
урока
Содержание (тема урока)
Пункт в учебнике
Кол-во
часов
Дата проведения
(план)
Дата проведения
(факт)
1.
Введение. Исторические сведения.
п.1
1
2.
Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности.
п.1
1
3.
Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство.
п.2
1
4.
Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива.
п.2
1
5.
Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч.
п.3
1
6.
Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства.
п.3
1
7.
Построение и измерение углов.
п.3
1
8.
Построение и измерение углов. Биссектриса угла.
п.3
1
9.
Конструирование из Т.
Творческие работы.
п.4
1
10
Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба.
п.5
1
11.
Куб и его свойства. Развертка куба.
п.5
1
12.
Задачи на разрезание и складывание фигур.
Творческие работы.
п.6
1
13.
Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино.
п.6
1
14.
Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
п.7
1
15.
Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон.
п.7
1
16.
Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза.
п.7
1
17.
Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам.
п.7
1
18.
Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур..
п.8
1
19.
Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур.
п.8
1
20.
Геометрические головоломки. Танграм.
п.9
1
21.
Геометрические головоломки. Стомахион.
п.9
1
22.
Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины.
п.10
1
23.
Измерение длины. Единицы длины.
п.10
1
24.
Измерение площади. Единицы площади.
п.11
1
25.
Измерение объема. Единицы объема.
п.11
1
26.
Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур.
п.12
1
27.
Вычисление объема.
п.12
1
28.
Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности.
п.13
1
29.
Окружность. Деление окружности на части.
Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.
п.13
1
30.
Геометрический тренинг. Развитие "геометрического зрения". Решение занимательных геометрических задач.
п.14
1
31.
Топологический опыт
п.14
1
32.
Топологические опыты. Лист Мебиуса.
Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком
п.15
1
33.
Задачи со спичками.
п.16
1
34
Задачи со спичками.
.
п.16
1
35
Итоговый урок
1
Учебно-методическое обеспечение
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.
2. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. - М.: Просвещение, 1999. - 80 с.
3. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.
4. Белоусова А.Г. Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии. -
festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211155
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 2» Энгельсского муниципального района
_________________/Дакирова К.С../
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ООШ №2»
Энгельсского муниципального района
___________________/Лихачева О.Н./
Приказ № ______от_____________
Рабочая учебная программа
по учебному курсу
«Наглядная геометрия»
для обучающихся 6 класса
МБОУ «ООШ № 2»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Соловьева Светлана Николаевна
учитель
математики и физики
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная программа по математике адресована обучающимся основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Программа по математике адресована обучающимся 6 класса МБОУ «ООШ№2», которые имеют высокую мотивацию к изучению данного предмета.
Рабочая учебная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и авторской программе И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой.
Рабочая учебная программа соответствует государственному образовательному стандарту (2004 г.) Целью изучения до систематического курса геометрии - курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Данная учебная программа по наглядной геометрии для 6-х классов рассчитана (в условиях данной школы) на 35 часов.
Цели курса
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на развитие:
-
пространственных представлений,
-
образного мышления,
-
изобразительно графических умений,
-
приемов конструктивной деятельности,
-
умений преодолевать трудности при решении математических задач,
-
геометрической интуиции,
-
познавательного интереса учащихся,
-
развитие глазомера,
-
памяти,
-
правильной геометрической речи.
на формирование :
-
логического и абстрактного мышления,
-
качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи курса
-
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности.
-
Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений.
-
Познакомить учащихся со свойствами геометрических фигур на уровне практических исследований.
-
Научить применять полученные знания при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
При изучении математики используются следующие образовательные технологии: исследовательская деятельность, проектная деятельность, информационные технологии; технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др).
С целью реализации учебных задач используются такие формы уроков, как защита проектов практикумы, уроки контроля, презентации, мини-лекции, и др.
В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:
- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
- изображать знакомые фигуры по их описанию;
- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
- пользоваться геометрической символикой;
- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам
Основные умения и навыки:
- владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;
- умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;
- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);
- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;
- умение анализировать свойства геометрических фигур;
- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;
- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;
- конструирование объемных фигур;
- умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;
- построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;
- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;
- умение использовать теоретические знания в практической работе.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тематический блок
Кол-во часов
Использо-вание ИКТ
Использование проектной деятельности
Использование исследовательской деятельности
1
Линии в геометрии
8
1
5
1
2
Многоугольники
3
1
1
3
Координаты
3
1
1
4
Геометрические построения
8
2
2
5
Геометрия клетчатой бумаги.
3
1
2
6
Занимательная геометрия
8
1
5
7
Олимпиады
2
ИТОГО
35
7
10
7
Основное содержание учебно-тематического плана
№ п/п
Тематический блок
Кол-во часов
Формы учебных занятий
Виды контроля
1.
Линии в геометрии
8
Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Замечательные кривые.
Кривые Дракона.
Уроки с использованием ИКТ, практикумы, урок защиты проектов.
