Урок на тему Производная и ее применение

Тему открытого урока я выбрала не случайно, т.к применение производной позволяет решать задачи повышенной трудности и для этого требуется нетрадиционные мышления,  которое можно применять в вычислительной технике, экономике и т.д. Это доказывает актуальность данной темы.   Урок спланирован в контексте систематического и обстоятельного изучения математического анализа. Данный урок является комбинированный. Он направлен на решение следующих задач:  а) повторение, обобщение и систематизация знаний...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: «Производная и ее применение»

Ибрагимова Анифе Ришатовна

ГБПОУ РК « Калиновский техникум механизации,

сельского хозяйства и сферы обслуживания» ,

преподаватель математики.

Джанкойский район, с. Калиновка ул. 40 лет Победы 1











Кредо:

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших студентов завтра» (Джон Дьюи)

Основная задача:

Дать глубокие прочные знания. Кроме передачи суммы знаний, надо развивать личность студента на основе освоения способов деятельности.

Технология: развивающее обучение

Краткая характеристика особенностей группы, в которой реализуется данный урок.

Студенты второго курса Калиновского ПТАУ, обучающиеся по специальности «Электромонтер устройств (СЦБ)» с достаточным уровнем мотивации к предмету. Они грамотно используют таблицу производных основных функций и применяют производную в решении прикладных задач. Студенты, наиболее успешные в области изучения точных наук, образуют группу лидеров, помогающих однокурсникам. В общении друг с другом студенты доброжелательны. Поэтому в проведении этого урока оправдана лекционно-консультативная деятельность студентов, имеющих высокий уровень мастерства в решении прикладных задач.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа, учебник для общеобразовательных организаций,11 класс,- М: Просвещение, 2014.

  2. Садовничий Ю.В. Математика. Тематическая подготовка к ЕГЭ,-М.:

Илекса, 2011.

  1. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике. 7-11 кл.- М.: Илекса,2012.

  2. Яковлева Г.Н. Алгебра и начала анализа.М.1981

В учебном плане данный урок находится после изучения тем «Функции, их свойства и графики» и «Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции» перед изучением тем «Первообразная» и «Интеграл».

Оборудование, используемое на уроке: карточки с задачами к уроку, проектор, презентации с тестовыми заданиями и решениями некоторых задач урока.

Тема «Производная и ее применение»

Тип урока: урок комплексного применения знаний в решении прикладных задач.

Цели урока:

Образовательные:

-сформировать понятие о производной;

-изучить правила нахождения производных;

-решать прикладные задачи с помощью производной.

Развивающие:

-обеспечить повторение изученного материала, наиболее общих и существенных понятий, теорем и алгоритмов;

-развить умения знаний в конкретной ситуации;

-развить навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;

-развить умения сравнивать, обобщать, правильно сформулировать и излагать мысли;

-обеспечить проверку усвоения изученного материала;

-развить математическую компетентность студентов.

Воспитательные:

-создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

-обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;

-воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

-способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;

-воспитывать культуру общения, умения работать в паре, взаимопомощи;

-способствовать осознанию исторической ценности изучаемого материала.

Интеллектуально-развивающие:

-создать условия для проявлений творческого подхода к учебным задачам, выдвижению гипотез, постановке проблем и поиску путей их решения;

-обучать методам научного познания- анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала.

Методы проведения:

- самостоятельная работа учащихся;

- деловая деятельность группы учащихся, имеющих высокий уровень мастерства в решении прикладных задач с помощью производной.

Форма проведения урока: деловая игра.

Ключевые компетенции:

Информационно-познавательные: умение работать с конспектом, умение слушать исследование, представляемое однокурсником, выбирать в исследовании главное, делать выводы и обобщать.

Коммуникативные: умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.

Предметные: умение решать задачи с помощью производной; использовать правила нахождения производных.

К моменту проведения урока студенты должны уметь:

-составлять алгоритм нахождения критических точек функции;

-находить промежутки возрастания(убывания) функции по алгоритму;

План урока:

1.Организация начала занятия.

2.Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности студентов. Инструктаж по организации работы на уроке.

3.Проверка домашнего задания. Выводы о сфере практического применения производной.

4.Повторение и анализ основных теоретических фактов, ознакомление с историческими событиями, связанными с изучаемой темой.

5.Проверка знания студентами основных теоретических фактов. Применение знаний в стандартных или частично измененных ситуациях. Задания по карточкам.

6.Самостоятельная работа № 1( Устный тест №1)

7.Самостоятельная работа №2

8.Применение знаний при решении более сложных задач.

9.Введение нового материала. Самостоятельная работа № 3

10. Проверка знаний студентов.

