- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс (Атанасян)
Рабочая программа по геометрии 9 класс (Атанасян)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лебедева Т.С. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КИРАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
«ПРИНЯТО»
Руководитель МО
_________ /Лебедева Т.С./
Протокол № _______
от «___» ________ 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР МБОУ «У-КСОШ-И»
_____________ /Нечаева Т.С./
«_____» ____________ 2015 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель МБОУ «У-КСОШ-И»
___________/Имыгиров С.Л./
Приказ № _____
от «_____» ___________ 2015 г.
Рабочая программа
по геометрии
9 класс
Лебедевой Татьяны Сергеевны
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии со следующими документами:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 г. №273 ФЗ;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 (с изменениями и дополнениями);
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9 кл./ Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г
-
Рабочая программа, опирающаяся на УМК: Геометрия 7 -9. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк- М.: Просвещение, 2007.
Цели:
-
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачи :
-
Формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
-
Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин;
-
Овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;
-
Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;
-
Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;
-
Формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
В программу включены все рекомендуемые темы для 9 класса. Рабочая программа рассчитана на 70 часов: 2 часа в неделю. В течение года планируется провести 6 контрольных работ.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема
Количество
часов
Контрольные работы
1
Повторение курса 8 класса
2
-
2
Векторы
9
-
3
Метод координат
11
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
15
1
5
Длина окружности и площадь круга
12
1
6
Движения
9
1
7
Повторение. Решение задач
12
2
Итого
70
6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование темы
Дата проведения
По плану
Фактически
Повторение курса 8 класса (2 часа)
1/1
Многоугольники. Площади.
2/2
Признаки подобия треугольников.
Векторы (9 часов)
3/1
Понятие вектора. Равенство векторов
4/2
Понятие вектора. Откладывание вектора от данной точки
5/3
Сложение и вычитание векторов
6/4
Сложение и вычитание векторов
7/5
Произведение вектора на число.
8/6
Применение векторов к решению задач
9/7
Применение векторов к решению задач
10/8
Применение векторов к решению задач
11/9
Средняя линия трапеции
Метод координат (11 часов)
12/1
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
13/2
Координаты вектора
14/3
Решение задач
15/4
Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат»
16/5
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
17/6
Простейшие задачи в координатах
18/7
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
19/8
Уравнение окружности. Решение задач
20/9
Уравнение прямой
21/10
Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах»
22/11
Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой»
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (15 часов)
23/1
Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество
24/2
Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.
25/3
Решение задач
26/4
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов
27/5
Теорема косинусов
28/6
Решение треугольников
29/7
Решение треугольников
30/8
Измерительные работы
31/9
Решение задач «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
32/10
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
33/11
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов
34/12
Решение задач «Скалярное произведение векторов и его свойства»
35/13
Решение задач «Скалярное произведение векторов и его свойства»
36/14
Решение задач «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
37/15
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Длина окружности и площадь круга (12 часов)
38/1
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника
39/2
Окружность, вписанная в правильный многоугольник
40/3
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
41/4
Построение правильных многоугольников.
42/5
Длина окружности.
43/6
Площадь круга
44/7
Площадь кругового сектора
45/8
Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора»
46/9
Решение задач по теме «Длина окружности»
47/10
Решение задач по теме « Площадь круга».
48/11
Решение задач по теме « Площадь кругового сектора».
49/12
Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга»
Движения (9 часов)
50/1
Отображение плоскости на себя.
51/2
Понятие движения. Свойства движения
52/3
Параллельный перенос.
53/4
Поворот
54/5
Поворот
55/6
Решение задач «Параллельный перенос»
56/7
Решение задач «Поворот»
57/8
Повторение и обобщение по теме «Движения»
58/9
Контрольная работа № 4 по теме «Движения»
Повторение. Решение задач (12 часов)
59/1
Об аксиомах планиметрии
60/2
Начальные геометрические сведения. Параллельные и перпендикулярные прямые
61/3
Треугольники. Признаки равенства треугольников
62/4
Треугольники. Признаки подобия треугольников
63/5
Окружность
64/6
Окружность
65/7
Многоугольники. Четырёхугольники
66/8
Многоугольники. Четырёхугольники
67/9
Векторы. Метод координат. Движения
68/10
Итоговая контрольная работа
69/11
Итоговая контрольная работа
70/12
Заключительный урок-беседа по курсу геометрии
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Повторение курса 8 класса (2 ч)
2.Векторы. Метод координат (20 ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (15 ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4.Длина окружности и площадь круга (12ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 га-угольника, если дан правильный га-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
5.Движения (9 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
8. Повторение. Решение задач (12 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:
-
«Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 - 9 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова»
-
Геометрия 7 -9. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк- М.: Просвещение, 2007.
-
«Геометрия. Дидактические материалы 9 класс М. Просвещение 2009» авторы: Б. Г. Зив, В. М. Мейлер
-
«Поурочные разработки по геометрии 9 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2008. Автор Н. Ф. Гаврилова
-
«Тематические тесты. Геометрия 7 - 9 классы». М. Просвещение 2008. автор П. А. Алтынов
-
«Тематические тесты. Геометрия 7 - 9 классы. М. Просвещение 2008. автор П. А. Алтынов, «Тесты геометрия 9» Белицкая О. В. издательство «Лицей» 2010 г
Для ученика:
-
Геометрия 7 -9. Учебник для общеобразовательных учреждений.
-
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. -М.: Дрофа, 2004
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат»
Вариант 1
1. Точки E и F лежат соответственно на сторонах AD и BC параллелограмма ABCD; AE = ED, BF:FC = 4:3. Выразите вектор через векторы и .
2. Найдите координаты вектора , если , , .
3. Боковые стороны прямоугольной трапеции равны 15 см и 17 см, средняя линия равна 6 см. Найдите основания трапеции.
Вариант 2
1. Точки K и M лежат соответственно на сторонах AB и CD параллелограмма ABCD; AK = KB, CM : MD = 2 : 5. Выразите вектор через векторы и .
2. Найдите координаты вектора , если , ,
3. Один из углов прямоугольной трапеции равен 120°, бóльшая боковая сторона равна 20 см, средняя линия равна 7 см. Найдите основания трапеции.
Контрольная работа № 2 по теме
«Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов»
Вариант 1
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью ОХ, если А (-1; 3).
2. Решите треугольник АВС, если угол В = 30°, угол С = 105°, ВС = 3см.
3. Найдите косинус угла М треугольника KLМ, если К (1; 7), L (-2; 4), М (2; 0). Найдите косинусы углов K и L.
Вариант 2
1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью ОХ, если В (3; 3).
2. Решите треугольник ВСD, если угол В = 45°; угол D = 60°, ВС = см.
3. Найдите косинусы углов А, В и С треугольника АВС, если А (3; 9), В (0; 6), С (4; 2).
Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга»
Вариант 1
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
3. Найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если ее градусная мера равна 150°.
Вариант 2
1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 м. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в нее правильного шестиугольника равна 72 см2.
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120°, а радиус круга равен 12 см.
Контрольная работа № 4 по теме «Движения»
Вариант 1
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках М и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. используя параллельный перенос, докажите, что четырехугольник О1МDО2 является параллелограммом.
Вариант 2
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны СD.
2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
1. В треугольнике АВС точка D - середина стороны АВ, точка М - точка пересечения медиан.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки А(1; 1), В(4; 5), С(-3; 4).
а) Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы СМ.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 120о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
Вариант 2
1. В параллелограмме АВСD диагонали пересекаются в точке О.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки К(0; 1), М(-3; -3), N(1; -6).
а) Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы NL.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АD и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 60о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.