Защита проектов,
см/р.
2.
Многоугольники
3
Параллелограммы: ромб, прямоугольник, квадрат.
Уроки с использованием ИКТ, практикумы.
Промежуточный тест, дифференцированный контроль, индивидуальный контроль, сообщение, практическая работа.
3.
Координаты
3
Координаты на плоскости. Игры в координатах.
Уроки с использованием ИКТ, практикумы, уроки с применением дидактических игр.
См/р, дифференцированный контроль, индивидуальный контроль, сообщение, контрольная работа.
4.
Геометрические построения
8
Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты.
Уроки с использованием ИКТ, практикумы, урок защиты проектов.
См/ р, дифференцированный контроль, индивидуальный контроль, сообщение, защита проектов.
5.
Геометрия клетчатой бумаги.
3
Эксперименты с прямоугольным треугольником. Нахождение площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге (материалы ЕГЭ). Формула Пика.
Уроки с использованием ИКТ, практикумы.
См/ р, тест, дифференцированный контроль, индивидуальный контроль, сообщение.
6
Занимательная геометрия
8
Оригами. Задачи, головоломки, лабиринты, игры.
Уроки с использованием ИКТ, уроки с применением дидактических игр, урок защиты проектов.
Защита проектов.
7
Олимпиады
2
Итого
35
Календарно-тематическое планирование учебного материала в 6 классе
№
урока
Наименование
тем уроков
Кол-во
часов
Дата проведения
Основные понятия и термины
Пункт учебника
По плану
По факту
1
Зашифрованная переписка. Способ решетки
1
п.17
2
Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач
1
п.18
3
Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций
1
п.19
4
Задачи на построение параллельных и перпендикулярных прямых.
1
Свойство перпендикуляра, перпендикулярные отрезки, параллельные
отрезки, скрещивающиеся отрезки и прямые
п.20
5
Многоугольники. Параллелограммы (ромб, прямоугольник, квадрат). Опыт с листом бумаги.
1
Определения ромба, прямоугольника, квадрата и их свойства.
Диагональ квадрата
п.21
6
Золотой прямоугольник. Золотое сечение
1
Золотое сечение
п.21
7
Задача на построение золотого прямоугольника.
1
п.21
8
Декартова система координат.
1
Координатная плоскость. Координатная ось. Начало координат. Координата точки плоскости
п.22
9
Игры в координатах : «Морской бой», «Остров сокровищ».
1
п.22
10
Полярные координаты и их практическое применение.
1
Полярные координаты (угол, расстояние), полюс, полярная ось
п.22
11
Оригами: прыгающая лягушка.
1
Понятие «Оригами»
п.23
12
Оригами: сорока.
1
п.23
13
Оригами: зайчик.
1
п.23
14
Замечательные кривые: эллипс, гипербола, парабола.
1
Определения эллипса, гиперболы, параболы, их свойства. Конические сечения
п.24
15
Замечательные кривые. Конус.
1
Понятие конуса
п.24
16
Олимпиада
1
п.24
п.24
17
Замечательные кривые: синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды.
1
Понятия: спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды
п.24
18
Кривые дракона.
1
п.25
19
Коды для рисования кривых дракона.
1
Коды для рисования кривых дракона. Правило для перехода от одного кода к другому
п.25
20
Лабиринты. Метод проб и ошибок.
1
Метод проб и ошибок
п.26
21
Лабиринты. Метод зачёркивания тупиков.
1
Метод зачёркивания тупиков
п.26
22
Лабиринты. Правило левой руки.
1
Правило левой руки
п.26
23
Геометрия клетчатой бумаги. Эксперименты с прямоугольным треугольником.
1
п.27
24
Геометрия клетчатой бумаги. Нахождение площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге (материалы ЕГЭ)
1
п.27
25
Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика
1
Формула Пика
п.27
26
Зеркальное отражение.
1
п.28
27
Симметрия - зеркальная
1
Понятие зеркальной симметрии или осевой, ось симметрии.
п.29
28
Симметрия - центральная
1
Понятие центральной или поворотной симметрии, центр симметрии, свойство центра симметрии.
п.29
29
Бордюры
1
Понятие «Трафарет»
п.30
30
Орнаменты
1
Паркеты, решётка
п.31
31
Симметрия помогает решать задачи
1
Основные свойства симметрии, важное свойство плоскости, свойство окружности и касательной к ней
п.32
32
Одно важное свойство окружности
1
Свойство прямоугольника, свойство окружности.
п.33
33
Задачи, головоломки.
1
п.34
34
Игры
1
п.34
35
Олимпиада
1
Учебно-методическое обеспечение
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.
2. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. - М.: Просвещение, 1999. - 80 с.
3. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.
4. Белоусова А.Г. Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии.
5. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. - Саратов: «Лицей», 2002. - 288 с.
6 . Афонькин С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. - 192 с.
7.festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211155