11. Самостоятельная работа (тест № 4)

12. Подведения итогов.

13.Самооценка. Выставление оценок студентам.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности студентов. Инструктаж по организации работы на уроке.

Вступительное слово учителя. Запишите тему урока: Производная и ее применение.

Я надеюсь, что вы все хорошо подготовились к уроку и сможете показать, как знаете теоретический материал, посвященный данной теме, понимаете геометрический и механический смысл производной, алгоритмы исследования свойств функций с помощью производной. Я уверена, что вы продемонстрируете умение применять полученные знания при решении задач разного уровня сложности, а также навыки самоконтроля и самооценки.

Сегодня я - представитель фирмы «Алгоритм». Наша фирма специализируется на разработке и внедрении алгоритмов в различные сферы деятельности человека. На днях мы получили заказ, для выполнения которого необходимо увеличить штат сотрудников. Я предлагаю вам попробовать получить место в нашей фирме. При приеме на работу мы учитываем наличие таких личностных качеств, как компетентность, мобильность, умение находить необходимую информацию и преобразовывать ее, умение работать в паре. Подробно эти качества раскрыты в резюме, которое находится у каждого на столе, и которое вы будите заполнять по ходу встречи. (Приложение1)

А также вы можете добавить к своему рейтингу 25 баллов за следующие виды работ( у каждого на парте оценочный лист)

-устные и письменные тесты разного уровня сложности,

-ответы на теоретические вопросы,

-подготовку докладов и исторических сообщений,

-решения задач у доски,

-ответы и выполнения практических заданий на рабочих местах,

-решения дополнительных задач в свободные минуты.

  1. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания. Выводы о сфере практического применения производной.

Ребята! На дом вы получили следующие задания, надо отыскать задачи прикладного характера, при решении которых используется производная. Один из студентов решает домашнее задание с объяснением у доски.

Задача.

Сигнальная ракета летит вертикально вверх так, что ее движение описывается законом s(t)=98t-4,9t2 (t-в секундах, s-в метрах).

Найдите скорость ракеты через 5 с движения.

Историческая справка. Повторение теоретического материала.

Один из студентов делает сообщение об истории развития дифференциального исчисления (4 б.) В это время двое студентов готовятся у доски к ответам по карточкам, содержащим вопросы теоретического содержания:

К. №1 Определение производной. Правила дифференцирования.

К.№2 Геометрический и механический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции.

И один студент демонстрирует таблицу производной по тестам на наглядном пособии.

Проверка знания студентами основных теоретических фактов, умения применять их в стандартных или частично измененных ситуациях.

Итак, на предыдущем уроке мы говорили о скорости движения самолета, поезда, автобуса, ракеты, о скорости падения камня, вращения шкива и т .д. Говорили о скорости выполнения определенной работы, о скорости протекания химической реакции, о быстроте роста населения в данном городе. Т.е о скорости мы говорили по отношению к любой величине, которая изменяется с течением времени. И для этого использовали понятие производной.

Изучили физические производные величины:

v (t)=x′(t)-скорость

a (t)=v′(t)-ускорение

I (t)=q′(t)-сила тока

C (t)=Q′(t)-теплоемкость

d (l)=m′(l)-линейная плотность

k (t)=l′(t)-коэффициент линейного расширения

Урок на тему Производная и ее применение(t)=Урок на тему Производная и ее применение(t) -угловая скорость

N (t)=A′(t)-мощность

Урок на тему Производная и ее применение-угловое ускорение

Задание № 1.(Самостоятельная работа №1). Устный тест. Для студентов демонстрируют слайд по четыре варианта ответов к ним. На каждый вопрос студенты по команде преподавателя поднимают сигнальные карточки с номерами ответов, которые по их мнению. Являются правильными. ( 5 б.) За неправильный ответ (-0,5б.) Преподаватель записывает их в оценочный лист.

Задание №2.(Самостоятельная работа №2).Письменный тест из восьми заданий в каждом из четырех разделов. Студенту надо выписать столбиком соответствующие друг другу элементы таблицы. После проверки теста, заносят их в свои оценочные листы. Для проверки демонстрируется слайд «Проверь себя». Выявляются ошибки, проводится анализ.

Поставьте знак «+» или «-» в строчках резюме, относящихся к тесту.


  1. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать задачи прикладного характера, связанные с вашей будущей профессией.

