- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика
Раздел | Математика |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прокопенко Е.М. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для первого класса разработана на основе авторской программы Кочуровой Е.Э. для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления (Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред.Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана - Граф. 2011) в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа направлена на развитие математических способностей учащихся, на формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарным навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Общая характеристика
Факультатив «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.
Цель данной программы - воспитание любознательного, активного, заинтересованного,
познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера.
Задачи:
-
формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников;
-
воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать;
-
развитие умения решать учебную задачу творчески.
Место в учебном плане.
Программа факультатива «Занимательная математика» в 1 классе рассчитана на 32 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Внесены изменения. В соответствии с приказом УО администрации Старооскольского городского округа от 14 июня 2011 года №833 «О сроках каникул и продолжительности учебных четвертей общеобразовательных учреждений в 2012-2013 учебном году» продолжительность учебного года составляет 33 недели, поэтому в календарно-тематическое планирование добавлен 1 час на повторение (33 часа).
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Форма организации занятий -игровая. Место проведения занятий - классный кабинет, игровая комната, актовый зал
Ценностные ориентиры
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-
воспитание чувства справедливости, ответственности;
-
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
-
участие в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Метапредметные результаты:
-
Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового
кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
-
Применение изученных способов учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
-
Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
-
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение
в пробном действии.
-
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-
Универсальные учебные действия».
Предметные результаты:
-
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
-
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
-
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
-
Воспроизводить способ решения задачи.
-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
-
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
-
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Содержание
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Содержание занятия
Дата
1
Математика - это
интересно
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3
клетки).
02.09
2
Танграм: древняя китайская
головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка
выполненной работы.
09.09
3
Путешествие
точки.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его «шагов».
16.09
4
Игры с кубиками.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
23.09
5
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
30.09
6
Волшебная
линейка
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
07.10
7
Праздник числа 10
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
14.10
8
Конструирование
многоугольников
из деталей
танграма
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
21.10
9
Игра-соревнование
«Веселый счёт»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
05.11
10
Игры с кубиками.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
11.11
11
ЛЕГО-
конструкторы.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
18.11
12
ЛЕГО-
конструкторы.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
25.11
13
Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
02.12
14
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».
09.12
15
«Спичечный»
конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
16.12
16
«Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
23.12
17
Задачи-смекалки.
Задачи с некорректными данными.
Задачи, допускающие несколько способов решения.
13.01
18
Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
20.01
19
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».
27.01
20
Числовые
головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
03.02
21
Математическая
карусель.
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические
головоломки», «Занимательные задачи».
17.02
22
Математическая
карусель.
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические
головоломки», «Занимательные задачи».
24.02
23
Уголки
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
03.03
24
Игра в магазин.
Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20.
10.03
25
Конструирование
фигур из деталей
танграмма
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
17.03
26
Игры с кубиками.
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.
31.03
27
Математическое
путешествие.
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий -
вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.
07.04
28
Математические
игры
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
14.04
29
Секреты задач
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
21.04
30
Математическая
карусель.
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические
головоломки. Занимательные задачи.
28.05
31
Числовые
головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
05.05
32
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
12.05
33
Математический КВН
Конкурсно-игровая программа
19.05
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение
1. Литература
1. Гороховская Г.Г. решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников// Начальная школа. - 2009. - 37
2. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.
4. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: АСТ, 2006
2. Оборудование и приборы
1.Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами
3. Математический веер с цифрами и знаками
4.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100)
5.Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика».
6.Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10,20,100», «Вычитание в пределах 10,20,100»
7.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас:10п,л. формата А1/ Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.Тихомирова. - М:ВАРСОН,2010
8. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас:методические рекомендации/ Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.Тихомирова. - М:ВАРСОН,2010
6