Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для первого класса разработана на основе авторской программы Кочуровой Е.Э. для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления (Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред.Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана - Граф. 2011) в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа направлена на развитие математических способностей учащихся, на формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарным навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Общая характеристика

Факультатив «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.

Цель данной программы - воспитание любознательного, активного, заинтересованного,

познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера.

Задачи:

  • формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников;

  • воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать;

  • развитие умения решать учебную задачу творчески.

Место в учебном плане.

Программа факультатива «Занимательная математика» в 1 классе рассчитана на 32 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Внесены изменения. В соответствии с приказом УО администрации Старооскольского городского округа от 14 июня 2011 года №833 «О сроках каникул и продолжительности учебных четвертей общеобразовательных учреждений в 2012-2013 учебном году» продолжительность учебного года составляет 33 недели, поэтому в календарно-тематическое планирование добавлен 1 час на повторение (33 часа).

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Форма организации занятий -игровая. Место проведения занятий - классный кабинет, игровая комната, актовый зал

Ценностные ориентиры

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • участие в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Метапредметные результаты:

  • Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового

кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.

  • Применение изученных способов учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение

в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Универсальные учебные действия».

Предметные результаты:

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Содержание

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное

выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Содержание занятия


Дата

1


Математика - это

интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3

клетки).

02.09

2


Танграм: древняя китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

09.09

3

Путешествие

точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.

Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

16.09

4

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

23.09

5

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

30.09

6

Волшебная

линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

07.10

7

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

14.10

8

Конструирование

многоугольников

из деталей

танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

21.10

9

Игра-соревнование

«Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

05.11

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11.11

11

ЛЕГО-

конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

18.11

12

ЛЕГО-

конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

25.11

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

02.12

14

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

09.12

15

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

16.12

16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

23.12

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

13.01

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

20.01

19

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

27.01

20

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

03.02

21

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

17.02

22

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

24.02

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

03.03

24

Игра в магазин.

Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20.

10.03

25

Конструирование

фигур из деталей

танграмма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

17.03

26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

31.03

27

Математическое

путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий -

вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.

07.04

28

Математические

игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

14.04

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

21.04

30

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

28.05

31

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

05.05

32

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

12.05

33

Математический КВН

Конкурсно-игровая программа

19.05

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение

1. Литература

1. Гороховская Г.Г. решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников// Начальная школа. - 2009. - 37

2. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.

4. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: АСТ, 2006

2. Оборудование и приборы

1.Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами

3. Математический веер с цифрами и знаками

4.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100)

5.Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика».

6.Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10,20,100», «Вычитание в пределах 10,20,100»

7.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас:10п,л. формата А1/ Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.Тихомирова. - М:ВАРСОН,2010

8. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас:методические рекомендации/ Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.Тихомирова. - М:ВАРСОН,2010

6



© 2010-2022