Задача о мгновенной величине тока. Представим себе электрическую цепь с некоторым источником тока. Обозначим через q=q(t) количества электричества ( в кулонах), протекающее через поперечное сечение проводника за время t. Тогда q(t1 )-q(t0) есть количество электричества, протекающее через указанное сечение за промежуток времени от момента t1 момента t1 . Средней силой тока за указанный промежуток времени называется число Icp=Урок на тему Производная и ее применение

В случае постоянного тока средняя сила тока I будет одинаковой для любых различных, но одинаковых по длительности промежутков времени. Если в цепи переменный ток, то I, будет различной для различных, но одинаковых по длительности промежутков времени. Поэтому для характеристики цепи переменного тока входят понятие мгновенной силы тока, или силы тока в данный момент времени:

Мгновенной силой тока I (t) в момент времени t называется предел (если он существует), к которому стремится средняя сила за ′промежуток времени от t до t0 ,

I cp = Урок на тему Производная и ее применение

Начинаем проверку ваших личных качеств. Вам предлагается выполнить самостоятельную работу.

Задание № 3

Самостоятельная работа № 3 на 6мин. (Приложение № 3)

1 Количество электричества, протекающее через проводник, начиная с моментаt=0, задается формулой q=3t2+t+2. Найдите силу тока в момент времени t=3c.

(ответ: 19 А )

2.Изменение силы тока в зависимости от времени выражено уравнение I=2t2-5t.

(I- в амперах, t- в секундах). Найти скорость изменения силы тока в конце 10-й секунды.(ответ:35 А/с)

3.Найти силу тока I , если количество изменяется по закону Q(t)=2t2+1

электричества, проходящее через поперечное сечение проводника за 10 с.

(ответ: 40 А)

4.В какие моменты времени ток в цепи равен нулю, если количество электричества, протекающее через проводник, задается формулой:

q=4t+2. (ответ: 0)

Для проверки демонстрируется слайд «Проверь себя». Выявляются ошибки, проводится анализ.

Поставьте знак «+» или «-» в строчках резюме.



  1. Закрепление. Проверка усвоения знаний и навыков их применения студентами.

В закреплении давайте решим экономическую задачу и задачу из учебника № 5.98

Пусть х- расстояние ВР, 0Урок на тему Производная и ее применение,тогда КВ=Урок на тему Производная и ее применение2+92 ; РL=15-х. Формула нахождения времениt=Урок на тему Производная и ее применение , t1=Урок на тему Производная и ее применение, t2=Урок на тему Производная и ее применение ;

t(x)=Урок на тему Производная и ее применение+Урок на тему Производная и ее применение ; Найдем наименьшее значение функции на отрезке

[0; 15].

t′(x)=Урок на тему Производная и ее применение -Урок на тему Производная и ее применение ; Урок на тему Производная и ее применение -Урок на тему Производная и ее применение=0 ; х=12;

Ответ: На расстоянии 12 км от пункта В.

Экономическая задача:

Выбрать оптимальный объем производства фирмой, функция прибыли которой может быть смоделирована зависимостью: П(q)=R(q)-C(q)=q2-4q+8

Решение:

П′(q)=R′(q)-C′(q)=2q-4; 2q-4=0; q=2.

При qУрок на тему Производная и ее применение2Урок на тему Производная и ее применениеП′(q)Урок на тему Производная и ее применение прибыль убывает;

При qУрок на тему Производная и ее применение2Урок на тему Производная и ее применениеП′(q)Урок на тему Производная и ее применение прибыль возрастает;

При qУрок на тему Производная и ее применение2Урок на тему Производная и ее применение прибыль принимает минимальное значение.

Каким же будет оптимальный объем выпуска для фирмы?

Если фирма не может производить за рассматриваемый период больше 4-х единиц продукции (p(q=4)=p(q=0)=8), то оптимальным решением будет вообще ничего не производить, а получать доход от сдачи в аренду помещений или оборудования.

Если же фирма способна производить больше 4-х единиц, то оптимальным для фирмы будет выпуск на пределе своих производственных мощностей.

В закреплении делаю вывод.

Применение производной для решения задач требует от студентов нетрадиционного мышления. Знание нестандартных методов и приемов решения задач способствует развитию нового, нешаблонного мышления, которое можно успешно применять также и в других сферах человеческой деятельности (вычислительная техника, экономика, физика, химия и т.д.) Это доказывает актуальность данной темы


Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.

  1. Найти производную функции f′(x).

  2. Найти стационарные и критические точки, принадлежащие отрезку [a; b]

  3. Вычислить значение функции y=f(x) в точках, отображенных шагом 2, и в точках а и b.

  4. Сравнить все полученные значения и выбрать среди них наименьшее и наибольшее.

  5. Записать ответ:Урок на тему Производная и ее применение

Теперь рассмотрим намного сложнее задачи. Работа по карточкам.

Самостоятельная работа № 4

1.Пусть электрическая лампочка движется с помощью блока вдоль вертикальной прямой ОВ. На каком расстоянии от горизонтальной плоскости следует ее разместить, чтобы в точке А этой плоскости освещенность была наибольшей ( ОА= а) (ответ: х =Урок на тему Производная и ее применение )

2.Над центром круглого стола радиуса r висит лампа. На какой высоте следует подвесить эту лампу, чтобы на краях стола получить наибольшую освещенность. (h=Урок на тему Производная и ее применение )

6.Итог урока. Самооценка. Выставление оценок преподавателем.

Пока группа экспертов проверяет работы студентов по подготовленным шаблонам, студенты подводят итоги, отвечая на вопросы преподавателя:

*назовите имена ученых, внесших вклад в создание и развитие дифференциального исчисления,

*с какими новыми понятиями вы познакомились в процессе изучения новой темы?

*какой новый алгоритм стал вам известен?

*задачи, какого рода, решаются с помощью производной?

Преподаватель предлагает студентам вспомнить, какие цели ставились в начале урока, и обсудить, все ли удалось выполнить.

В это время эксперты завершают работу по проверке самостоятельной работы №4.Полученные результаты фиксируются в оценочных листах., а также в резюме.

Тем, кто готов к работе в фирме, преподаватель может вручить удостоверение, а остальным советует не расстраиваться, продолжить развитие своих личностных качеств. Выставление оценок.

В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

«Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись- радовать глаз,

Поэзия- пробуждать чувства,

Философия- удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело- совершенствовать материальную сторону жизни людей,

А математика способна достичь всех этих целей»

(американский математик Морис Клайн.)


  1. Домашнее задание.

Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа, учебник для общеобразовательных организаций,11 класс,- М: Просвещение, 2014, № 5.96

По желанию, выполните исследовательскую работу на тему: «Применение производной»

Было ли вам трудно? Что понравилось?

Было ли интересно работать? Какие есть вопросы?


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.


Тема:

Производная и ее применение.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний в решении прикладных задач.

Цель деятельности педагога:

создать условия для осуществления рефлексивного действия, т.е. оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п..

Планируемые результаты:

-предметные- умение решать задачи с помощью производной, использовать правила нахождения производных;

-метапредметные- формирование и развитие универсальных способностей студентов;

личностные- обеспечивание ценностной ориентации студентов.

Межпредметные связи:

связь с физикой и электротехникой.

Форма обучения:

групповая.

Образовательные ресурсы:

-сформировать понятие о производной;

-знать правила нахождения производных;

-решать прикладные задачи с помощью производной.

Основные понятия:

Скорость, ускорение, производная, касательная.

Оборудование:

Карточки с заданиями к уроку, проектор, презентации с тестовыми заданиями и решениями некоторых задач урока.





Этапы урока в соответствии с технологической картой.

Время

Этап урока

Цель:

Требования:

Рекомендации:

1-2

мин.

Мотивация

(самоопре-

деление)

мотивация к учебной деятельности, включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1)создаются условия для возникновения у студента внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

2)актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

3)устанавливаются тематические рамки («могу»).

доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д;

беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

5-6 мин.

Актуализация знаний и факторов затруднений.

выявление места и причины затруднения, готовность и осознание потребности к построению нового способа действия.

1)актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3)мотивация студентов к проблемному учебному действию («надо»-«могу»-«хочу»), и его самостоятельное осуществление;

4)фиксация студентов индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обоснования.

коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах;

задания для самостоятельного выполнения;

вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствие изученного их обоснования.

2-3 мин.

Постановка учебной задачи.

Постановка цели действия.

сопоставление студентами действий с используемым способом (где?);

выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

на этой основе студенты ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется преподавателем.

коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог;

включение эмоционального компонента: «Яркое пятно», похвала и т.п.

10-11 мин.

Открытия нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство) т.е. построение обучающимися нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

студенты выбирают метод решения учебной задачи- свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. - и на его основе строят достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы , определяются предметные действия с моделями, схемами и пр.;

новый способ действий фиксируется- вербально и знаковое;

студенты преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Этим процессом руководит преподаватель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог; использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

4-5 мин.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий;

рефлексия достижения цели.

студенты самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по алгоритму; создание ситуации успеха, допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки. В завершение организуется исполнительная рефлексия за реализации построенного проекта учебных действий и самостоятельных процедур.

обучение процедуре грамотного самоконтроля,

-письменная работа, небольшого объема, узкой типовой направленности;

-индивидуальная деятельность.

2-3 мин.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка результатов деятельности.

организация рефлексии и самооценки студентами своей деятельности на уроке;

фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

планирование дальнейшей деятельности определения заданий для самоподготовки

(домашнее задание с элементами выбора творчества).

беседа, самостоятельная работа;

-обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать еще?


© 2010-2022